9 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Дерон Уильямс и Шон Мэрион

34. Дерон Уильямс (2005/2006 – н.в.)

Команды: «Юта», «Нью-Джерси»/«Бруклин Нетс»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 3 (2010, 2011, 2012)                            

Статистика: 17.4 очков, 8.7 передач, 3.2 подборов, 1.1 перехватов, 3.0 потерь, 45%-36%-82%

Количество участий в плей-офф: 6 (2007, 2008, 2009, 2010, 2013, 2014)

Несмотря на то, что Дерону Уильямсу всего месяц назад исполнилось тридцать лет, не покидает ощущение, будто он уже давно играет на правах ветерана. Это идет, разумеется, не только от его пожилого окружения (хотя, что есть, то есть), но и от демонстрируемой им игры. Он гораздо меньше бросает, почти не идет под кольцо, и, что самое страшное, не оказывает ровным счетом никакого влияния на игру своей команды, что для разыгрывающего означает полную профнепригодность. Михаил Прохоров, наверное, уже думает, что лучше было бы как следует отпинать ногами Марка Кьюбана, чем связывать будущее своей команды с таким лидером. Сейчас как-то даже неловко вспоминать, что когда-то Дерон Уильямс считался ровней Крису Полу, отчаянно конкурируя с ним за право называться лучшим разыгрывающим новой эпохи. Более того, болельщики «Юты» всерьез говорили, что выбор Дерона вместо Пола на драфте – это никакая не ошибка, и с ними можно было согласиться.

Хотя, вот эта формулировка – «отчаянно конкурируя» – она как раз едва ли может быть отнесена к Дерону Уильямсу в каком бы то ни было смысле. Если бы он действительно был на это способен – на отчаянную конкуренцию – то мы бы сейчас едва ли говорили лишь о двух реальных претендентах на звание MVP. Думаете, это слишком смелая оценка возможного уровня Дерона? Мне кажется, что применительно к этому игроку вообще трудно говорить о каких-либо пределах и границах, за исключением, разумеется, психологических. Дело в том, что у него нет слабых мест. Совсем. Кто-то плохо защищается, у кого-то нет броска, третий слишком редко думает о передачах и вообще всячески нарушает игровой общекомандный баланс. У Дерона Уильямса такой проблемы не было – под крылом Джерри Слоуна он демонстрировал все качества, которые необходимы звездному разыгрывающему. Правда, потом золотая пик-н-ролльная клетка опустела, и птичка вылетела на погубившую ее волю, но не стоит забывать о том, что было раньше.

Я могу сказать еще больше, мне это не составит большого труда. Эх, давно я никого так не провоцировал. Готовы? Если брать исключительно баскетбольные умения в вакууме, то Дерон Уильямс талантливее Джона Стоктона, да что там, талантливее любого разыгрывающего в истории НБА, за исключением Оскара Робертсона и Мэджика Джонсона. Неограниченные способности позволяли ему набирать по 50 очков, отдавать передачи, защищаться против любого первого номера в лиге, соблюдать баланс командной игры. Он мог делать абсолютно все, но с поправкой на уровень и вид спорта эти рассуждения похожи на интервью Леонида Слуцкого восьмилетней давности, в котором он говорил, что футболист «Москвы» Петр Быстров на тренировках вытворяет то, что не снилось Роналдинью и Зидану. Проблема в том, что в официальных матчах вся эта магия таинственным образом исчезала. Такое бывает – можно до потери пульса ставить мировые рекорды в пустом бассейне, а на соревнованиях войти в воду «бомбочкой» и забыть о спорте высоких достижений.

Нельзя сказать, что Дерон Уильямс всю карьеру только и делал, что с упорством закапывал свой талант в землю. Нет, у него было несколько прекрасных сезонов в «Юте» – как-то ведь мы все-таки должны были понять, насколько это исключительный игрок. Если гений совсем никак не проявляется, то кто же поймет, что он гений? Проявлялся, да еще как – вы не поверите, но когда-то он даже был одним из самых недооцененных игроков лиги. Его не приглашали на Матчи всех Звезд, обделяли индивидуальными наградами, будто бы зная, что в итоге это все равно ни к чему хорошему не приведет. После того, как закончилась серия первого раунда против «Денвера» в 2010 году, в карьере Дерона началась черная для игрока его возможностей полоса, которая продолжается до сих пор, становясь все темнее и темнее. Можно сказать, что так ему и надо за вероломный удар ножом в спину Джерри Слоуну, человеку, который сделал из него суперзвезду. Ведь давайте представим, что Дерона все-таки выбрали на драфте четвертым, и он ушел в «Новый Орлеан». Что было бы тогда? Никаких тебе десятилетиями проверенных схем, никакого тебе пик-н-ролла, никакой возможности отойти, оглядеться и перевести дух. Там нужно было быть лидером с самого начала, каким стал Крис Пол, но каким вряд ли мог бы быть Дерон. Трудно сказать, что его нашли на помойке и очистили от очистков, но «фигвам», нарисованный Уильямсом в адрес воспитавшей его организации, получился славный. Зато теперь Дерон получает хорошие деньги и живет в Нью-Йорке – тоже успех, как ни крути.

Реклама 18+

Впрочем, нынешняя плохая форма – это еще полбеды. Хуже всего мысль о том, что Дерона все устраивает. Это похоже на то, как отличники, переходя из обычной школы в какой-нибудь лицей, за пару-тройку четвертей начинают довольствоваться не только четверками, но и тройками, постепенно привыкая к такому положению вещей и впоследствии годами поддерживая столь невысокую планку притязаний. Дно засасывает очень быстро, и чем ближе оно оказывается, тем выше становится скорость падения.  Родившись в золотой колыбели, подобно Барону из известного произведения Горького, и однажды выпав из нее, очень тяжело найти в себе остатки надежды на обратное возвращение. Будет здорово, если у Дерона получится – на Востоке как раз намечается самая серьезная за последние лет пятнадцать разборка, и еще одна сила лишней бы не стала.

33. Шон Мэрион (1999/2000 – н.в.)

Команды: «Финикс», «Майами», «Торонто», «Даллас»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 4 (2003, 2005, 2006, 2007)                

Статистика: 15.8 очков, 9.0 подборов, 1.9 передач, 1.6 перехватов, 1.1 блок-шотов, 49%-33%-81%

Количество участий в плей-офф: 10 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2010, 2011, 2012, 2014)

Если вы начали интересоваться баскетболом относительно недавно и застали Шона Мэриона уже в майке «Далласа», то вы знаете, что это прекрасный универсальный форвард, который сыграл важную роль в чемпионстве 2011 года. Отзащищаться, ткнуть в непохожем ни на что другое стиле мяч в кольцо, прокричать вдохновляющую речь, выложить в инстаграме фотографии новых свежекупленных носков. Здорово, круто, свежо. Только за что 33-е место в рейтинге?

Говорят, что все познается в сравнении, так давайте сравним. Летом 2007 года, когда Стив Керр уже начинал дуть в свою трансферную дудку, вызывая ветер перемен в аризонских пустынях, активно обсуждались слухи об обмене Шона Мэриона на Кевина Гарнетта. На того самого Кевина Гарнетта, который один из лучших четвертых номеров в истории НБА и в тот момент находился если не на пике своих возможностей, то очень близко к нему. Возможно, это действительно были лишь чьи-то фантазии, но показательным является сам факт того, что никому не приходило в голову крутить пальцем у виска при виде подобной новости.

«Вы можете говорить все, что хотите о Нэше и Стадемайре, они великие игроки и, без сомнений, заслуживают самых лестных слов. Но именно способность Шона Мэриона бегать без остановки и поддерживать любой быстрый отрыв дает «Финиксу» возможность играть в их стиле. Он куда важнее для них, чем вы все думаете. Если не держать Шона – он не поперхнувшись забьет в ваше кольцо сверху. Если же его в быстрых отрывах будет сопровождать атакующий защитник, который не должен этого делать, но которому легче двигаться на таких скоростях, то оголенным остается периметр. Вот и думайте, как его сдержать».

Наверняка вы понимаете, в какой период времени были сказаны эти слова – конечно, во времена расцвета философии «ран-энд-гана». Забавно, что произнес их нынешний наставник Мэриона Рик Карлайл, который в то время тренировал «Индиану», но дело не в этом. Мэрион действительно был прекрасен в ту пору, но спросите сейчас любого относительно активного баскетбольного болельщика, с какими именами у него ассоциируется «Финикс» середины прошлого десятилетия, и вам ответят: Нэш, Амаре, Д’Антони. Именно в таком порядке. Потом где-нибудь выплывет Мэрион, но никак не перед определявший стиль троицей.

Предыдущие номинанты нашего рейтинга в основном оказывались не слишком высоко по той причине, что не смогли в полной мере реализовать свой потенциал. С Мэрионом ситуация принципиально иная – он выжал из себя абсолютный максимум, но его проблема заключалась в том, что он думал, будто есть что-то еще. Он мучительно хотел стать первым лицом в команде, но ему всегда не везло – сначала был Кидд, потом, прости Господи, Стефон Марбери, ну а дальше вы сами знаете. И если лидерство Стива Нэша Мэрион готов был принять, то его отношение к Амаре Стадемайру ни для кого не было секретом. «Мне не кажется, что правильно оценивать игроков только исходя из количества набранных очков», – угадайте, в чью сторону был сделан этот словесный выпад?

Когда Амаре вылетел из-за травмы на весь сезон 2005/2006, Мэрион как раз провел свой лучший год, буквально летая по площадке в стиле безумной голограммы Фигаро, выдавая серии из четырех матчей подряд с 30 очками и 15 подборами. Но он опять был недоволен. В книге Джека Маккалума «Seven Seconds Or Less» практически вся глава о Мэрионе посвящена его разнообразным риторическим вопросам и взываниям к справедливости. «Я играю на уровне лучших игроков в лиге», «я хочу играть на позиции легкого форварда, а не защищаться против сильнейших «больших», «я играл с такими разными разыгрывающими как Кидд, Марбери и Нэш, и умел подстраиваться под стиль каждого из них, так что меня стоит уважать». И все в таком духе. Конечно, ему основательно кружил голову хитроумный агент, но в основном дело было в характере самого Мэриона. Иногда он как будто забывал, что у него есть немало недостатков, многие из которых скрывала лишь атакующая система «Финикса». Иногда, впрочем, не помогала и она – двух поражений от «Сан-Антонио» за три года вполне могло и не быть, если бы не жуткие провалы Мэриона в этих сериях. При всей своей универсальности и сравнениями с Кириленко и Одомом, он никогда и близко не был таким же хорошим плеймейкером, как они. Его трехочковый бросок вполне может побороться за звание самого уродливого в истории НБА, но в системе тех «Санс» бросать совсем плохо было попросту невозможно.

Реклама 18+

Несмотря на все свои уникальные качества, Мэрион был зависимым игроком. Элитным, но все-таки вспомогательным элементом. К сожалению, в нужный момент рядом с ним не нашлось человека, который бы сказал примерно следующее: «Слушай, засунь ты свои разногласия с Амаре куда-нибудь подальше. Ты должен каждый день благодарить Бога за то, что играешь в одной команде со Стивом Нэшем, который помог раскрыть твои лучшие качества, сделать одним из самых зрелищных игроков в НБА и постоянным участником Матчей всех Звезд. Веди переговоры с «Финиксом» о новом контракте, веди жестко и стой на своем, но в уме понимай, что в конце концов твоя подпись в любом случае должна оказаться там. Потому что у тебя нет более надежного пути к величию. Ты не сможешь быть первым лидером команды, играющей в плей-офф, у тебя нет для этого необходимых качеств. Если твое эго не готово к такому удару, можешь считать себя слегка ухудшенной смесью Скотти Пиппена и Денниса Родмана. Они ведь не были лидерами, правда? Но им удалось стать великими игроками. И ты будешь таким же, только никуда не дергайся».

Случилось так, как случилось. Родился фольклор, и Мэрион помотался немного по Востоку, пока плотно не обосновался в «Далласе». Может, оно и к лучшему, ведь теперь у него больше перстней, чем у Д’Антони, Нэша и Амаре вместе взятых. Правда, взял он то единственное чемпионство в качестве четвертого/пятого лучшего игрока команды, но, кажется, в то время он уже перестал глядеть в Наполеоны. Что ж, лучше поздно, чем никогда. 

Фото: Fotobank/Getty Images/Jim McIsaac, Ronald Martinez