7 мин.

Почему «Краснодар» не уволит Шалимова

Артур Каратай все объяснил.

Жарким августовским вечером «Краснодару» хотелось и посочувствовать, и позавидовать одновременно. Только что на стадионе имени Райко Митича в Белграде краснодарцы вылетели из еврокубков. Вместе с этим пришло озарение: «Краснодар» – единственный из топа нашей премьер-лиги, кто освобожден от тяжелого осеннего марафона и сможет спокойно существовать в комфортном недельном цикле.

А вдруг из Лиги Европы спонтанно сделали жертвенную девственницу, которой под молитвы пускают кровь с целью впервые получить Лигу чемпионов? В Лиге Европы «быки» играли все-таки несколько лет подряд, далеко заходили в плей-офф. Нужен скачок вперед, логично?

Но потом в «Краснодаре» случился кризис. Ну или некризис, если отталкиваться от слов Игоря Шалимова, для которого вылет из Лиги Европы, Кубка России и 1:9 в матчах с нашей еврокубковой четверкой – не повод рассуждать о глобальных бедах. Ну на самом деле – с командами ниже классом краснодарцы играют лучше всех в лиге. Наверное, потому что для этих побед хватает исполнительского мастерства. А тренерский гений открывается в матчах с сильными оппонентами.

10 лет назад состоялась пресс-конференция в честь создания ФК «Краснодар». И я там был. Проходила она в кинотеатре развлекательного центра «Квартал», принадлежавшего Сергею Галицкому. Гендиректор Владимир Хашиг озвучил клубную идеологию – играть в атакующий футбол, привлекательный для зрителя, и никогда не ставить результат выше самой игры. Я в это легко поверил, так как наблюдал предыдущий футбольный проект Галицкого, о котором вы и не слышали – лазаревский «Авангард». Играли в нем молодые ребята, которые в первенстве Южного федерального округа катком проходились по всем соперникам. Прямо как сейчас «Краснодар» в юношеской Лиге чемпионов и молодежном первенстве России.

Не раз слышал, что от футбола академии Галицкий получает особое удовольствие. Несколько раз видел это сам. Он знает каждого в молодежном составе, контролирует ситуацию с возможным переводом в основу. Ведь помимо задачи показывать привлекательный футбол 10 лет назад Хашиг озвучил еще одну – максимальный упор на собственных воспитанников. Сам Галицкий не раз упоминал, что задача-максимум – вывести в основной команде на поле лишь тех, кого взрастила академия. Я всегда считал это утопией, потому что естественным путем такого добиться практически невозможно. Набрать состав воспитанников может любой клуб, но вот сделать так, чтобы они были боеспособны в значимом матче – это уже история не про 11 футболистов уровня премьер-лиги, а примерно 25-30, потому что вряд ли вам по заказу вырастят талант на каждую позицию, правда? «Барселона», к слову, получила такой состав мечты в матче чемпионата не когда хотела, а когда единовременно выбыли Дани Алвес, Абидаль, Вилья и Маскерано.

А теперь представьте, какую роль играет главный тренер в клубе, в котором есть две главные задачи: растить воспитанников и играть в привлекательный футбол. Друзья, да у Шалимова лучшая работа в мире! Тебе купили классных игроков, но выгрызать победы вроде как и не обязательно, потому что босс этого не требует. Получается, Галицкий убирает своих тренеров тогда, когда видит, что они больше ничего не могут дать команде. Либо когда образуется тупик во взаимопонимании между ними. Шалимову не о чем беспокоиться, ведь он дружит с Галицким уже много лет.

В 2003 году я вместе с коллегой брал интервью у Галицкого, во время которого президент «Краснодара» с упоением обсуждал любимый тогда итальянский чемпионат и вспоминал тех, кто повлиял на его маниакальную любовь к футболу. Вспомнил он и Шалимова – одного из первых футбольных людей, с кем познакомился лично. В Краснодаре они сейчас живут по соседству, часто гуляют по вечерам и, видимо, болтают обо всем на свете.

Вам было бы легко уволить друга? Не секрет, что одно из качеств президента «Краснодара» – очень доброе и преданное отношение к своему окружению. Полагаю, это не просто дружба в чистом виде, а еще и ощущение ответственности за товарища. Галицкий не просто верит в Шалимова – он хочет, чтобы главный тренер прогрессировал вместе с командой. Пусть и в ущерб сиюминутному результату.

Так что у ситуации с Шалимовым несколько нюансов. Возможно, он сам еще не знает своих тренерских возможностей. У Шалимова после паузы в карьере не было никакого крещения в первой или второй лиге. После десятка лет вне большой игры он очутился в системе координат, где стилистику футбола определять не надо. Даже схема фактически осталась от Кононова. Делает ли это Шалимова плохим тренером? Конечно, нет. Люди из «Краснодара» защищают Шалимова – говорят, при нем команда играет в стилистически самый узнаваемый футбол. Вот они, наши максимальные показатели ТТД.

Кстати, многие мои коллеги обвиняют в текущих проблемах «Краснодара» не столько тренерский штаб, сколько бывшего спортивного директора Алексея Зинина. Официальная причина его ухода из клуба: «решил поставленные задачи и сосредоточился на других проектах». Многие из вас сейчас вспомнили свои расставания? Мы же так и говорим девушкам, которых бросаем: «Ты хорошая, просто сейчас у нас разные приоритеты». Тут уж ничего не поделаешь, «Краснодар» привык со всеми расставаться по-доброму и не устраивать скандалы. Это часть клубного генетического кода. На самом деле, Зинин так и не нашел общего языка с ближайшим окружением Галицкого, хотя совершил несколько неплохих сделок как по продаже, так и по покупке игроков. Это при проблемах с лимитом на легионеров и правилами финансового фэйр-плей.

В частности, год назад Зинин через свои британские знакомства посодействовал переходу молодого ивуарийского опорника Куасси в «Селтик» – за очень неплохие 3,5 миллиона евро, если учитывать, что африканец в «Краснодаре» не заиграл. А за пару недель до этого Зинин удачно трудоустроил 30-летнего Одила Ахмедова в Китай – за 7 миллионов евро. Этими сделками Зинин поднял собственный авторитет.

Чувствуете разницу между положением Шалимова и тем, в какой ситуации оказался Зинин? Шалимов пришел в клуб тихо, никого не подсиживал, не заигрывал, а спокойно работал во второй команде, после чего был переведен в тренерский штаб основы. Уже имел дружеские отношения с Галицким, а впоследствии проявил себя и как адекватный в общении человек. Зинин же одевался с иголочки и улыбался как лиса, которая готова похитить кролика из хозяйского огорода. Себя поначалу проявил, но оказался не готов к противостоянию с теми, с кем Галицкий советуется с самого основания клуба.

Я имею в виду генерального директора Владимира Хашига и Арама Фундукяна, отвечающего за коммерческую деятельность и возглавляющего клубную академию. Если вы вдруг подумали, что это два серых кардинала – остановитесь. При Галицком серых кардиналов в «Краснодаре» не будет. Но не секрет, что он склонен к гиперэмоциальности, и в этом смысле Хашиг и Фундукян – сдерживающие барьеры. Проверенные люди, которые помогают избежать ошибок, что еще важнее, прямо высказывают свое мнение без попыток подлизаться, что часто свойственно новым людям в команде.

И пока я вам тут объяснял, почему Шалимов останется, в Краснодаре появилось графическое подтверждение. Клуб разместил в городе сразу несколько крупных рекламных афиш с фразой «Спасибо за поддержку» на фоне аплодирующего Шалимова. Главный тренер говорит болельщикам спасибо от имени всего «Краснодара». Очевидно, что клуб не стал бы использовать в этом перфомансе человека, от которого в ближайшее время избавится. Вот она – публичная поддержка в действии.

В самом «Краснодаре» про Шалимова говорят: он мужик. Адекватный и не привыкший жаловаться на обстоятельства. Впереди у клуба трансферное окно – по сути, комплектование команды будет зависеть от возможной продажи за границу Смолова и Каборе. Шалимов никаких требований не выдвигает и готов работать с теми, кто есть. В лучшем случае – выскажет пожелания. «Краснодар» практически гарантировал себе место в еврокубках, а если попадет в Лигу чемпионов – тема возможной отставки Шалимова исчезнет по щелчку пальцев.

Фото: fckrasnodar.ru (1,4); РИА Новости/Виталий Тимкив, Александр Вильф