8 мин.

Истинные ценности. К слову о гонке за MVP

«Гонки за MVP», периодически раздражавшей ваше внимание по ходу двух предыдущих сезонов, в этом году не случилось. Разумеется, именно сейчас и обозначилась реальная борьба за эту награду, тогда как прежде ее яркость можно было сравнить разве что с ленивым шевелением тлеющих углей, уже давно готовых покорно погаснуть. Хотя я так и не смог сгруппировать свою волю в воинственную кистевую форму и сколько-нибудь регулярно подводить промежуточные итоги выступлений лучших баскетболистов мира, мнение у меня имеется. Как же в таком сезоне  – и без мнения.

Да, именно «в таком сезоне». Многие считают, что это лучший баскетбольный год чуть ли не со времен Джордана (а то и еще махнуть пальцем влево по временной линейке), потому что нет небольшой, но крепкой группы опостылевших фаворитов, а, напротив, запахло интригующей свежестью, из-за чего многие нейтральные (или просто) болельщики начали мечтать о том, что титул возьмет команда, которая прежде этого никогда не делала, а если и делала, то этого уже толком никто и не помнит. Ну, если выиграет «Кливленд», тут ничего удивительного не случится – зря, что ли, Леброн придумал себе летом королевское развлечение, окончательно устав от отдающей болью в висках ностальгии по акронским березкам. Тут вам и Ирвинг, и Мозгов, и другой белый высокий парень, и удивительно грамотное усиление состава по ходу сезона. Конечно, Леброн мог бы быть MVP, потому что с ним команда выигрывает примерно в трех матчах из четырех, а после возвращения в середине января и вовсе является лучшей командой лиги. Но нет ничего более скучного – возможно, одновременно и ничего более правильного, но по большей части все-таки скучного – чем отдать статуэтку Леброну. Во-первых, в таком случае он бы мог собрать из этих золотых человечков целую баскетбольную команду и попробовать привести к чемпионству уже ее, чего сердца простых жителей Кливленда никак не выдержали бы, а во-вторых, нет никакого смысла отдавать награду тому, кто всем своим видом демонстрирует явное пренебрежение к ней. Да и потом, что Сильвер скажет Стерну? Чем порадует старика?

«- Кто у вас нынче MVP, Адам?

– Леброн Джеймс, сэр.

– Мужик, это несерьезно, давай развивай, расширяй, организовывай, раскручивай. Нужны новые лица, Леброн пройденный этап». 

Если вам нужны более серьезные причины, почему игрок, которого все единогласно признают лучшим баскетболистом в мире, и который проводит прекрасный сезон, не стоит признавать MVP, то я не знаю, чем вам помочь. У меня этих причин нет. Мне всегда казалось, что эпитет «ценный», который кроется под буквой «V» в известной аббревиатуре, имеет куда больше общего с определением «лучший», чем с его более фривольными собратьями «яркий», «безумный», «неудержимый» и им подобными. Понятно, что я и сам отдал бы приз Стефену Карри – кто из нас не без греха (а я еще и прилично забегаю вперед) – но Леброн Джеймс его заслужил ничуть не меньше.

Кстати говоря, ровно такая же ситуация обнаружилась и с, как выяснилось недавно, одним из лучших друзей героя предыдущего абзаца  – Крисом Полом. Лучший разыгрывающий в лиге, который проводит один из наиболее выдающихся сезонов в карьере, не пропустив ни одного матча, доминирует на обеих сторонах площадки и выглядит так, как будто бы лучшие годы еще только впереди. Он провел семнадцать матчей без Гриффина, восемнадцать без Джамала, давно махнул рукой на удивительную и выпуклую, как торчащая из старого сломанного стула пружина, несостоятельность и комичность запасных игроков, и все равно сражается за второе место в одной из сильнейших конференций в истории. Благодаря великому разыгрывающему под третьим номером лучшие сезоны в карьере проводят Джей Джей Редик и Деандре Джордан, и именно из-за его неиссякаемого соревновательного духа Док Риверс вместе со своей специально обученной семибоярщиной вполне может с прямой осанкой расхаживать по клубу элитных тренеров, а не ютиться где-нибудь в уголочке под паутиной. И это я еще толком не придумал, как втиснуть в текст пассаж о том, что Полу всего какой-то толщины комариных крыльев не хватает до того, чтобы вступить в тот самый клуб «50-40-90». 

Никто не может назвать «Клипперс» фаворитом предстоящего плей-офф (хотя, безусловно, я по традиции попробую это сделать). Грустно, что каждый год повторяется одно и то же. В прошлом году не получилось по объективным причинам – слишком сильные соперники, судьи подушили, в концовке не повезло, владелец неразборчив в интимных связях, Гриффину не хватило опыта. Ничего, в следующем году звезда взойдет, «Клипперс» вспрянут ото сна, избавятся от проклятого наследия и заживут, как полагается. 2012, 2013, 2014. На дворе уже 2015, а соперники неожиданно все такие же сильные, Гриффину в его 26 лет какого-то непостижимого рожна снова не хватает опыта, а состав все хуже и хуже. Единственной константой, на которую всегда можно положиться, остается Крис Пол, которого потом неизбежно зашукают за излишнюю самостоятельность, призывая покаяться и отдать мяч на растерзание Мэтту Барнсу или Дэвису (к несчастью, не тому, что с бровью, а другому). Пока этого не случилось – я все же поставлю под некоторое сомнение чудесную возможность прохождения всего пути до самого конца с последующими обливаниями и празднованиями – необходимо признать обоснованность претензий Криса Пола на первую в жизни статуэтку. Пока официально ничего не решено, можно горячо утверждать, что у него есть шанс, даже если все вокруг будут находиться в недоумении. 

Одно дело Леброн Джеймс и Крис Пол, величины известные, монументальные, нерушимые, и совсем другое  - больштихель Энтони Дэвис и Расселл Уэстбрук. Есть ощущение, что их называют в числе реальных претендентов на награду не собственно за их игру – хотя за нее тоже – но скорее за те образы, которые они олицетворяют и за тяжелые обстоятельства, которые им необходимо превозмочь. Они оба пропустили немало матчей, столкнулись с потерями в составах команд (Дюрэнт и Ибака/Холидей и традиционно Гордон), служат альфами и омегами в своих владениях и до сих пор никак не могут решить, кому же все-таки придется вылетать от «Голден Стэйта» в первом раунде плей-офф. На их стороне фантастическая, хотя и совершенно разная статистика, постоянный прилив гордости сторонних наблюдателей за родной вид homo sapiens, способный извлекать из себя суперспособности, выставляя их напоказ, и, разумеется, неподкупная искренность, с которой они выходят на площадку – один в силу юности, а другой в силу уэстбручности. Об их будоражащей умы видных аналитиков игре было сказано уже немало, и нет смысла повторяться сейчас, поскольку ни у одного из них нет ни малейшего шанса стать самым ценным игроков сезона – из-за результатов их команд, и еще потому, что их зовут не Стефен Карри и Джеймс Харден.

Зато двух наших следующих героев именно так и зовут. (Напомню, что оба они пришли в лигу в 2009 году, и ни один из них не был ни первым номером того драфта, ни лучшим новичком).  Несколько забавно, что в столь невероятном и исключительном сезоне именно Карри и Харден являются двумя лучшими игроками, потому что вообще-то – только давайте оставим это в секрете – они не входят в тройку тех игроков, вокруг которых любой тренер хотел бы построить свою чемпионскую команду. Трудно себе представить, кто способен в здравом уме предпочесть Карри и Хардена Леброну, Дюрэнту и Дэвису, однако в этом сезоне случилось так, что именно эти двое встретились на вершине горы и до сих пор безуспешно пытаются сбросить друг друга куда-нибудь пониже.

Принято считать, что награда самому ценному игроку сезона должна достаться тому игроку, который максимально поспособствовал успешному выступлению своей команды. Это логично и разумно, но на этом, собственно, логика и теряет свою благородную стройность, превращаясь в низменную демагогию ввиду отсутствия убедительных критериев, которые нельзя ни пощупать, ни объяснить даже самому себе. У Хардена хуже состав, но команда Карри при этом одержала на одиннадцать побед больше и идет на первом месте. Одиннадцать побед – это не кот начхал, а  отрыв «Кливленда» от «Милуоки». Начинаем немного утрировать в интересах мини-исследования и выделяем из состава «Бакс» Янниса Адетокумпо. У него состав хуже, чем у Леброна? Безусловно. Разница в уровне такая же, как между «Голден Стэйтом» и «Хьюстоном»? Приблизительно. Так что же это получается, Яннис тоже MVP? Мы пришли к категорически бредовому выводу, но только по той причине, что взяли в качестве основания не менее бредовую предпосылку. И это снова приводит нас к проблеме отсутствия критериев, без которых при приблизительно равных выступлениях игроков при определении лучшего из них приходится полагаться на случай и личные пристрастия.

Несмотря на выводы предыдущего абзаца, которым я уже не слишком горжусь, роль спасителя Отечества все же смотрится более выигрышно, чем роль дирижера великого оркестра. Гениальность Стефена Карри затмевается великолепием «Голден Стэйта», тогда как эффективный абсолютизм Джеймса Хардена выпирает слишком явно. Потом по сценарию идут все в одночасье ставшие клишированными слова о магических руках Карри и о неотвратимом образе потомственного палача Хардена. При нынешнем уровне общественного знания обо всех сильных и слабых сторонах каждого из кандидатов даже как-то нелепо говорить о том, как они оба прибавили в защите; об умении каждого из них руководить игрой команды; о ненаказуемой эффективности Хардена, которую все ругают, но никто не может повторить; о нечеловеческой меткости Карри, из-за которой складывается ощущение, что все игроки НБА находятся в реалистичных вестернах, а Карри – в «спагетти» Серджо Леоне, где никто никогда не промахивается.

У меня, как и у вас, нет права голоса, который мог бы что-то решить, но я свой выбор сделал в пользу того, кто умеет дарить ощущение прекрасного и вызывать счастливые воспоминания. Если статуэтку возьмет Харден, это тоже будет по-своему справедливо. 

Фото: REUTERS/Kevin Jairaj/USA TODAY Sports