9 мин.

Хаконе Экиден – самое популярное спортивное событие в Японии. Для спортсменов оно важнее Олимпийских игр

Мельбурнский кубок по скачкам известен как гонка, которая останавливает нацию, но есть событие в легкой атлетике, которое держит страну в ещё большем напряжении - Хаконе Экиден.

Эта 10-этапная эстафета протяженностью 217 км в Японии в течение многих лет собирает данные о просмотрах: в 2021 году за гонкой 2-3 января наблюдали 64,7 миллиона человек. Это означает, что у экранов находилась половина населения Японии. Доля аудитории выше, чем у Супербоула в США.

Принимать участие в данном Экидене могут только студенты, некоторые из них еще недостаточно взрослые, чтобы покупать алкоголь, но лучших боготворят как рок-звезд, их лица на главных полосах газет, их выступления анализируются по национальному радио и телевидению. И миллионы фанатов.

Почему же так много шумихи вокруг эстафеты с участием университетских команд?

«Японцы действительно увлекаются марафонским бегом, но, когда дело касается Экидена, вся их подготовка строится вокруг этого события», - рассказывает британский журналист Адхарананд Финн. «Соревноваться в Хаконе для бегуна значит больше, чем Олимпийские игры».

Финн провел шесть месяцев в Японии, прежде чем написать свою книгу «Путь бегуна», и к концу своего пребывания там он испытал чарующую энергетику Хаконе Экиден.

Огромная зрительская аудитория

Финн считает, что освещение в СМИ является ключом к такой популярности Экидена.

«Все читают предысторию забега, личные данные про спортсменов, изучают результаты, и это то, что привлекает их в спорт. Это похоже на телешоу. Телевидение также на высоте. Я часто спорил о том, насколько ужасно освещение марафонов в Великобритании и США, отсутствие нормального хронометража. Но в Японии вся статистика отображается прямо на экране. Экиден настолько хорошо подготовлен, что за ним комфортно наблюдать. Многие люди, которые его смотрят, даже не являются фанатами бега, но именно они формируют такую широкую аудиторию».

Эту точку зрения разделяет Такеши Нисимото из Ekiden News.

«Я видел телетрансляции многих соревнований, но Хаконе, вероятно, лучший шоссейный забег в мире», - говорит он. «Режиссер трансляции отмечает, что «Хаконе Экиден — это драма каждого спортсмена». Nippon Television внимательно следит за каждым спортсменом в течение года, и комментаторов подготавливают личными историями, о которых можно подробно рассказать. И всё это по-настоящему покорило сердца японцев».

Бретт Ларнер, который ведет сайт Japan Running News, говорит, что у Хаконе Экиден самая большая телевизионная аудитория среди всех спортивных мероприятий в Японии и вторая по величине зрительская аудитория, уступая только Kohaku, музыкальному выпуску, который транслируется в новогоднюю ночь.

Ларнер знает бесчисленное количество спортсменов, которые участвовали, и истории, которые они рассказывают с дистанции, имеют похожий тон. «Это похоже на размытое пятно», - говорит он. «Они мало что могут вспомнить из-за рёва толпы на протяжении всего пути, за исключением того, что у них болят уши. Почти на всем пути толпы людей - на старте и финише - десятки тысяч».

Нисимото считает, что число зрителей еще более необычно, учитывая продолжительность гонки, которая длится 11 часов. В эпоху, когда важна скоротечность, Хаконе Экиден увлекает публику двумя семичасовыми трансляциями.

Учрежден 100 лет назад

Забег берет свое начало с 1920 года и был основан Сидзо Канакури, марафонцем из Японии, участником олимпийских игр 1912 года.

«Первоначальная цель заключалась в том, чтобы спортсмены-студенты соревновались в полумарафоне, чтобы выявить таланты, которые затем смогут преуспеть в олимпийском марафоне», - говорит Нисимото. «Однако в последние годы количество поступающих в университеты напрямую зависит от результатов Хаконе Экиден, поэтому университеты инвестируют в создание современных учебных заведений для команд под экиден или системы набора, предлагающие стипендии».

Наследие, которое Канакури построил за столетие с момента основания, в 2019 году принесло экидену памятную табличку Всемирного наследия легкой атлетики.

Ларнер объясняет, что акцент на полумарафоне в японском беге на длинные дистанции наиболее заметен в регионе Канто, учитывая, что все этапы Хаконе Экиден близки к 20 километрам.

«Хаконе - пик сезона, поэтому весь год подготовка сосредоточена на том, чтобы быть готовым к полумарафону на 100% в январе. Но в остальное время люди бегают 1500 м, стипль-чез, 5000 м и 10000 м, кроссы».

По словам Финна, упор на дистанцию может быть палкой о двух концах для молодых талантов.

«Это одна из причин, по которой бег настолько популярен, но с учениками старших классов и колледжей есть одна проблема - они очень усердно тренируются для полумарафона на шоссе, и это приводит к выгоранию многих из них, физически и морально. В 20-21 год тренировки к полумарафону даются им довольно тяжело, и это оказывает всепоглощающий эффект».

Главное событие

За день до Хаконе проходит новогодний Экиден на 100 километров, в котором участвуют лучшие спортсмены корпоративных команд Японии. Несмотря на высокие стандарты, его считают второстепенным мероприятием перед студенческими соревнованиями.

«Многие японцы традиционно больше любят любительский спорт, чем профессиональный», - говорит Кен Накамура, писатель и статистик по легкой атлетике. «На заре профессионального бейсбола он не пользовался таким большим уважением, как бейсбол в колледжах, а за национальными турнирами по бейсболу среди школьников, проводившимися каждое лето, следят даже те люди, которые не считают себя спортивными фанатами».

В большинстве случаев в мире легкой атлетики эстафеты остаются в тени, но в Японии они часто становятся главным событием.

«Они популярны не только на элитном уровне, но и среди не очень быстрых бегунов», - говорит Накамура. «Еще одна причина, по которой японцы предпочитают эстафеты, заключается в том, что в них делается упор на командные усилия».

Идеальная организация

Ларнер считает, что секрет успеха мероприятия в его идеальной подготовке.

«Это действительно захватывающий забег, который приятно смотреть. Телекомпании поняли это несколько десятилетий назад и сочли показ экидена своего рода искусством. Спорт, который представлен и продвигается грамотно, умело и увлекательно, со временем будет привлекать поклонников».

А может быть дело в японской культуре с ее традициями, что объясняет такую популярность среди публики?

«Я не люблю делать культурные обобщения, но популярность экидена отчасти объясняется тем, как в нем подчеркивается важность вклада каждого человека в успех команды», - говорит Ларнер. «Если говорить о кросс-кантри, где в команде может быть семь бегунов, из которых пять приносят результат, то есть предел ошибки. В экиден важен каждый член, и если кто-то терпит неудачу, то все терпят поражение. Точно так же они в равной степени участвуют в успехе. Это отражает господствующую культурную мифологию».

Финн снова и снова отмечал это чувство во время своего пребывания в Японии.

«Есть такая поговорка: гвоздь, который торчит, забивают», - говорит он. «Если вы бежите ради себя, это считается менее благородным занятием, чем если бы вы были частью этого коллективного единства. Если присмотреться, это потенциально мешает бегунам, потому что их учат не делать глупостей в гонке. Если вы начнете рисковать, то испортите шансы всей команды».

Финн стоял на старте Хаконе Экиден и наблюдал, как студенты разминаются на близлежащих улицах, толпа в 10 человек, вертолеты телевидения, летающие над головой, всеобщее напряжение. В отличие от профессиональных экиденов, в Хаконе всегда есть элемент непредсказуемости.

Популярность поп-звезд

«Они молоды и недостаточно опытны, чтобы постоянно контролировать свои эмоции, поэтому результаты могут быть довольно неожиданными», - говорит он.

Это проявилось и в гонке этого года, 97-м по счету забеге, когда университет Комадзавы отыграл отставание в один километр на последнем этапе у университета Сока, а Такума Исикава вырвал победу на последних двух километрах дистанции.

В гонке из 10 этапов, которая проходит от Токио до Хаконе и обратно, пятый этап считается самым сложным: дорога круто поднимается к озеру Аши. Тех, кто выигрывает этот этап, часто называют богом горы, и Финн подружился с одним из таких бегунов, когда был в Японии.

«Как будто там был Дэвид Бекхэм, - говорит он. «Молодые девушки падают в обморок при виде них и плачут; это как поп-звезды».

Способность бегунов вызывать такие чувства, несомненно, связана с тем, как болельщики следят за гонкой. Они не просто зрители, они соучастники.

«Люди становятся близки к определенной команде, - говорит Финн. «Они носят цвета, шарфы, они действительно увлекаются этим, и этого не существует в беге где-либо еще, кроме как на международных стартах».

Эффект популярности экидена заключается в том, что Япония демонстрирует поразительную глубину результатов в полумарафоне. По словам Накамуры, в прошлом году 78 японских мужчин пробежали быстрее 62 минут, 194 - 63 минут, 45 японок – из 72 минут и 59 – из 73 минут.

Однако для подавляющего большинства тех, кто пробегает Хаконе Экиден, эта гонка станет пиком их карьеры. «Небольшой аванс для будущей работы или для корпоративных команд», - говорит Нисимото.

Хотя такие клубы по определению являются любительскими - бегунам платят за работу в компании, - Ларнер объясняет, что это действительно гибридная версия профессионализма.

«Спортсмены набираются для участия в команде, как профессиональные спортсмены, с учетом заработной платы, структуры бонусов, жилья, проезда и другой поддержки», - говорит он. «В большинстве случаев у них есть какие-то рабочие обязанности, которые в зависимости от размера компании и бюджета команды варьируются от выполнения работы в офисе или на заводе до прикрытия фактической занятости».

За многие годы работы в Японии Ларнер стал свидетелем поразительного прогресса в результатах в на Хаконе Экиден, что лишь частично можно объяснить развитием технологий в обуви.

«Самый резкий рост результатов произошел в 2012 году, когда университет Тойо стал первой командой, преодолевшей барьер 3:00/км среднего темпа на всем 217-километровом маршруте, и это учитывая горные этапы. Популярность Хаконе продолжила расти, что привело к увеличению финансовых вложений и более высокому уровню результатов, и как следствие к большей популярности».

В Стране восходящего солнца мероприятие является примером для остального мира в том, как спорт может увлекать.

Источник: World Athletics

Фото: Japan Running News/Kazuyuki Sugimatsu; AFLO SPORT/YUTAKA; Monthly Athletics Magazine Japan/Getsuriku;