12 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Кармело Энтони

19. Кармело Энтони (2003-н.в.)

Команды:  «Денвер», «Нью-Йорк»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 7 (2007, 2008, 2010-2014)                 

Статистика: 25.3 очков, 6.5 подборов, 3.1 передач, 1.1 перехватов, 2.9 потерь, 46%-35%-81%

Количество участий в плей-офф: 10 (2004-2013)

Фото: REUTERS/Adam Hunger

В конце прошлого года я написал один из своих самых странно-сентиментальных текстов, который как раз был посвящен Кармело Энтони. По странному стечению обстоятельств 2013 год стал пиком моей иррациональной привязанности к «Никс», которая однажды поселилась в моем разуме и с тех пор время от времени с разной степенью концентрации дает о себе знать. В частности, вот что я писал восемь месяцев назад:

«Сколько я себя помню баскетбольным болельщиком, мне всегда нравился Кармело Энтони. Я никогда не был его ярым поклонником, но, подобно известной героине известного произведения питал слабость к людям, которые умеют делать что-либо первоклассно. Земным шаром управляют оптимисты, а в баскетболе всегда ценятся люди, умеющие доставить мяч в кольцо соперника, и Кармело был, есть и, несомненно, будет именно таким игроком. Он пришел в лигу уже с определенным набором качеств, за них его выбрали на драфте выше Уэйда, благодаря ним (ну, с огранкой и дополнениями, вроде улучшенного дальнего броска) он каждый год хотя бы ненадолго приоткрывает дверь в плей-офф. Потом обычно он довольно быстро убеждается, что ничего интересного за этой дверью нет, и шло бы оно вообще все к чертям, следующий год точно будет за ним,а сейчас королева не в восхищении.

Похоже, я забежал вперед и выразил отношение к Кармело тех людей, кто его, скажем так, слегка недолюбливает. Да, Кармело – он вот такой. Из него лезет самодовольство, оно льется, словно вода из-под незакрытого крана, а потом он набирает еще несколько десятков очков подряд, напор воды только усиливается, и так происходит уже больше десяти лет. У него есть основания недвусмысленно заявлять миру о своей феноменальности, но ничуть не меньше оснований есть у того же самого мира его осуждать и даже ненавидеть. Тезисы очень четкие, как это всегда бывает, когда их придумывают люди, не любящие как следует разобраться в ситуации, зато не мыслящие себя без регулярной наклейки ярлыков:

– эгоист;

– не победитель по характеру;

– любит себя в баскетболе больше, чем баскетбол в себе;

– пошел на поводу у жены и бросил практически родную команду».

Последние четыре строчки мне кажутся особенно важными. Ну, или совершенно незначительными, это уже смотря с какой стороны посмотреть. Суть в том, что именно через их постоянное повторение и проходит карьера Кармело Энтони. Кармело находится в лиге настолько долго и так наивно выставляет напоказ свои поступки, что каждый считает, будто знает его насквозь. Он ведь прост, как два пальца, этот Кармело. Бросок со средней, проход в лицевую, обманные маневры, первый шаг, быстрый релиз броска – чего мы о нем не знаем? И когда он был другим? Леброн, Уэйд и даже в какой- то степени Бош, как и полагается настоящим артистам, часто меняют образ и амплуа, время от времени переодеваясь. Кармело же классический мольеровский герой, характер которого остается неизменным на протяжении всей пьесы. Мольер – один из величайших драматургов всех времен, но, как говорил другой классик, у него «скупой скуп – и только». Вот и Кармело Энтони в наших глазах остается прекрасным, но в то же время однобоким игроком (или «one-trick pony», как говорят американцы). Он не только не меняется, он и не может измениться. «Я не хочу быть продуктом окружающей среды – я сам хочу создавать эту среду». Только так и никак иначе.

Тем не менее, мне, как и восемь месяцев назад, все еще нравится Кармело Энтони, пусть он даже впервые в карьере пропустил плей-офф. Я не думаю, что он может выиграть титул в качестве главной звезды, более того – мне не кажется, что такие разговоры вообще имеют право на существование. Если вы пытаетесь доказать обратное, то у меня есть вроде бы небьющийся аргумент. Для того, чтобы выиграть титул, Кармело нужно сначала в своей конференции обыграть либо «Кливленд» Леброна, либо «Чикаго» Роуза и Ноа, либо «Майами» Уэйда и Боша. Возможно, ему повезет и он до финала встретится только с какой-то одной из этих команд, но разве ему по силам пройти хотя бы кого-нибудь из них без второй суперзвезды в составе? А потом еще в решающей серии одолеть «Оклахому» или «Сан-Антонио»? Миссия невыполнима. Без шансов. В то же время, мне понятна и близка логика тех, кто думает или хочет думать иначе. Если вы из таких, то позвольте мне просто пожать вам руку от всей души. Дело в том, что Кармело, как бы многие ни старались выставить его в неприглядном свете, является чрезвычайно притягательной личностью. Он выглядит счастливым  на баскетбольной площадке, а к таким людям всегда невольно испытываешь определенную симпатию. Энтони как Стива Облонский из «Анны Карениной» – несмотря на отсутствие каких-то четких целей в жизни, явно эпикурейского толка наклонностей и известной до недавнего времени дородности, его все (ну ладно, многие) любят, потому что он имеет привычку по-детски улыбаться, располагать к себе и как-то наивно верить в правильность своего образа жизни, при этом беззаботно ломая судьбы других людей, словно пластмассовые игрушки. Улыбка Кармело Энтони была предметом всестороннего психологического анализа еще со студенческих времен, и как бы близко не подтягивал к ушам уголки своих губ Дуайт Ховард, из всех знаменитых спортсменов в один ряд с Кармело по беззаботности выражения лица можно поставить лишь Роналдинью, хотя пришельцев с других планет считать не совсем честно.

Кстати, насчет студенческих времен. Раз уж мы диагностировали у Кармело Энтони ярко выраженный синдром так и не выросшего Питера Пена, логично в качестве начала текста обратиться к его самым истокам и понять, почему он стал именно таким, каким мы его знаем. Сейчас идет уже седьмой абзац, но лучше все-таки поздно, чем никогда. В принципе, у Кармело было довольно типичное для афроамериканских баскетболистов детство – бедный квартал, жизнь без отца, целый набор братьев и сестер. В ранние годы он с друзьями даже не имел возможности кидать мяч в нормальное кольцо, вместо чего они использовали обычную оконную раму – как водится, деревянную и квадратную. Но наш Кармело все равно никогда не унывал, и как говорила его мама, всегда заразительно улыбался во время любых игр со своими сверстниками. Он любил получать удовольствие от соперничества любого рода – согласитесь, что он и сейчас остался таким же.

То, что он не может меняться и считает, будто весь мир должен подстраиваться под него – а я убежден, что в том числе из-за этого он не перешел в «Чикаго – тоже идет из детства, поскольку, несмотря на бедность, он всегда был самым любимым и самым избалованным ребенком в семье. Он отказывался мыть посуду, выгуливать собаку, терпеть не мог учебу в школе, но целыми часами торчал в спортивном зале, тренируя бросок и проход под кольцо. Замените «мытье посуды» и «выгул собак» на «игра в защите» и «вера в собственных партнеров» и вы получите то, что из себя представляет Кармело на данный момент. Прекрасно, что у него было такое всепоглощающее стремление стать профессиональным баскетболистом, потому что в противном случае с его королевскими замашками и грубой реальностью неблагополучного района, он вполне мог бы воплотить фразу из известного фильма «Америку портят ленивые дети» и плохо кончить в каком-нибудь наркопритоне.

Но было бы ошибкой думать, что ему все в жизни давалось легко. Он действительно очень много времени проводил на баскетбольной площадке, но даже это не помогло ему сразу закрепиться в школьной команде – через несколько месяцев ему сказали, что он не совсем готов к такому уровню. Кармело стал работать еще усерднее, что в итоге позволило ему стать школьной сенсацией и попасть в университет Сиракьюз. Наверное, тот единственный год, который он отучился в колледже, остается до сих пор самым лучшим в его баскетбольной карьере. Он был фаворитом болельщиков, любимцем тренера и партнеров по команде, и в итоге именно он принес «Сиракьюз» долгожданную и до сих пор единственную победу в студенческом первенстве. Пришел, увидел, победил – и все это он проделал с такой улыбкой, словно только что не выиграл Финал Четырех, а пригласил на свидание самую красивую девчонку в классе. Имя Энтони до сих пор остается священным для всех поклонников колледжа – например, в книге «Сиракьюз Оранж». Истории из раздевалки» автор Бад Поликуин пишет так: «Хорошо. Попробуйте назвать своих трех любимых игроков «Сиракьюз» всех времен. Разумеется, кроме Кармело». «Кроме Кармело» – как должно быть, приятно ему было уходить на драфт в качестве такого очевидного для всех исключения, проведя всего один год в университете. Он говорил, что был готов учиться и дальше, но поскольку главная цель была достигнута, он решил не топтаться на одном месте. Все правильно, так и должна развиваться карьера человека, который считает, что является центром идеального мира – только вперед, никаких остановок и непременно принося удовольствие.

Как мы знаем, в НБА все пошло немного не так, как планировал Кармело. Он не продолжил свое победное шествие по миру баскетбола, более того – он больше никогда не был тем исключением, тем избранным, которым был в школе и университете. Никто больше не говорил «кроме Кармело», все обсуждали Леброна, Уэйда, еще нескольких игроков, только потом вспоминая о нем. Энтони поднял «Денвер» с колен, после долгих лет простоя в небытии начав выводить их в плей-офф, но чаще всего сил хватало только на само участие. Считается, что его уверенность в себе подорвали случавшиеся год за годом безнадежные поражения в первом раунде, через которые ему пришлось пройти пять раз подряд до того момента, пока в одной команде с ним не оказался сенсэй Чонси Биллапс-сан. Все могло быть совсем иначе, выбери его на том самом драфте «Майами» или «Торонто» (что я только что написал?!) – по крайней мере, он был бы в состоянии несколько раз пройти раунд или два за счет более слабой конкуренции в Восточной конференции. Сейчас Кармело по своей воле не хочет быть подмастерьем у какого-нибудь гения, потому что он сам давно уже мастер, но если бы к нему в начале карьеры попал бы Шакил О’Нил, как к Уэйду, неужели вы готовы поручиться, что он не смог бы хотя бы раз пройти весь путь до конца? Выиграв чемпионат или, хотя бы, выйдя в финал, он моментально стал бы игроком совсем другого статуса. У него были бы те же самые 20 тысяч очков за одиннадцать лет в лиге и шанс войти в десятку самых результативных игроков всех времен, что есть сейчас, но помимо этого появилось бы что-то более важное. Уважение, статус «неприкасаемого», называйте это как угодно. В спорте есть золотое и нерушимое правило – если игрок сделал что-то сверхъестественное один раз (в нашем случае – вышел в финал или выиграл титул), то до самого последнего дня его карьеры многие будут верить, что он способен повторить это достижение, даже при полном отсутствии каких-либо предпосылок. Именно поэтому так долго руководителями команд ценился Аллен Айверсон, хотя было совершенно очевидно, что «чудо №2001» – явление штучное и повториться не может ни при каких условиях.

Кстати говоря, я абсолютно уверен, что именно Айверсон затормозил развитие карьеры Энтони по крайней мере на полтора года. Сезон 2006/2007 начинался довольно многообещающе для «Денвера» и для самого Кармело – команда выиграла 14 матчей из 21, а сам Энтони в среднем набирал около 33 очков, показывая, что наконец-то стал тем самым лидером, которым должен был стать на два года раньше. Но потом главный тренер «Никс» Айзея Томас в проигранном уже матче дал указание своим игрокам грубо сфолить на Джей Ар Смите, чтобы тот не забил в быстром отрыве, Кармело по-балтиморски решительно вступился за друга и в результате его дисквалифицировали на 15 игр. Все и так было хуже некуда, но окончательно идиллия закончилась тогда, когда через несколько дней после этого Андре Миллера обменяли на Аллена Айверсона. Разумеется, по игровым характеристикам их невозможно сравнивать, но приход Ответа изменил абсолютно все. Дело не только в самом баскетболе, ведь Мело и Джей Ар Смит готовы были смотреть Айверсону в рот и следовать за ним куда угодно  – для их поколения он был фигурой такой же величины, как и Майкл Джордан для поколения самого Айверсона. Если Аллен позвал в бар – надо идти. Посоветовал подсластить горечь поражения походом в стрип-клуб – ну какие тут могут быть возражения. Мы все знаем, до чего такой образ жизни довел самого Айверсона – сейчас у него нет ни крыши над головой, ни денег на чизбургер. Таким образом, Кармело, вроде бы ступив на верный путь, тут же свернул с него. Биллапс-сан все изменил, но это было уже позже, а драгоценное время ушло. Возможно, как раз на том отрезке карьеры он мог вырасти не только в великого бомбардира, но и в великого игрока, но как же тут измениться, когда к тебе пришел чуть ли не самый неподходящий для этого партнер. Лучшие свои сезоны Кармело провел рядом с Чонси Биллапсом и Джейсоном Киддом, и если вы думаете, что это просто совпадение, то вам следует подумать еще раз. Каждому ребенку, большому или маленькому, больше всего нужна заботливая родительская опека, а не шизанутый старший брат, пусть и с большим сердцем.

К счастью, Кармело еще далек от завершения карьеры, но даже если бы он больше ни минуты не провел на баскетбольном паркете, он уже успел подарить нам много запоминающихся моментов. Я не буду вспоминать «Мелодраму» с его не самым изящным переходом в «Никс», я лучше освежу в памяти 33 очка за одну четверть в матче против «Миннесоты». Можно говорить о его эгоизме и неспособности к большим свершениям, но давайте запомним Кармело, как члена суперэлитного Клуба «60 очков за игру и больше», одного из лучших бомбардиров в истории лиги и кандидата №2б на титул MVP в сезоне 2012/2013. Пройдут десятилетия, и о Кармело Энтони будут вспоминать чаще, чем сейчас вспоминают о Бернарде Кинге, и уж точно не реже, чем о Джордже Гервине. В то время, когда все вокруг объединяются и строят враждующие между собой коалиции, он повторяет (не бесплатно, конечно) классический путь ярчайшего игрока, который не ищет способа всеми силами устранить конкурентов с помощью присоединения к ним, а по-прежнему с улыбкой ждет нового соперничества, играя в своем родном городе. Этот путь и способ его прохождения далеко не идеальны, но я готов проследить за ними до конца.