7 мин.

Подход к оценке футболистов в фэнтези. Нужно ли его поменять?

Одна из важнейших составляющих фэнтези-футбола на спортс.ру - это оценивание футболистов перед запуском турнира. В настоящее время оцениванием занимаются сами фэнтези-игроки энтузиасты. Это действительно непростая и очень затратная по времени работа, которая заслуживает уважения и благодарности. Но принципы оценивания (минимальная и максимальная цена за футболиста с определенными амплуа, интервал цен) выработаны более 10 лет назад и оценщики до сих пор этими принципами придерживаются. Так ли они хороши в настоящее время? Давайте порассуждаем.

Задача оценивания

Для начала сформулируем, какая задача стоит перед оценщиком - это спрогнозировать и назначить такие цены футболистам, которые бы привели к приблизительно равному процентному отношению владению одного футболиста среди пользователей по сравнению с остальными. То есть сделать так, чтобы у игроков в фэнтези были максимально разнообразные составы. Это действительно очень трудная задача, и, на мой взгляд, нынешний подход оценивания эту задачу сильно усложняет.

Факторы оценивания

Что в идеале должен рассмотреть оценщик, чтобы спрогнозировать правильную цену для футболиста:

1) Статистика футболиста: его голы, голевые передачи, набранные фэнтези-очки в предыдущих сезонах и в последних играх тщательнее, дополнительно xG, xA 

2) Позиция футболиста на поле. Насколько близко он играет к чужим воротам, как часто подключается к атакам. Средняя позиция игрока во время матчей. Для каждого амплуа своя специфика.

3) Коэффициенты букмекеров. Насколько команда, которая оценивается, является фаворитом турнира по отношению к другим командам.

4) Ожидаемая вероятность выхода игрока в стартовом составе в течение сезона. Трансферная стоимость футболиста.

5) Кто исполняет пенальти и другие стандарты в команде.

6) Является ли команда “низовой”? Как часто “сушит” (Команда играет в атакующей или оборонительный футбол). Какой тактике придерживается нынешний главный тренер команды.

Вот здесь важно подчеркнуть следующее: что все эти пункты важны для оценки футболистов. Зачастую можно услышать мнение, что при оценивании нужно только рассматривать фэнтези-очки футболиста, поделить на количество матчей сыгранным этим футболистом и только на основании этого должна выставляться оценка. Это безусловно ошибочное мнение - при таком варианте задача оценивания (разнообразие составов у фентези-игроков) выполнена не будет. 

Проблемы оценивания

Подходим к вопросу главной проблемы, почему нынешний подход оценивания на спортс.ру очень часто приводят к однообразным составам среди топовых фэнтези-игроков. Очень часто можно увидеть в телеграм фентези-чате скриншоты от игроков, насколько у него похожи составы с соперником. 

Чтобы понять, рассмотрим 2 сезонных фэнтези турнира: Fantasy Premier League и фэнтези турнир по чемпионату Англии на спортс.ру. Сразу отметим, что на FPL другая механика игры, там можно делать только 1 замену в туре (или 2, если не заменялся в предыдущем туре), плюс возможность делать платные замены (минус 4 фо за дополнительную замену). И ещё, конечно, важный момент, это механические (меняющиеся) цены в зависимости от популярности игрока. Также есть дополнительные фичи, в виде вайлдкарда и др. Но главное, количество игроков в команде и скоринг идентичный со спортс.ру, и игроки FPL не жалуются, что составы очень похожи, по крайней мере я не слышал. 

Как видим, цены на FPL имеют гораздо более широкий диапазон, и на мой взгляд, это ключевой фактор, почему на FPL составы настолько разнообразны. Очень важно, что игроки не могут вместить всех топовых игроков в команду и поэтому приходится выбирать, каких топов взять в команду, а каких не брать. На спортсе же состав в фентези собирается по-другому: берешь всех топов, а потом уже думаешь, кого там на остаток можно взять. 

Также из-за большего интервала цен на спортсе (0,5 против 0,1), многие футболисты просто не могут быть интересны игрокам. Когда к примеру Трент Александер-Арнольд стоит столько же, как и Ван Дейк, то Ван Дейк не будет пользоваться популярностью, все будут с ТАА. Или последний случай, наболевший, когда из-за искусственно ограниченного диапазона на защитников, пришлось в Лиги Чемпионов оценить Варана и Рамоса одинаково, хотя Рамос первый пенальтист в Реале и имеет “аномальную” результативность для защитника. Естественно, кроме Рамоса при одинаковой цене, другие защитники Реала интересовать не могут. И таких примеров очень много.

Стоит также отметить проблему опорников, они вообще в фентези интереса у игроков никогда не вызывают. Оно и понятно, ведь опорник стоит столько же как и хороший защитник, и даже дороже, так лучше сыграть по схеме 4-3-3 с хорошим защитником, который может засушить, чем 3-4-3 с этим опорником. Эта проблему можно решать, занизив цену на опорных футболистов намного сильнее.

Ещё важно, что с развитием командной движухи в фентези-комьюнити, общий уровень игроков в фентези очень увеличился. И соответственно, вот эти вот недочёты оценивания - они сразу видны огромному количеству игроков. Ещё в 2014, вся бы эта ситуация не имела бы таких последствий в виде схожести составов. Но сейчас, когда игроки при выборе футболистов смотрят на одни и те же цифры, а не полагаются на свою чуйку, эта проблема схожести составов постоянно выскакивает.

Решения этих проблем

Если резюмировать проблемы принципа оценивания на спортс.ру то выделим следующие пункты: 

1) Из-за ограниченных максимумов на цены игроков, все топовые игроки как правило легко влазят в состав. Это приводит к тому, что эти топовые футболисты имеются практически во всех фэнтези-командах.

Решение: нужно увеличить максимальные цены на футболистов

2) Из-за большого интервала цен (0,5) множество футболистов не будут интересны пользователям, так как при равной цене все предпочтут того, от которого все ожидают больше ФО. 

Решение: нужно уменьшить интервал ценообразования.

3) Опорники, из-за своей неоправданно высокой цены, по сравнению с защитниками, не представляют никакого интереса в фентези

Решение: опорники должны стоить дешевле играющих защитников

Все эти проблемы можно решить не нарушив механики спортса. Не думаю, что там перестанет суммироваться баланс, если цены будут не кратны 0 или 0.5.

Подобный опыт

Напомню, уже был опыт в тогда проблемной Испании поменять принцип ценообразования футболистов. Основная задача разнообразить составы игроков по сравнению с предыдущим сезоном была выполнена успешно. Но так как это был первый опыт, были некоторые недочёты (например большое количество защитников за 5.0), которые дальше при должном анализе тех людей, кто занимался тем оцениванием, они бы решились. Однако многие фэнтези игроки на тот момент посчитали такое фэнтези слишком трудным и захотели вернуться к более привычному и простому формату. Хотя именно с того турнира и пошло, что цена 7.0 для защитника это не так уже и плохо и внедрили такую цену во многих фэнтези турнирах по другим чемпионатам. На мой взгляд нужно и щас идти дальше, не бояться внедрять нововведения, которые могли бы добавить разнообразия в игре.

Почему разнообразие составов это так важно? 

Потому что это больше эмоций от игры в фэнтези. Ведь, смотря футбол или просто следя за матчами и переживая за своих футболистов хочется радоваться удачному выбору.

Одно дело, когда забивает 2 гола Иличич (к примеру), и ты понимаешь, что он у небольшого количества игроков. И, так как несмотря на высокую цену, ты в него вложился и ставка оправдалась, то теперь ожидаешь с нетерпением, насколько сильно ты поднимешься в общем зачёте. Или ситуация сейчас: забивает 2 гола Иличич, ты знаешь, что его взяли практически все фэнтези-игроки, про себя подумаешь: “ну ок”, и дальше ждёшь, засушит ли Верона (пример). Ведь это более важно в фэнтези, так как именно защита Вероны отличает тебя от других фэнтези-команд. То есть при разнообразии составов для общего зачёта важнее становятся матчи топовых команд, а не среднячков.

А насколько для вас важно разнообразие в фэнтези?

Проголосуйте здесь. Также очень интересно услышать ваши мнения на счёт подхода в ценообразовании в комментариях.