10 мин.

Гран При Монако: Шесть из шести

Жемчужина чемпионата мира подарила нам 6 победителя в 6 гонках сезона. Абсолютный рекорд побит. Кто бы мог подумать. Точно так же, как и в 1983, о чем я писал в предыдущем обзоре, победы добился гонщик, пилотирующий болид с мотором Renault. Однако вариативность триумфов команд отныне прекратилась. Первыми второй победы в сезоне, как это и подобает действующим чемпионам, добились подопечные Кристиана Хорнера.

Второй Гран При подряд быстрейший гонщик пелетона лишается честно заработанного поула. Вслед за Льюисом Хэмильтоном ужасной кары стюардов удостоился Михаэль Шумахер, который должен был поднять мировую планку до 69, завоевав первый поул-позишн с Гран При Японии 2006 года.

Триумфаторы

Red Bull

Самый старый и добившийся наименьших успехов из всех пилотов топ-команд Уэббер второй раз выигрывает самую престижную гонку сезона. Австралиец, который в дебютном квартете Гран При финишировал 4, а две недели назад и вовсе остался без очков, лишь в 8 раз в карьере ворвался на верхнюю ступень пьедестала, застолбив для Red Bull третий триумф подряд в Монте-Карло. Залогом успеха стала победа над Себом в квалификации, а 0,08 секунды поражения Шумахеру явили презент в виде 10 в карьере Марка поул-позишн.

В гонке австралиец не был быстрейшим, однако сполна использовал преимущества узких улочек и всегда мог задавать пелетону темп, не заботясь о том, что кто-то в очной борьбе сможет его опередить. Итогом стал паровозик-Уэббер, когда за пять кругов до финиша над княжеством стал накрапывать дождь, и топ-6 уложилась в секунду!

Действующий чемпион и действующий победитель Монако второй Гран При подряд не поехал на быстрый круг в суперпоуле, сэкономив свежий комплект Cinturato. В результате Себастьян, как еще ди Реста, Баттон, Петров и Мальдонадо, в отличие от всего пелетона мог стартовать на свежем soft против прикатанного supersoft и пересидеть всех конкурентов на трассе. Уходя от потерявшего четвертую точку опоры Lotus, Феттель срезал Sainte Devote (позади него также поступили Нико, Даниэль и дуэт Marussia) и благодаря этому выиграл 3 места. Если учесть, что позицию немец отыграл еще до старта за счет штрафа Мальдонадо, Себ выстрелил разом в шестерку! Поначалу ему приходилось нелегко против соперников на опциональных покрышках, однако на 17 круге сверхмягкий комплект на Lotus Райкконена «умер», и Феттель просто улетел в отрыв. Замедление финна как раз не сыграло на руку Себу, ибо Кими отрезал остальной пелетон от лидеров, лишив последних возможного трафика после пит-стопов.

Но что сделал немец? 17 «лишних» кругов по отношению к напарнику едва не позволили Феттелю остаться лидером. Однако всему есть предел, и после лучшего (43) круга гонки Себастьяна уже Марк поехал быстрее, а на 45, за круг до пит-стопа немца, Уэббер вез ему уже более 0,6… Итог: Феттель, пропустив трио лидеров, выскочил бок о бок с Льюисом, второй Гран При подряд в очной дуэли одержав над британцем верх. Но, если Вам покажется, что Гийом Роклен пересидел с Себом и из-за этого потерял победу или подиум, то однозначно отвечу: выше 4 места прыгнуть было нереально. Да, топ-квартет разделяло лишь 4 секунды, однако Хэм проигрывал Алонсо уже полторы…

Mercedes

Росберг провел безукоризненный Гран При, всю гонку провисев на хвосте лидера. Скорости Нико так и не хватило на атаку своего первого в F1 напарника, однако ее оказалось достаточно, чтобы после провального старта чемпионата 4 уик-энд подряд заработать большие очки. Пусть не "золото", как у далось его отцу в 1983, но "серебро" идет в копилку немца.В отличие от златокудрого соотечественника семикратный чемпион не только не смог подняться на подиум, но даже и финишировать в Гран При. Второй год подряд Михаэль, выдав лучшую квалификацию сезона, из-за механических проблем сошел на княжеских улочках. Получив пенализацию в 5 мест за испанское столкновение с Сенной и оказавшись между парой Ferrari, Шуми не думал сдаваться и нацеливался только на победу. Однако соседство на решетке с молодым и горячим Грожаном (о чем я с такой силой умалчивал, изо всех сил желая избежать их возможной аварии) закончилось, как и в Малайзии, контактом. Оказавшийся в коробочке Алонсо дернулся в сторону Романа, поравнявшись с Хэмильтоном, и французу пришлось смещаться влево, где уже находился прекрасно стартовавший Михаэль. Слева от Шумахера уже был рельс – четырем болидам на сужающемуся к Sainte Devote полотну просто не хватило места… Mercedes сломал заднюю подвеску Lotus, и Михаэль передал эстафетную палочку гонщика, прошедшего наименьшее количество кругов (183) Роману. Сам же семикратный чемпион борьбу продолжить сумел, однако пропустил еще Массу, Феттеля и Райкконена. Упущение финна вперед стало крахом надежд на подиум для немца, ибо на E20 быстрее других стал сдавать впервые в сезоне использовавшийся supersoft, и Кими просто отрезал пелетон от шестерки лидеров. Невероятные усилия величайшего гонщика современности позволили прорваться вперед остановившегося Массы и выйти-таки на 7 позицию после своего пит-стопа. Однако все усилия оказались тщетны, поскольку за 20 кругов до финиша на Mercedes упало давление топлива…

Ferrari

Команда из Маранелло провела выдающийся Гран При. Фернандо выиграл две позиции за счет штрафа Шумахера и схода Грожана и уже к первому повороту оказался на пороге подиума. Фелипе, уйдя в бой 7, оправдывая лейбл лучшего стартера сезона (+21 место), выстрелил разом за Алонсо и прессинговал напарника на первых кругах!

Далее пилоты расположились, согласно своему статусу. Выступавший в золотом шлеме в честь 70 ГП Монако Фернандо перед пит-стопом настиг и за счет лишнего круга на трассе блестяще опередил Хэмильтона, финишировав 3. Фелипе же, оставшись запертым за Льюисом, тем не менее, 6 местом подтвердил возвращение в ряды лидеров. Если в Бахрейне дебютные очки сезона могли показаться исключительными, ввиду двукратности триумфов бразильца на манамской трассе, то конкурентоспособный Гран При – 0,1 в квалификации от напарника и гонка на классе Алонсо – свидетельствует об окончании череды уик-эндов не на уровне пилота топ-команды для Массы.

Проигравшие

McLaren

Для команды из Уокинга, финишировавшей на 8 и 9 позициях в Испании, 10 очков в Монако (на трассе абсолютно противоположного толка) стали поистине обескураживающими. После двух первых рядов в дебюте сезона и неформального статуса лучшей команды пелетона такое выступление не выдерживает никакой критики.

Хэмильтон, после двух поул-позишн подряд, после феноменального квалификационного времени в Барселоне, после серии из трех подиумов на старте сезона третью гонку подряд проводит за его порогом… Даже старт с 3 места не помог, и, тактически, Льюис проиграл позиции Алонсо и Феттелю, не сумев удержать Pirelli в оптимальном диапазоне температур.

Однако поражение молодого англичанина выглядит совсем безобидным, если взглянуть на «успехи» его более возрастного соотечественника. Да, Дженс в 2012 чередует призовую гонку с нерезультативной, да, Дженс в Монако в очках финишировал только на подиуме. Однако, чтобы все это реализовать в стиле второго подряд не выхода в суперпоул, просиживания всей гонки на заднем антикрыле Caterham и итоговому сходу с проколотым колесом из-за неудачной атаки на болид-аутсайдер – для победителя первой гонки сезона это слишком. Баттон показал, что он не Култхард, который хоть и провисел 43 круга княжеской гонки за Бернольди в 2001 (и уступил лидерам за это время целый круг), но, тем не менее, пробился на 5 место и показал быстрейшие секунды. Дженсон же, хоть и имеет столько же побед и даже чемпионский титул, явно по уровню боевитости и силе характера до своего британского предшественника не дорос. Впрочем, откат на 7 позицию в первенстве - наглядное тому подтверждение. Баттон только и делал, что повторял после квалификации и гонки, что «это не его день».

Катастрофичные латиноамериканцы

Насколько успешно Мальдонадо провел прошлую гонку, настолько провально выступил сейчас. Воодушевленный дебютной победой в Испании Пастор вознамерился выиграть и второй Гран При подряд, однако 9 скорость в квале (худший быстрый круг в суперпоуле) и двойной штраф – суммарно на 15 мест – спустили латиноамериканца с небес на Землю. Да, 10 позиций за контакт на 3 тренировке суровы, однако, кто мешал Мальдонадо сделать выводы от аналогичного, но еще более грубого эпизода в его исполнении на квалификации ГП Бельгии’11, когда венесуэлец подрезал Хэмильтона и получил пенализацию в 5 мест? В отличие от прошлогоднего Спа, где после штрафа Пастор заработал единственное в сезоне очко, в Монако пилот закончил гонку так же, как и финальную тренировку. И если в субботу он это сделал единолично, после удара в Переса (за который и получил пенальти) разбив Williams в Casino, то в воскресенье в первом повороте гонки убрал с собой еще и феноменально квалифицировавшегося 21 на абсолютно худшем болиде пелетона Педро де ля Розу…

Противоположный суетному венесуэльцу уик-энд продемонстрировал его южноамериканский напарник Сенна. Бруно спокойно провел гонку и, избежав контактов, привез в копилку Williams зачетный балл.Символично, что с последнего ряда вместе с Пастором в бой уходил его визави еще со времен борьбы за титул GP2 2010 года. Серхио Перес Мендоса серьезно не воспользовался штрафом своего венесуэльского обидчика, разбив Sauber, на первом же быстром круге квалификации не избежав контакта с внешним рельсом на входе во вторую связку «бассейна»… Такой трюк Чеко уже провернул на свободных заездах, однако тогда подвеска беспроблемно выдержала удар.После столь насыщенного начала уик-энда мексиканец не остановился и в гонке, заработав штраф за блокировку Райкконена. Перес, словно типичный нижегородский чайник, не обратил внимания, что его по внутренней траектории Rascasse атакует чемпион, и как ни в чем не бывало свернул в боксы. Благо феноменальной финской реакции хватило, чтобы избежать столкновения… Однако, отстрелявшись, Серхио этого оказалось недостаточно, и уроженец Гвадалахары пошел в настоящий штурм Ковалайнена, атаковав по внешнему радиусу первого поворота. В результате неуступчивый финн «увез» мексиканца в «карман» Sainte Devote, и Чеко ничего не оставалось, кроме как, «провернув жука», продолжить погоню за Caterham. В этой атаке Перес сломал переднее антикрыло конкуренту, благодаря чему уже через круг вновь смог повиснуть на колесе Хейкки и, срезав шикану, по внешней стороне самого жесткого торможения княжества, опередил Ковалайнена.

Удивительно, но мексиканца, лишившего команду Фернандеса лучшей в ее истории 12 позиции, не наказали, и Серхио даже успел еще пройти пилотировавшего на медленном «миксте» Верня. Однако Перес все равно остался на пороге очковой зоны, ибо в борьбе с Caterham проиграл лидерам круг.

Успех второго эшелона

Force India

Команда Виджея Малльи провела по-настоящему сильную гонку, на двух разных стратегиях выведя своих пилотов в восьмерку. Первым шагом к успеху гонщиков стал блестящий старт. И если Хюлькенберг выиграл место за счет схода Грожана и среза Sainte Devote, то проваливший квалификацию ди Реста отыграл три позиции, отлично сориентировавшись между взлетевшим Кобаяши и едва не накрытым японцем Баттоном. Во многом успех пилотов Малльи стал благодаря использованию свежих комплектов резины на протяжении всей гонки, чего были лишены впередиидущие конкуренты. Так или иначе, но Нико смог удержать позади Кими (предварительно опередив финна, воспользовавшись блокировкой Переса), а Пол, стартовав на 4 позиции позади немца, финишировал непосредственно перед ним. Шотландец не менее успешно, чем Феттель, реализовал тактику старта на «прайме», пересиживание конкурентов и последующий переходом на supersoft.

Caterham

Хотя Виталий Петров до финиша не добрался, лишившись шансов на успех еще в первом повороте при контакте с Кобаяши и примерив на себя роль комментатора российского телевидения; малайский коллектив не может не радоваться минувшему уик-энду.Как и надеялись в Норфолке, команде удалось повторить свое лучшее достижение, которого им удалось добиться ровно год назад в Монако. Причем тогда был дубль из 13 и 14 позиций, где Хейкки уступил Ярно Трулли. Теперь же финн, не имея столь сильного напарника в оппонентах, взял заветное 13 место и вывел Caterham в десятку, даже несмотря на предфинишную смену носового обтекателя. Глоку не хватило 4 секунд, чтобы отвоевать лучшую для Marussia позицию.

Резюме

Все говорят о 6 победителях в 6 Гран При, но никто не замечает, что за все это время обладателей лучших кругов в сезоне также 6! На этот раз быстрейшими секундами отметился неудачник-Перес. Впечатляюще для команды, чьим спонсором только что стал ФК Челси, ибо пока только пилотам Sauber в полном составе удалось сие достижение.

Однако, кто продолжит серию Дженсона, Кими, Камуи, Себастьяна, Романа и Серхио не важно. Важно, кто победит в седьмом Гран При. И есть ли сомневающиеся, что главным претендентом станет Михаэль. Кто как не семикратный чемпион мира и семикратный обладатель Большого Приза Канады способен поднять планку новых победителей 2012 года на новый уровень?

Статья опубликована в авторской колонке