Трибуна
6 мин.

Любимая команда годами была посмешищем, а теперь претендует на титул. Что делать?

Довольно долго я собирался с силами, чтобы написать что-то сольное про любимый «Финикс», и на то есть причина. Дело в том, что я вот только-только начинаю воспринимать происходящее как безусловную реальность. Оказывается, в этой реальности не нужно терпеть десять поражений подряд, чтобы увидеть роскошную победу над «Шарлотт» в январе, которая теоретически может позволить уйти с 15-го места.

Непривычные ощущения. Сейчас любимая команда обыграла действующего чемпиона в первом раунде, заскочила в раунд второй, где на данный момент ведет со счетом 2-0. Атака прекрасна, хотя прекрасной она была не всегда, ведь в первой трети сезона, особенно во времена результата 11-9, в нападении команда скорее мучилась, чем играла. Сейчас же, несмотря на вроде бы защитный уклон Монти Уильямса, кажется, что у «Финикса» чуть ли не лучшая атака на Западе.

Короче говоря, доминируем потихоньку, пусть и пока над командами, ослабленными травмами

Так вот. Знаете, что раздражает больше всего? Да, я в такой вроде бы благостной ситуации все равно могу испытывать раздражение. Больше всего раздражает то, что все почему-то воспринимают происходящее как должное. Ну «Финикс», ну вышел во второй раунд. Ну «Финикс», ну может и в финал выйти, а там уж как получится. Поражает обыденность обстановки, то, что мир не переворачивается, ничего толком вокруг не происходит, все та же суета.

Это правда тяжело принять человеку, который большую часть своей сознательной и бессознательной болельщицкой жизни из года в год следил за совершенно безнадежной командой. У нее случались вспышки, которые не приводили ни к чему толковому, но это были только моменты.

Сейчас вроде бы все всерьез, но это перерождение случилось как-то уж слишком быстро. Не так быстро, как кажется сторонним наблюдателям, потому что еще в прошлом сезоне стало ясно, что команда Монти Уильямса и Джеймса Джонса способна на многое, а по поводу Девина Свет Букера вообще никогда никаких сомнений не было. И тем не менее.

На самом деле, это было даже круто. Имею в виду предыдущие десять-одиннадцать лет. По какой-то странной причине возникало ощущение сопричастности к некоему таинству, ощущение узости круга тебе подобных. Как же восхитительно было вставать в тесный ряд с еще двадцатью болельщиками «Финикса» в мире и кричать в комментариях о том, что «вы еще узнаете настоящего Букера, он заставит вас смотреть матчи «Финикса», а потом восторгаться собственной какой-то самими собой выдуманной избранностью.

Никто не смотрит матчи «Финикса» – а мы смотрим!

Да, у нас лучший игрок валит из команды прямо во время приема у барбера, козлы ходят по кабинетам, Эрл Уотсон тренирует с помощью медитативных восточных техник, пиковые выборы на драфте уезжают в Израиль, накуривают детей и долбятся головами в щиты. Значит, так надо, значит, такова сермяжная правда и таков путь.

Самая большая символика была в 2018 году, когда «Финикс» праздновал 50-летие, и везде висели баннеры и надписи «SunsAt50». Понятно, что Эрл Уотсон понял этот лозунг по-своему, решив в первом матче сезона проиграть «Портленду» с разницей «-48», а в третьем – «Клипперс» с разницей «-42». К сожалению, после трех матчей мужика уволили, и мы никогда не узнаем, сколько раз он мог бы проиграть «-50». Думаю, что не меньше пяти, потому что потенциал у Уотсона был огромный.

Иными словами, «Финикс» приучил страдать. Вероятно, это такая психотравма, но я уже не могу болеть за аризонскую команду без ощущения ее ущербности. Однако же приходится учиться, а это довольно трудно – наверное, так учатся заново ходить. Потому что сейчас все изменилось.

Sports.ru провел тут опрос, согласно которому четверть баскетбольной аудитории сайта поддерживают в плей-офф именно «Финикс». Тот самый, матчи которого еще в прошлом сезоне никто не смотрел.

Пока про Букера продолжают говорить невыносимыми стереотипами вроде «кек, сдваивания они не любят-с, мусорный скорер», но стоит выйти хотя бы в финал конференции, и начнется совсем страшное. Изо всех укромных уголков полезут глорихантеры, так что нужно уже заранее записываться на бесплатные консультации к давним болельщикам «Голден Стэйт», пока эти консультации не стали платными. Они же ведь проходили примерно то же самое, только даже в большем масштабе – «Финикс» все-таки не пребывал на дне так долго, как «Голден Стэйт», да и успехов пока что подобных и близко не добился.

Интересно, как ветераны болельщицкого движения «Уорриорз» справлялись с нашествием случайных людей, прикреплявшихся к успехам их команды, как они справлялись со столь резкой сменой парадигмы? Это ведь не так просто, как кажется. Сегодня вы с небольшим отрядом единомышленников-самоубийц переживаете всем сердцем за лузеров и считаете их своими и только своими, пусть и неудачниками, а завтра уже весь мир одевается в желто-синие цвета. Диссонанс возникает серьезнейший.

Наверное, вы устали от всех этих псевдофилософских и моральных размышлений, поэтому вот вам историческая справка, свидетельствующая о том, что история циклична.

В первые семь лет своего существования «Финикс» всего лишь один раз залетал в плей-офф (в своем втором сезоне-1969/70), чуть, правда, не обыграв там «Лейкерс» с Уэстом, Чемберленом и Бэйлором («Санс» сливали серии со счета 3-1, когда это еще не было мэйнстримом). Впрочем, тот выход в плей-офф казался случайностью – примерно такой же, как сезон-2013/2014, по итогам которого в плей-офф не удалось попасть лишь по какому-то недоразумению.

Так вот, наступает лето 1975 года. «Финикс» пять раз подряд и шесть раз за семь лет не выходит в плей-офф. Это не одиннадцать лет, как сейчас, но тоже срок приличный. Генеральный менеджер команды Джерри Коланджело (тот самый) понимает, что надо что-то делать. В итоге в результате обмена в команду приходит отличный защитник Пол, становящийся лидером команды, – прямо как сейчас.

Правда, тот Пол был не Крис, а Уэстфол. Лидером он стал вместе с молодым центровым (Элваном Адамсом), который недавно был выбран в топ-4 драфта – тоже вроде бы что-то напоминает. Тогда удалось выйти в финал, где, понятно, выиграть не удалось, а подробнее вы можете об этом прочитать в этом вот тексте, который я писал во времена надежд стать главным русскоязычным архивариусом «Финикса».

Как бы ни были прекрасны и свободны 1970-е, вернемся в наше время. Пора просто признать, что «Финикс» перестал быть личным странным сокровищем горстки безумцев. Он больше даже не guilty pleasure. Теперь это достояние всего нашего космополитичного мира, что вроде бы хорошо и здорово.

Разве не этого ждет каждый болельщик от своей команды – восстания из пепла и превращения в прекрасного претендента на чемпионство? Так уж вышло, что чем больше сила, тем больше у нее поклонников и случайных пассажиров. Только вот все равно как-то не по себе. Ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, у меня нет. Наверное, придется «Финиксу» выиграть чемпионат, чтобы компенсировать настоящим фанатам их моральные переживания.

О том, как он будет это делать – а в том, что будет, сомнений нет никаких – читайте в следующих выпусках.

P.S. Подписывайтесь (обязательно) на телеграм-канал автора «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего разного о баскетболе, спорте и прочей массовой культуре (типа кино и сериалов). О плей-офф НБА и Евро-2020, понятно, в ближайший месяц будет особенно много.

А еще, конечно, подписывайтесь на мой новый футбольный блог на спортсе, где с сегодняшнего дня будет очень много текстов про футбол.

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Harry How