8 мин.

Золотые страницы уругвайского футбола. Пеньяроль-1966

В 1966-м году у уругвайского Пеньяроля подобралась поистине выдающаяся команда. Крепкая оборона, возглавляемая парагвайцем Хуаном Лескано, дополнялась опорником оборонительного плана Нестором Гонсалвесом, очень хорошо перекрывавшим все прорехи в обороне и умело начинавшим атаки как дальним пасом, так и коротким ближнему - как правило, одному из латералей или связующему игроку, "восьмёрке", Хулио Сесару Кортесу. К слову, Гонсалвес - единственный игрок, удостоенный такой чести, как вывод своего номера из обращения в Пеньяроле. И номера не какого-либо, а традиционной для опорников пятёрки - почти такой же священной, как десятка для энганче.

Но круче всего, конечно, была группа атаки, в которой главными звёздами были легионеры - перуанец Хуан Хойа и эквадорец Альберто Спенсер. Да, такие были времена, что уругвайцы могли себе позволить игроков из числа самых-самых лучших в мире.

Хуан Хойа (слева) и Альберто Спенсер (справа)

Хойа ("драгоценность" в переводе с испанского) был настоящим бриллиантом в короне Пеньяроля - ультраскоростной и техничный крайний нападающий, он был крайне тяжёлым соперником для любых защитников. Ну а Спенсер - это просто король футбола. Мощный, очень быстрый, техничный, обладал прицельным ударом голеадора, а по игре на "втором этаже" вообще едва ли кто-то был лучше за всю историю футбола. К тому же очень стабильный. Игрок без слабых сторон, с кучей сильных и выдающихся. Эдакий эквадоро-уругвайский Пеле.

Педро Роча

Дополняли квартет Педро Вирхилио Роча и Хулио Сесар Аббадье. Роча - выдающийся энганче со всеми соответсвующими качествами (контроль мяча, пас, дриблинг) и даже больше: он очень хорошо играл головой и прыгал при своём и так не малом росте в 181 см, а также обладал очень сильным и точным ударом, благодаря чему был весьма результативным игроком.

Аббадье

Аббадье формально исполнял второго (помимо Хойи) крайнего нападающего, но по сути был ничуть не меньшим плеймейкером, чем Роча, и порой спускался за мячом очень глубоко, а также постоянно оказывался на самых разных участках поля. Он участвовал ещё в легендарной кампании Уругвая на ЧМ-1954, где забил 2 гола в 5 матчах и о которой вкратце рассказано здесь, и для своих 35-36 лет сохранил отличную скорость (можно только представить, сколь же хорош он был по молодости). Про технику и говорить нечего - ни помарочки при обработке мяча, безупречное его удержание точнейшими мелкими, неуловимыми движениями под прессингом даже нескольких защитников. И пасы - выверенные с точностью до сантиметров. Специально для тех, если такие есть, кто думает, будто про тех уругвайцев - это всё предания старины. Не-не, просто то были настоящие маэстрос.

А тренировал команду Роке Масполи - вратарь-чемпион мира 1950-го года.

Не без проблем, но довольно уверенно сквозь две групповые стадии Пеньяроль добрался до финала Кубка Либертадорес, где предстояло играть с Ривер Плейт. В первом матче в Монтевидео, на "Сентенарио", хозяева одержали непростую победу - только на 75-й минуте Аббадье открыл счёт, а Хойя через 10 минут удвоил, 2:0.

В Буэнос-Айресе, на "Монументале", Ривер не без труда отыгрался. Роча и Спенсер дважды выводили гостей вперёд, но Ривер оба раза отыгрывался, а в итоге и победу вырвал (3:2), во многом благодаря выдающемуся энганче Эрминдо Онеге. В случае равенства очков в финальном противостоянии в те годы назначалась третья, решающая игра на нейтральном поле, коим стал чилийский "Насьональ де Сантьяго".

Ривер обладал очень хорошей командой: в воротах - легендарный Амадео Каррисо, в защите - южноамериканский Беккенбауэр, Роберто Матосас (купленный, кстати, за большие деньги именно в Пеньяроле), в полузащите - моторные и техничные Хуан Карлос Сарнари и Хорхе "Индио" Солари, энганче - уже упоминавшийся великолепный Эрминдо Онега, по краям нападения - знаменитый уругваец Луис Кубижа (справа) и одна из легенд клуба - "Пинино" Мас (слева).

Вся эта честная компания задала нехилый жар в Сантьяго: Ривер полностью контролировал ситуацию на поле, а по истечении получаса Даниэль Онега (брат Эрминдо, центральный нападающий) открыл счёт, красиво и технично замкнув прострел справа ударом в касание в нижний угол ворот - к слову, это был его 17-й (!) гол в турнире, в котором он стал лучшим бомбардиром.

В конце первого тайма Солари счёт удвоил: отобрал мяч у левого латераля Омара Каэтано, элегантно обыграл его же и нанёс потрясающий дальний удар в "девятку" ворот, без шансов для Мазуркевича. Преимущество Ривера было практически подавляющим. Перед Пеньяролем ясно замаячило повторение ситуации годичной давности, когда они также выиграли первый матч у себя дома у Индепендьенте 1:0, но потом сгорели в Авежанеде (1:3), а в дополнительном и вовсе были размазаны (1:4).

Но тут случилась первая ошибка: знаменитый Ренато Чезарини заменил защитника Альберто Саинса на нападающего Хуана Карлоса Лажану, желая, видимо, полностью размазать уругвайцев. То был явный тактический просчёт. До поры-до времени матч шёл прежним чередом, но где-то по истечении 15 минут второго тайма всё явственнее начал проявляться дисбаланс в построениях Ривера. Третий забить не получилось, зато провалы в обороне становились всё более явными.

Помимо ошибки Чезарини, касательно того матча обычно вспоминают вероятную ошибку в начале второго тайма Амадео Каррисо, когда он один удар (мягкий и неточный) сначала принял на грудь (техника была хорошая) и только после этого забрал в руки. Типа, после этого уругвайцы завелись и отыгрались. Кто завёлся - так это чилийская публика, которая трюк Каррисо не оценила и начала сильно болеть против него, немного против Ривера и за Пеньяроль, а вот сам Амадео "заводку" уругвайцев считает мифом, что похоже на правду, так как после того сейва игра шла прежним ходом минут 8-10, как видно из сохранившейся записи, и только затем они "включились". Многовато для прямой связи одного с другим. Скорее обычный камбэк.

Хотя какой обычный, когда самый что ни на есть выдающийся. В определённый момент уругвайцы собрались с силами и включили свою знаменитую "гарру" на полную мощь. Ривер оказался не готов к такому повороту событий, а пробелы в его обороне - слишком внушительными, чтобы выйти сухими из воды против такого мастеровитого и решительного соперника. Спенсер и Аббадье сравнивают счёт буквально за 5 минут. Ривер пытается вернуть утраченное преимущество, но он потерял былую игру, а уругвайская оборона уже слишком крепка. Контратаки же смертельны, и "Мижонариос" уже куда ближе к поражению. Однако ничья, 2:2, и дополнительное время.

По регламенту тех лет, если ничья остаётся по истечении дополнительного времени, победителем объявляется команда с лучшей разницей мячей в противостоянии, то есть Пеньяроль в данном конкретном случае. Однако "Карбонерос" не пожелали оставлять свою судьбу на дело случая (удачливости оборонительных действий), продолжили много и уверенно атаковать, и в конце первой 15-минутки с подачи правого латераля Пабло Форлана всё тот же Спенсер наносит абсолютно неотразимый удар головой. А в начале второго дополнительного тайма Хойа словно рукой, идеально отправляет мяч в штрафную на набегающего Рочу, который головой направляет мяч точно в угол. 4:2 - грандиозный триумф "Ауринегрос" (чёрно-золотых).

В следующем матче национального чемпионата, с Банфилдом, болельщики последних выпустили на поле белую курицу с нарисованной поперечной красной полосой - стилизация под футболку Ривера и символ якобы трусливого и малодушного поражения в финале Либертадорес. С тех пор за Ривером навсегда закрепилось прозвище "Гажинас", употребляемое в негативном ключе.

Кроме того, то поражение стало окончанием целой эпохи для Ривера. Вскоре из-за серии без титулов решил уйти в отставку президент Антонио Либерти, а вместе с ним и целая философия клуба. Либерти считал, что Ривер - это как театр "Колон", где собраны практически все лучшие артисты, так и в Ривере - лучшие футболисты. Желая прервать начавшуюся в 1958-м году серию без трофеев, он покупал лучших футболистов по всему миру. В 1964-м был куплен Роберто Матосас за невероятные 33 млн. песо, помимо него приобретались в команду испанец Пепийо, бразильцы Моасир и Делем - такое количество легионеров было необычным для Ривер Плейт, клуба, поставившего больше всего игроков в сборную Аргентины в истории. Но в итоге проект фактически провалился, а историческая концепция "звёздного" Ривера, заведённая ещё в начале 30-х самим Либерти, со временем уступила место возможно чуть менее звёздным, но куда более заточенным на добычу результата командам.

Если у кого-то ещё оставались сомнения насчёт неслучайности победы Пеньяроля в Либертадорес, то они были полностью развеяны Межконтинентальным Кубком. В первом матче в Монтевидео Пеньяроль победил Реал всухую, 2:0 (дубль Спенсера). У мадридцев оставались неплохие шансы на победу: нужно было победить дома, и третий, дополнительный, матч был бы на нейтральном поле в Европе.

Но все их надежды были развеяны ещё в первом тайме. Пеньяроль показал очень хороший, техничный футбол с владением мячом и воплотил игровое преимущество в голы. Сначала, на 28-й минуте, Роча реализовал пенальти сильным и очень точным ударом в нижний угол ворот, который не позволил добраться до мяча Антонио Бентанкорту, угадавшему направление удара. А ближе к концу первого тайма Спенсер завершил прекрасную командную комбинацию из пасов в одно-два касания, оторвавшись от защитника и чётко катнув мимо вратаря. Настоящий гений футбола, монстр.

Во втором тайме уругвайцы решили сыграть от обороны, при этом на контратаках всё равно создали как минимум не меньше, чем Реал, который ничего не мог предложить, кроме беготни и навалов, которыми уругвайцев пугать было бесполезно - уэвос, сила духа этой команды были колоссальными. Когда мадридцам всё же удавались хорошие комбинации, выручал Ладислао Мазуркевич, который в свои 21 уже показывал высочайший уровень игры, феноменально. Один из лучших вратарей в истории футбола, вне всяких сомнений.

Ладислао Мазуркевич

Самим же "Карбонерос" уже не хватало желания довести некоторые хорошие комбинации и индивидуальные проходы до логического завершения, матч так и закончился - 2:0, победа Пеньяроля. Лучший клуб Южной Америки 20-го столетия, по версии Международной Федерации Футбольной Истории и Статистики, лучшая клубная команда 1966-го года.