8 мин.

Алеют мои паруса. Выбранные места из переписки о серии «Клипперс» – «Сан-Антонио»

Любезный Вася Т.!

Прочел давеча, что ты написал своему старому фронтовому знакомому по битве на Марне Греггу Поповичу. Привычный поклон за стиль изложения, хотя без фамильярностей было трудно; отдельно хотел бы заметить, как, несмотря на свою беззаветную и подчас слепую любовь к творениям старика, ты все же порой находишь в себе силы прищуриваться, смотря на солнце, чтобы увидеть на нем пятна. Это ценное качество.

Экватор лучшей серии первого раунда текущего плей-офф уже пройден, и становится все тяжелее держать свои мысли при себе. Говорят, что фонтан порой стоит затыкать, но сейчас пришло время устроить настоящий Бахчисарай. Ты же понимаешь, Вася, что это не просто какие-то рядовые от четырех до семи матчей между двумя случайно встретившимися соперниками. На наших глаза пишется история. Стоит ли оставаться в стороне? Никому не хочется заканчивать чемпионат раньше намеченного срока (нужно ли говорить о среднестатистических амбициях игроков в нашей любимой лиге), но тут не хочется уже совсем до невозможности. Откровенно говоря, нет больше сил моих смотреть на то, как с каждым годом морщины страдания все сильнее врезаются в могучий изобретательный лоб Криса Пола. «Клипперс» очень нужна эта победа, и они выдавливают из себя все, что только возможно. Какого-то невообразимого черта «Сперс» никак не могут насытиться своими победами и устроиться в кресле под пледом с каким-нибудь кучерявым внуком на коленях. Ведь есть, что рассказать, двумя фотоальбомами никак не обойтись, а эти все множат. Я фантазирую, хотя что там фантазировать – отчетливо помню, какими благостными и упитанными они казались после 0-4 от «Финикса» в 2010 году. «Мы рады за Стива и Амаре, они наконец-то смогли нас обыграть» – примерный тон высказываний был таков. Шепот «да вроде не только ссутулись, но и издохли наконец» начал набирать какое-то совсем неприличное количество децибел в минуту. Потом Попович, находясь в поисках своего Вергилия, чересчур удачно встретился в секретной квартире со своим бывшим начальником генералом КГБ Владимиром Меньшовым, и у «Сперс» начался синдром Веры Алентовой – они встретили своего Гогу, и жизнь началась заново. Оказалось, что можно не только выбраться из летаргического плена первых-вторых раундов, но и создать что-то совсем из ряда вон выходящее, красивое и изысканное. Вот что может случиться, если талантливому суровому каменщику вовремя дать холст с нужными красками.

Хочешь ты это признавать или нет, но при том, что «Сан-Антонио» в очередной раз беспардонно распрыгался берсерком, «Клипперс» держат свою спину прямо, как примерная молодая воспитанница строгой немецкой гувернантки, и наотрез отказываются вспоминать о том, что там было три года назад, когда по боковой линии носился странный мужчина с итало-расистской фамилией. Согласен, третий матч – он был, никуда-то его не деть и не зачирикать, но такие игры в сериях между приблизительно равными соперниками случаются хоть и не часто, но регулярно, поэтому к подобному проявлению силы нужно относиться настороженно. Во-первых, может и обратно вернуться, а, во-вторых, умные люди в твиттере подсказали, что после таких разгромов следующий матч «Сан-Антонио» чаще всего проигрывает – как, собственно, случилось и в этот раз.

Заранее прося прощения, я немного перепрыгну через одно на третье, но вопрос вроде бы вполне резонный. Попович ваш Гриша, он нарочно хочет не просто выиграть титул, но еще и сделать это без единого нормального центрового? Неужели такому приличному йеномаккеленовскому на вид мудрецу нравится просто мучить и унижать других людей? Ты вот пишешь, что Сплиттер полезен для командного чего-то там где-то (как будто ты, как и любой из нас хоть десятую часть понимаешь всех этих серебристо-черных мельканий и перемещений), но ведь это же натурально его сначала пыльным мешком ударили, а потом уже выражение придумали. Раньше мне казалось, что Луис Скола слишком медлителен, но ведь это же настоящий аравийский ураган по сравнению со своим преемником по «Таугресу». Я готов поверить в то, что Тьяго – умный и начитанный парень, и что Поповичу это нравится (мне это тоже нравится!), что Бэйнс старается, а Эйрс {тут вставь что-нибудь на свое усмотрение, у меня кончилось воображение}, но это же форменное издевательство. Мне-то ладно, я вообще за Боннера все 48/7, только вот это же то самое пятно, о котором я тебе уже писал в самом начале.

Чего уж тут скрывать, я буду очень раздосадован, если «Клипперс» не смогут выйти во второй раунд. Пусть они всего лишь третья моя любимая команда в НБА, я пропитался какой-то иррациональной симпатией к ним за время двухнедельного отпуска, проведенного в Лос-Анджелесе. Я посмотрел больше семидесяти их матчей в этом сезоне, и я вижу, что они прогрессируют. Многомудрый штаб почти весь сезон искал кнопку у Спенсера Ховса, но в самой важной части сезона он не двигается даже в рамках своего места на первом ряду – решили, что лучше играть в два с половиной «больших», чем полагаться на это бородатое пугало. Под Редика разыгрывается все больше и больше комбинаций, а это верный признак роялленновой шлифовки игрового рисунка. В общем, верь или не верь, но они за все эти годы уже притерлись друг к другу, а Гриффин направляет свою уникальность куда следует – шаг за шагом, решение за решением он становится действительно зрелым и влиятельным игроком. Понимаешь, в последней игре «Клипперс» наглухо забили «разрисованную область» под своим кольцом с помощью Блэйка Гриффина и Глена Дэвиса. Попович думал, что его план по выведению Деандре Джордана из игры сработал, но Риверс (-ы) нашел (-шли) выход, и именно в этот момент парус поймал ветер нужной силы и направления. Пожалуй, они немного предсказуемы и способны выигрывать у сильных соперников только при условии одновременного прилива медихлорианов у Пола и Гриффина, но нет ничего более упоительного, чем наблюдать, как несколько богатырей с увесистыми дубинками выходят на бой с отрядом специального назначения.

Не знаю уж, припоминаешь ты или нет, но около года назад я решил сравнить голливудских режиссеров с великими баскетбольными тренерами. В качестве одной из своих главных удач я счел сравнение твоего Поповича с Билли Уайлдером, но теперь понимаю, что это же чистый Хичкок. Любимый всеми мастер триллеров и детективов почти в каждой своей картине снимал какую-нибудь красавицу-блондинку, и этот повторяющийся образ впоследствии назвали «пылающим айсбергом». Мне больше всех была мила Грейс Келли, но потом по обьъективным причинам ее пришлось менять то на Типпи Хедрен, то на Веру Майлз, которые и сыграли в главных (но не лучших, на мой скромный взгляд) фильмах Мастера. Наверное, ты догадываешься, к чему я веду, да? Всегда ведь был смышлен. Попович тоже почти всю свою карьеру – за исключением совсем уж ранних лет, но так и у Хичкока есть чудесная «Леди исчезает» с ушедшей в забвение брюнеткой Маргарет Локвуд,  – держит при себе такие вот «пылающие айсберги». То, что сделал Кавай Леонард с Мэттом Барнсом в третьем матче – совершенно аморально и не укладывается ни в какие этические рамки, но знаешь, в чем курьез? Мне кажется, что при такой вялой игре остальных, у Поповича был только один шанс выиграть четвертую игру – играть на Кавая еще чаще и позволить ему бросить по кольцу свыше тридцати раз. Но Попович натирает древние горшки перед каждой игрой, на его стороне традиции и помощь знакомых высших сил. Вторая игра – это исключительно типическое последствие всех его многолетних ритуалов, тот самый матч, который закончился так, как закончился только лишь по той причине, что «это «Сперс», а это «Клипперс». С «Сан-Антонио» тяжело играть, ведь они в каждую серию входят вот с таким бонусом в виде одной дополнительной победы. Надбавка за пенсионную вредность.

Надеюсь, ты еще не потерял нити моих весьма витиеватых рассуждений. Из-за всех своих демонических договоренностей и в целях соблюдения нерушимого командного баланса Попович не пойдет на то, чтобы устраивать серебристо-черный стритбольный цирк и «давать народу Кармело». Поэтому так и получилось, что Леонард – очевидно самый сильный игрок в команде – бросал серийно, периодически, огромные отрезки времени простаивая без мяча и лишь наблюдая, как на наших глазах разворачивается печальная история Ману Жинобили и Эммануэля Турнобили, как Данкан пытается найти щит, как мяч вдруг неожиданно зависает в воздухе и отказывается двигаться. Думаю, что через год или два Попович снова перестроится и начнет играть в менее мозаичный, но все такой же эффективный баскетбол, назначив Кавая Леонарда и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом.

Всегда хочется что-то предвидеть, предсказать. В теннисе есть негласное правило, что в равном сете решающим очень часто оказывается седьмой гейм. В нашей серии таким седьмым геймом стоит признать грядущую пятую встречу. Данкан немного отдохнет и, возможно, не будет так часто проваливаться в защите и поздно выходить на подстраховку, другие зарядятся энергией от надежного и проверенного десятилетиями источника и выйдут с фосфорическими от исходящей изнутри жажды борьбы лицами. Для «Клипперс» же это и вовсе момент истины, и их «надо закрывать» (с), если они снова найдут ту же яму на ровном асфальте и провалятся так, как сделали это совершенно в такой же ситуации год назад в серии против «Оклахомы». Те же 2-2, тот же пятый матч, солидное преимущество, великолепная игра. Тогда судьба, весьма странная и противоречивая особа, разрешила все по-своему, привычным жестом отказав «Клипперс». Прошлый год изначально был годом «Сан-Антонио», ведь чемпионский титул, подобно Кольцу Всевластия, сам выбирает себе хозяина. Ну, не мне тебе объяснять толкиеновскую мифологию. Им нужно было просто не сбиться с пути. Этот сезон же совсем другой. Равновесие силы исчезло из-за восточных катаклизмов, явных фаворитов нет. В былые времена «Сан-Антонио» как раз и брали чемпионства именно тогда, когда признанные корифеи начинали сомневаться, теряли чемпионский лоск и готовились к окончанию очередного великого цикла, чтобы начать новый. Проблема в том, что в этом сезоне в качестве таких корифеев невозможно увидеть никого, кроме них самих. У «Клипперс» есть шансы, надо только не постесняться и взять Попа прямиком за бороду, иначе снова удушит или отравит.

Тоскую тоже от недосыпания. Дома же у меня все прекрасно, – все здоровы.

Жду скорейшего ответа.

П. Хрусталев.

Фото: REUTERS/Soobum Im-USA TODAY Sports