9 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Дуайт Ховард

15. Дуайт Ховард (2004-н.в.)

Команды:  «Орландо», «Лейкерс», «Хьюстон»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 8 (2007-2014)                                        

Статистика: 18.3 очков, 12.9 подборов, 1.5 передач, 1.0 перехватов, 2.2 блок-шотов, 3.1 потерь 58%-н/у-57%

Количество участий в плей-офф: 7 (2007-2011, 2013, 2014)

Фото: REUTERS/Chris Graythen/Pool

Если бы этот рейтинг создавался два или три года назад, Дуайт Ховард имел бы все шансы оказаться в нем выше на несколько позиций, но с тех пор с ним случилось слишком много всего нехорошего, странного и попросту смешного, что он не оставил нам практически никаких шансов. Порой события, связанные с ним, были столь невероятны и нелепы, что даже казалось, будто он стал жертвой какого-то розыгрыша вселенского масштаба в стиле Альфреда Хичкока, и пришел на светскую вечеринку в костюме шута, будучи уверенным в том, что приглашен на маскарад. Все бы ничего, но по какой-то причине он очень долго не хотел выходить из этой роли, подумав, что красный нос и парик не могут не нравиться окружающим (тут он просчитался). И все-таки было нелегко поставить его на столь низкое место, потому что он был безальтернативно лучшим центровым на протяжении, по крайней мере, пяти лет, а игроки этой позиции должны при прочих равных цениться выше, чем все остальные – таково неписаное правило составителей рейтингов.

Да, Ховард – лучший центровой НБА, задрафтованный в XXI веке и успевший провести в лиге сколько-нибудь значительный срок (иными словами, пока что мы не берем в расчет Энтони Дэвиса), и, тем не менее, он расположился лишь в середине второго десятка. Причина широко известна – тоже мне, бином Ньютона. После того, как его чуть ли не лучший сезон 2010/2011 завершился оскорбительным поражением в первом раунде от «Атланты», он окончательно слетел с катушек. С одной стороны, понять Дуайта было можно – он закончил год вторым в голосовании за MVP, опередив Леброна, а результаты команды все время только ухудшались. Вместо обещанного усиления Отис Смит занимался откровенным вредительством, делая серьезную заявку на звание худшего генерального менеджера в истории лиги. Любой игрок на месте Ховарда хотел бы уйти, и его было бы трудно хоть в чем-то обвинить. Не смогли, не удержали, не сберегли – сами виноваты. Ждите теперь нового сверхталантливого центрового на драфте 2016 года, чтобы потом разгромно проиграть с ним в финале и через несколько лет со слезами на глазах и криками «не для того тебя рОстили!» увидев свою бывшую надежду в составе «Лейкерс». Однако предсказуемое желание Ховарда уйти – это еще полбеды. Вся штука заключалась в том, как он вздумал это сделать. Совершенно неожиданно для окружающих он решил выразить свой протест достаточно необычным образом, обнаружив в себе серьезные задатки типичного героя сатирических рассказов Михаила Зощенко. Ну, того, который «сами не знают, чего они хочут». Известно, что на восемнадцатилетие – свой последний день рождения, встреченный не в качестве игрок НБА – Ховард получил от отца на день рождения не какой-нибудь плеер или другую модную вещицу, а обычный будильник, чтобы не забывать вставать с постели и тренироваться каждый день. Возможно, тогда он промолчал и вежливо сказал «спасибо», но в 2012 году он повел себя как избалованный ребенок в худших проявлениях фонвизинского недоросля. От любви до ненависти один шаг, и этот шаг Ховард сделал именно тогда, когда раскручивал свою развеселую карусель «Ромашка» – «буду – не буду», «продлюсь – не продлюсь», «уберите ван Ганди – люблю ван Ганди». Аура Супермена, на которого можно положиться, и который достоин того, чтобы вокруг него строили команду, была разрушена на очень приличный срок. Возможно, навсегда.

Тем не менее, несмотря на все свои метания и искания, к которым мы еще обязательно вернемся, Дуайт Ховард – фантастический игрок, который очень многого добился, хотя ему еще нет и 29 лет. Он выводил в финал команду, ни один игрок из которой не вошел в наш рейтинг, и, откровенно говоря, мы колебались лишь по поводу Рашарда Льюиса. Стритболист Рафер Элстон, новичок Кортни Ли, готовящийся отхватить хороший контракт Хедо Тюркоглу, несколько достойных запасных – вот с кем он шел в тот поход, который продлился невероятно долго. Те «Мэджик» были хорошей и зрелищной командой, но без Дуайта они бы не стоили ровным счетом ничего. На его физических данных и умению страховать держалась вся защита, а нападение работало в основном за счет его игры под кольцом и умению собрать вокруг себя сразу нескольких игроков соперника, чтобы дать возможность кому-либо из снайперов совершить открытый бросок. Разумеется, не было бы никакого финала, если бы Гарнетт не получил травму, но этой возможностью нужно было еще суметь воспользоваться, потому что как минимум только что получивший первый титул MVP Леброн Джеймс тоже строил на тот плей-офф большие планы. В итоге же Дуайт не только не проиграл дуэль Королю, но и показал себя настоящим лидером, который способен показать свою лучшую игру тогда, когда это требуется больше всего. Леброн был великолепен всю серию, но в решающем шестом матче главным действующим лицом был именно Ховард. 40 очков, 14 подборов, 4 передачи, 12 забитых штрафных из 16 попыток. Тут все начали понимать, что же именно имел в виду Фил Джексон, когда говорил, что в качестве лидера своей виртуальной команды хотел бы видеть именно Ховарда, а не Леброна. И пусть в финале против «Лейкерс» получилось далеко не все – где-то не хватило опыта, где-то удачи – будущее «Орландо» и самого Ховарда виделось исключительно в ярких цветах.

В следующем сезоне Отис Смит сразу дал понять, что делает ставку на результат здесь и сейчас, не особенно вдумываясь, что произойдет в сколько-нибудь отдаленном будущем. Состав стал ощутимо сильнее, Ховард получил Винса Картера в качестве второй звезды команды, и до финала конференции все шло как по маслу. Возможно, имена эта легкость (8-0 в первых двух раундах против «Шарлотт» и «Атланты») негативным образом повлияла на связь игроков «Орландо» с реальностью, и они окончательно спустились с небес лишь при счете 0-3 в серии с «Бостоном». Героические попытки отыграться были предприняты в срочном порядке, но, конечно, спасти сезон было уже невозможно. Считается, что «Селтикс» тех времен были классическим камнем преткновения для Леброна Джеймса, но Ховард два года подряд показывал, что не способен подтвердить свой звездный статус в борьбе с Кендриком Перкинсом, раз за разом проваливаясь в атаке. Статус лучшего центрового лиги еще не мог быть никем оспорен, но эффект, вызванный разочарованием от вылета из плей-офф, был действительно велик. Если в прошлом году Ховард всем своим видом показывал, что не в состоянии поверить своему счастью и выходу в финал, то сейчас он явно хотел большего. Необходимо отдать ему должное – он сделал все, чтобы его желание исполнилось, проводя еще больше времени в тренажерном зале и тренируясь с Хакимом Оладжувоном. Проблема заключалась в том, что, как уже писалось выше, Отис Смит решил вписать свое имя в вечность весьма оригинальным способом. Храм Артемиды не сжигал, но мыслил в том же направлении.    

Итак, Дуайт Ховард должен был уйти из «Орландо», но сделал он это настолько неуклюже и попал в такое количество неловких ситуаций, что ему позавидовал бы любой комедийный персонаж, которого воплотил на экране Пьер Ришар. Все еще не выходя из состояния анабиоза и оправляясь от последствий травмы спины, он по какой-то известной ему одному причине решил присоединиться к «Лейкерс». «- Зачем ты пришел? – Стреляли». Неспособность Дуайта Ховарда принять решение вошла в легенды, и, судя по всему, он просто решил обратиться к истории и воспользоваться прецедентом имени Шакила О’Нила. Скорее всего, он действительно верил в светлое будущее своей новой команды и в «73-9»(с), но в результате получилась одна из самых несмешных комедий с элементами драмы, когда-либо появлявшаяся на центральном американском телевидении. Ховард не хотел давления, ему осточертели маниакальные требования Кобе Брайанта, психозы Рона Артеста, отсутствие достаточного количества касаний мяча в четвертых четвертях напряженных матчей. Он не понимал, что от него хочет главный тренер, чего ждут фанаты и журналисты. Стивен Эй Смит до сих пор клянется и божится, что Ховард в приватных беседах выражал желание остаться в «Лейкерс», если бы главным тренером был Фил Джексон, но мне не кажется, что это место ему могло подойти при любых обстоятельствах. Для того, чтобы стать главным действующим лицом легендарного клуба после ухода/травмы Брайанта, необходима отвага льва и полная непоколебимость в своих силах, чего у Ховарда никогда не было.

Дуайт с детства обладал невероятной силой и баскетбольным талантом, и лишь одно раздражало любящего его отца. «Когда ты уже перестанешь улыбаться?! Может, пора начать относиться к игре серьезно?!» – кричал он своему десятилетнему сыну Дуайту. Тот ничего не отвечал. Он научился серьезному отношению к баскетболу, насколько это возможно при его характере, но эта раздражающая улыбка осталась. Проблема в том, что теперь она раздражает не только его отца, а миллионы болельщиков по всему свету. Если бы он улыбался и выигрывал – его бы назвали гением, но он не выигрывает. История показывает, что он никогда не будет готов справляться с такими ожиданиями, какие на него свалились в Лос-Анджелесе. С таким убийственным психологическим прессом может сладить только целеустремленный человек, который точно знает, чего он хочет. Если раньше мы могли питать какие-то иллюзии относительно Дуайта, то первая половина 2012 года развеяла все сомнения. У него нет плана, по которому он действует. Так что выход оставался лишь один – сегодня же в поезд, самолет – бежать. Бежать, покинуть ненавистный город! Плакаты с призывами остаться? Вышлите экземпляр по электронной почте. Бежать и никогда не возвращаться. «Хьюстон»? Четырехлетний контракт на 88 миллионов после такого отвратительного сезона? Возможность играть с Джеймсом Харденом, которого еще пока не начали ненавидеть? Сколько до вас ехать, полчаса? Буду через десять минут.

Несмотря на не самое удачное начало прошлого сезона, в плей-офф Дуайт Ховард показал всем, что после небольшого перерыва его снова можно называть лучшим центровым НБА. Жоаким Ноа ярок, Марк Газоль умен, Эл Джефферсон фундаментален, Энтони Дэвис талантлив, Тим Данкан вечен. Все здорово, но никто из них не обладает таким же набором благодетелей, как Дуайт Ховард, и никто не способен влиять на игру так же, как и он. Дуайт уже немного не тот, и едва ли он когда-либо сможет вернуться на игровой уровень трехлетней давности, но он однозначно в порядке. Трудно сказать, как далеко он сможет зайти с «Хьюстоном», тем более сейчас, когда их никто не любит, но время стать по-настоящему великим у него еще есть. Возможно, он еще покажет нам, как сильно мы ошибались насчет него и насчет его вечной инфантильности и перепишет свое баскетбольное наследие, но пока что в голове всплывает лишь образ лишь маленького талантливого мальчика, который усердно тренируется, работает над собой, но не совсем понимает, для чего он все это делает. Иногда людям, от которых очень многого ждут, необходимо разочаровать всех так сильно, чтобы они больше никогда в тебя не поверили, и начать спокойно работать, пытаясь достичь вершины уже без внешнего давления. Хотелось бы верить, что случай Ховарда именно такой – ведь лучшему центровому поколения хочется желать только хорошего.