14 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Элтон Брэнд и Дрэймонд Грин

48. Элтон Брэнд

Команды: «Чикаго», «Клипперс», «Филадельфия», «Даллас», «Атланта», «Филадельфия»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 2 (2002, 2006)

Статистика: 15,6 очков, 8,4 подборов, 2,1 передач, 1,7 блок-шотов, 1,9 потерь

Позиция в рейтинге 2014 года: 36

Во-первых, в очередной раз напомню, что шесть лет назад при составлении точно такого же, но другого рейтинга, который 1.0, коллега Василий прекрасно написал про Элтона Брэнда, и почитать это можно вот прямо тут. Василий как человек заслуженный, ведет свою личную летопись НБА значительно дольше, чем автор этих строк, лично подбирал диоптрии Джорджу Майкану, поэтому Элтона Брэнда помнит еще по временам песочницы, логично, что ему тогда и были карты в руки отданы.

Во-вторых, я все-таки решил и свой текст написать. Про Брэнда сейчас говорят много плохого – мол, глупый он, а прикидывается зачем-то умным, напялил пиджак, а вы бы сняли его лучше, гражданин генмеджеричок, а то как бы не огорчить и не сделать вас отрицательным мемом на долгие поколения. Не то чтобы я вижу в качестве своего предназначения защиту славного игроцкого (ах, какое слово! А вот еще из золотого фонда – «игрок сыграл по-игроцки», ну красота же) прошлого Брэнда, но все же что-то помню о нем, как о человеке, засовывавшем мяч в кольцо. В целом за последние шесть лет в этом плане ничего не изменилось. Провел наш герой с тех пор два сезона, сыграв 53 игры, набрав в них аж 166 очков, что ровно на 166 очков больше, чем набирали во всей НБА до 1913 года. В плей-офф еще похуже – на три игры одно очко. Ровно одно, да, попал штрафной, а произошло это культовое событие 20.05.2015, во время первой игры финала конференции против «Кливленда». Вышел – и забил.

Какой-то слишком иронично-язвительный тон. Сделаю вид, что пишу на печатной машинке и ничего удалять не буду. Да, старого человека может обидеть каждый, тем более, когда он настолько старый, что не выдерживает конкуренции с легендой петербургского «Спартака» Перо Античем. Так, конечно, было не всегда, иначе как бы Брэнд тут вообще оказался. В попытке разнообразить безумные и бесконечные простыни текста, в которых постепенно начинает закутываться новорожденный цикл, представлю причины наличия Брэнда здесь с помощью пунктов/тезисов (жаль, апрель кончился, ну пусть они будут июньскими):

– Вспоминая о Брэнде, я в первую очередь разворачиваю свою память в сторону полуфинала Западной конференции – 2006, в котором «Клипперс» играли с «Финиксом» – тем самым. Ну, вы поняли. «Финикс» только отошел от семиматчевой серии с «Лейкерс», а Лос-Анджелес уже успел подогнать новую угрозу. Честно говоря, Брэнд просто разрывал. Вот как начал в первом матче, так и не заканчивал аж до самой седьмой игры. Понятно, что передняя линия «Санс» в том году в отсутствие Амаре была очень смешной, но Брэнд даже с учетом этого обстоятельства доминировал, как будто это не Стива Нэша перед первым матчем серии наградили вторым подряд MVP, а его, Элтона. И так забивал, и сяк, а потом подбирал, после чего бежал в защиту, истязал несчастных Диао и Мэриона, разбивал дабл-тимы передачами на трехочковую дугу. Будь тренером «Клипперс» в тот год не Данливи-старший, а в качестве второй звезды не заслуженный Сэм Кэсселл, я не думаю, что «Финикс» смог бы выиграть ту серию, хотя и так получилось это сделать лишь в семи матчах. Брэнд действительно был лучшим игроком в том противостоянии. В финале конференции «Финикс» играл против «Далласа», и когда перед одним из матчей серии помощник главного тренера «Санс» Элвин Джентри давал установку о том, как защищаться против Новицки, он сказал следующее: «Не знаю, как Новицки будет сегодня играть, но я очень сильно сомневаюсь, что он будет убивать нас сильнее, чем это делал Элтон Брэнд».

– Сколь бы ни был прекрасен Брэнд в той проигранной серии с «Финиксом», это, пожалуй, была высшая точка его карьеры. Второй раунд – так себе вершина, верно? С другой стороны, а что еще он мог сделать? Брэнд был первым номером драфта в 1999-м, выбрала его команда из славного города Чикаго. Планов было целое громадье (не забудьте мысленно расставить точки над последней буквой перед скобкой, а то я начну одиночно пикетировать) – Элтон должен был начать Новый танец, но вышло так, что его обменяли уже после первых двух сезонов. И не просто обменяли, а в «Клипперс», и не просто в «Клипперс», а в команду эпохи владельца Дональда Стерлинга, которую никто не воспринимал всерьез ни на каком уровне. Болельщики второй команды из ЭлЭй по каким-то причинам тепло вспоминают ту молодую гвардию, которую тренировал Элвин Джентри, ласково называя ее «Baby Clippers». Все ждали, что трио Брэнда, Ламара Одома и Дариуса Майлза захватит если не лигу, то хотя бы маленький ее участочек, но в истории они остались только вот этой великой обложкой журнала SLAM.

– А все могло бы быть совсем не так! Ключевой момент в карьере Брэнда состоялся летом 2003-го года. То есть, не состоялся. В общем, смотрите сами: Брэнд был ограниченно свободным агентом, Пэт Райли затеял перестройку в «Майами» и решил сделать Элтона лицом этой перестройки, предложив ему контракт в 84 миллиона на 6 лет. Сейчас этими деньгами можно только смешить домашних котов, а тогда это была огромная сумма. Стерлинг, чья историческая жадность была воспета еще в викторианских романах Чарльза Диккенса, никак не мог повторить это предложение – просто не мог. Все предыдущие годы и десятилетия его деятельности кричали об этом, так что Брэнд уже прилетел во Флориду, пришел на пляж, устроился поудобнее, закурил сигару и начал мечтать о великом. Тут случилось непредвиденное. По какой-то причине старику Дональду (не тому, который сейчас, а другому) померещилось, что именно сейчас настал момент, когда надо изменить все, и для этого непременно нужно сохранить Элтона Брэнда. Предложение повторили, Элтон остался в Лос-Анджелесе еще на пять лет. Можно долго рассуждать о том, как бы сложилась карьера Брэнда в «Майами», как бы они сыгрались с Дуэйном Уэйдом – я думаю, отлично сыгрались бы – но это все уже пустое. Райли так хотел взять хоть кого-то из «Клипперс», что дал менее щедрый контракт Одому, через год обменяв того в «Лейкерс» в рамках сделки по получению ценного груза с ленточкой «Шакил О’Нил». То есть, даже если бы у Брэнда в «Майами» в первом сезоне не слишком бы задалось, в худшем случае он просто повторил бы путь Одома и стал бы ковать славу «Лейкерс» вместе с Кобе Брайантом. Нормальный путь мог бы быть, но вместо этого он вынужден был в рамках рубрики «How they were built» с энтузиазмом рассказывать о том, как классно работает менеджмент «Клипперс», как ему волшебные бобы принесли целых Владимира Владимировича Радмановича с Куинтоном Россом, а также многое другое в передаче «Полное лукошко всего понемножку».

– Брэнд был прекрасным тяжелым форвардом в эпоху тяжелых форвардов, лучшие из которых играли в одной с ним конференции. Даже при наличии Дирка, Гарнетта, Данкана, Амаре, Мэриона, блуждающего между позициями Пау Газоля, вспышек вроде Рашарда Льюиса и прочих, Элтон сумел дважды втиснуться на Матч всех звезд, что для молчаливого и нераскрученного парня, играющего в команде-призраке, которой владеет презираемый всеми южный плантатор, достижение совершенно феноменальное.

– Карьера Брэнда формально закончилась в 2016 году, хотя на самом деле это случилось за девять лет до вышеуказанной даты. Когда на августовской тренировке перед сезоном-2007/2008 он столкнулся с партнером по команде Крисом «Да, у меня лицо и внешность потрошителя-извращенца, я в курсе, меня все устраивает» Каманом и порвал Ахилл, все было кончено. То есть, конечно, после пропущенного года «Филадельфия» дала ему отличный контракт, и он еще играл на хорошем уровне, но это был уже не тот Брэнд. Суперзвездная карьера закончилась, толком и не начавшись, фанаты «Клипперс» за не самый красивый уход называют его FELTon (не тот, который толстый, а этот, который свалил), Зал Славы машет ручкой. При этом блог «Раннее нападение» стоит на страже идеалов гуманизма и ищет в людях и баскетболистах лучшее, поэтому вы и прочитали этот бесконечный текст в рамках объемного, но конечного (обещаю) рейтинга.

47. Дрэймонд Грин

Команда: «Голден Стэйт»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 3 (2016-2018 гг.)

Статистика: 9,0 очков, 6,9 подборов, 5,0 передач, 1,4 перехватов, 1,1 блок-шотов, 2,1 потерь

Позиция в рейтинге 2014 года: 3145

Понятно, что Грин должен быть в списке. Нельзя не включить в него парня, отсутствие которого всего в одной игре семиматчевого финала 2016-го года вспоминается всеми как главная причина до сих пор не укладывающегося в голове поражения «Голден Стэйт». Вопрос только в том, куда Грина поместить. Признаюсь честно, я болтал его туда-сюда, был он и выше, и намного выше, и немного ниже, но в итоге оказался вот здесь. Попробую более-менее достойно отбиться от обвинений, представив внятную аргументацию.

Все знают, что «Голден Стэйт» с 2015 по 2019 годы участвовал в пяти подряд финалах, выиграв три титула. Это были великие пять сезонов, вошедшие в историю баскетбола, изменившие игру и все такое прочее. Дело только в том, что именно эти пять сезонов стали единственными пятью сезонами, в которых Дрэймонд Грин был тем Дрэймондом Грином, о котором мы говорим в контексте величия. Первые два года карьеры он был запасным игроком, влияющим только на вид шнуровки собственных кроссовок, а в еще вроде бы незавершенном сезоне он то ли был, то ли его вовсе не было – даже и не поймешь. Как ни крути, а пять хороших лет за выбранный двадцатилетний отрезок – это совсем немного, особенно если вспомнить тот факт, что вообще-то в прошлом году он уже играл не на очень высоком уровне. В плей-офф более-менее собрался, но в регулярном чемпионате был временами просто ужасен, очень многое делая невпопад.

Да и ладно бы даже дело было только в небольшом количестве сезонов. Я в курсе, что Грин многими считается главным игроком великого «Голден Стэйта», но не очень с этим согласен. Во-первых, очевидно, что он никогда и близко не был столь важен, как Стеф Карри и Кевин Дюрэнт. Трудно даже представить, какое значение нужно придавать выпученным глазам и незакрывающемуся потоку сознания в баскетболе, чтобы думать иначе. Даже если брать два года до прихода Дюрэнта, я совершенно уверен, что Клэй Томпсон всегда был намного важнее для команды, чем Грин, за возможным – ВОЗМОЖНЫМ – исключением того самого «73-9» сезона-2015/2016, когда Дрэймонд был воистину прекрасен, находился в лучшей форме в карьере и даже начал что-то попадать издали. Если же брать весь отчетный период в целом, то я бы поставил Грина на четвертое место с небольшим перевесом над Андре Игудалой, значимость которого для маленькой пятерки со странным наименованием SBDS (small ball death squad, смотрите только, не перепутайте с другими аббревиатурами) почему-то все время остается недооцененной.

Понятно, что «Голден Стэйт» – это такой баскетбол постмодерна, где все роли более-менее главные, даже если экранное время и людская слава распределены несколько неравномерно. «Криминальное чтиво», «Женщины на грани нервного срыва», «Бешеные псы», «Кофе и сигареты», «Голден Стэйт». Важна каждая история и каждый персонаж. Несмотря на очевидно гангстерское поведение Грина на баскетбольной площадке, напрашивается аналогия с героиней как раз «Женщин на грани нервного срыва». Если вы смотрели этот фильм, как и многое другое у Педро Альмодовара, то наверняка не забыли героиню Росси де Пальмы, девушку с крайне колоритной внешностью, которая вроде бы совсем не красавица, а скорее ожившая кубистическая картина Пикассо. При этом она, на минуточку по сюжету невеста молодого Антонио Бандераса, ведет себя столь нагло и повелительно, что из ниоткуда создается важный и притягательный образ. Ровно тот же случай и с Дрэймондом Грином. Он не должен был стать тем, кем он стал, но все-таки это случилось. Наверное, такого успеха никто не ожидал, за исключением, может быть, премудрого и (или «потому»?) не умеющего улыбаться Рона Адамса, который пытался задрафтовать Грина еще в бытность помощником главного тренера «Чикаго». Поздний выбор на драфте, низкорослый и без броска, куда он и зачем? У нас вообще-то классический и чудесный Дэвид Ли, мы думаем, как бы заполучить в команду прекрасного и благородного Кевина Лава, который будет для нас новым Гарнеттом Освобожденным, а до этого малорослика никакого дела нет. Лига G, вероятно, Европа, борьба за Еврокубок с «Цедевитой» и жизнь в тени похожего на него, но более сильного и уважаемого Кайла Хайнса.

Примерно так думал Стив Керр летом 2014-го года, подписав контракт с «Голден Стэйтом». Вспоминая обо всем этом, невозможно поверить, как все стремительно изменилось. Вроде бы это было совсем недавно – а верить все равно не получается. Как так вышло, что вот только что Дэвид Ли сидел рядом со Стефом Карри во время различных интервью в качестве одного из двух главных лиц обновленных «Уорриорз», а всего через несколько месяцев он уже никому толком и не нужен? То ли Боб Майерс сказал Керру, что Грина нужно использовать чуть больше, то ли тренерский штаб сам принял такое решение, но все получилось так, как и в сказке не бывает. Даже не самое удачное начало тренировочного лагеря и регулярного сезона в исполнении Грина не смогло отсрочить неизбежное – он ворвался в наши жизни на самодельном броневике и начал орать какие-то революционные лозунги. Понять его было делом нехитрым, потому что он все делал максимально наглядно. Бежал в атаку, разгонял все на свете и завершал сам, посвящая каждый забитый мяч очередному неверующему в него аналитику, а потом показывал что-то невиданное в защите. Как сказал Стив Керр, «все изменилось в одночасье. Внезапно мы поняли, что суть современного баскетбола заключается в том, можешь ли ты быть полезным в атаке, а потом бежать обратно и защищаться минимум на трех позициях».

Дрэймонд мог (хотя эта моя манера применять к нему прошедшее время утомила уже и меня самого – наглец вроде бы заканчивать карьеру не планирует и будет дальше радовать нас мстительными рейдами) делать все это на запредельном уровне. В лиге пик-н-роллов он незаменим как в атаке, так и в защите, но в защите, конечно, особенно. То, как быстро он все понимает, выдвигается вперед, а потом назад, а затем вбок, уже вошло в городские легенды, которые раздули его суперспособности до того, что как будто бы и Шака в лучшие годы он мог сдержать, и Землю бы повернул без точки опоры. Это все разговоры пикейных жилетов, но есть факт: без Грина и его феноменальной защиты, соединенной с умением бежать и пасовать, смертельная маленькая пятерка «Голден Стэйт» потеряла бы свою смертоносность.

Sorry not sorry, но закончу я все же на не столь комплиментарной ноте. Да, «Голден Стэйт» повезло с Грином, но самому Грину повезло с «Голден Стэйт» и сдвигом баскетбольных концепций намного больше. Постфактум очень удобно воображать себя экспертом, но ведь действительно трудно найти в истории игры хотя бы одну команду, которая бы подходила Грину больше, чем вот этот уже собранный «Голден Стэйт», в котором он сначала не был частью плана, а потом сам придумывал планы. И все же я помню, как знаменитый Рик Бэрри в 2006-м, кажется, году говорил о том, что Андрей Кириленко не является звездой НБА, потому что не умеет забивать на высоком уровне пачками и тащить команду за собой. Я не уверен, что Кириленко в прайме, например, был сильно хуже или вообще хуже Грина, если убрать за скобки горящие глаза и прочие неподдающиеся анализу метафизические таланты Дрэймонда. Грин никогда не будет первой звездой команды уровня плей-офф, и при всей провокационности этого тезиса, он мне искренне не кажется дискуссионным. По большому счету, Грин – это единственный (почти) игрок из рейтинга, который не может самостоятельно создать себе бросок и никогда не играл изоляции. Это не делает его хуже и тем более не принижает его успехи, но раз уж я взялся оценивать лучших баскетболистов нашего времени, то возьмусь и отделять их собственные навыки от командных успехов (в которые, понятно, они внесли серьезный вклад). Я по-прежнему считаю, что даже плохой игрок, вписанный в командную схему – это хороший игрок, и наоборот, но все же, но все же. Грин на 47-м месте.

О чем еще не сказал, а сказать надо. Подписывайтесь обязательно на мой телеграм-канал «Люблю кино и спорт», тем более, что спорт к нам возвращается, а кино никуда и не уходило. 

Предыдущие части:

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Деррик Роуз и Кайл Лаури

Фото: Gettyimages.ru/Streeter Lecka, Ronald Martinez