5 мин.

«Будущее» есть

Знакомство российской публики с амстердамской мануфактурой по производству футболистов – той самой, что вывела в свет Круиффа, ван Бастена, Бергкампа, Клюйверта, Снейдера и многих-многих-многих других, – случилось два года назад. Дмитрий Навоша, в ту пору старший редактор журнала PROспорт, провел в Голландии целую неделю, разведывая секреты местной футбольной академии, и написал блестящий текст, уже публиковавшийся в этом блоге. Спустя два с половиной года в России можно не только прочитать про знаменитую голландскую систему, но и увидеть ее.

Любое пособие – даже то, которое обучает самой популярной на свете игре, – вещь достаточно скучная. «Герои будущего» вонзают кинжал в зрительское внимание первым же кадром. «Аякс» начинает с центра поля, в семь передач доставляет мяч в штрафную и несовершеннолетний форвард Патрик Клюйверт в каратистском прыжке забивает один из самых быстрых голов в истории клуба. «В футбол можно играть по-разному», – говорит в это время закадровый голос.

Видео о том, как играют в футбол в Амстердаме, разложено на два диска, включает в себя пять глав, радует обилием породистых аяксовских голов (около сотни!) и различными интересностями из тренерской жизни. Три главы непосредственно посвящены подготовке юных игроков в зависимости от возраста, две – вводные – стилю и общей системе подготовки «Аякса». Первые главы рассказывают о том, каким образом «Аякс» начал играть в свой знаменитый футбол. О легендарном тренере Джеке Рейнольдсе – пионере тотального футбола, руководившем амстердамским клубом почти четверть века (1915 – 1925, 1928 – 1940, 1945 – 1947). О Ринусе Михелсе, который играл в команде Рейнольдса (кадры Михелса-футболиста прилагаются), впитал новую философию футбола и применил ее в своей тренерской работе. О двух качествах, которые и по сей день считаются основными в воспитании амстердамских детей, – неординарности мышления и технике.

«Герои будущего» – фильм, предназначенный для тех, КТО обучает, нежели для тех, КОГО обучают. Впрочем, даже для детских тренеров он будет лишь познавательным аппендиксом к уже имеющейся программе подготовки. В фильме нет конкретных упражнений, которые позволяют добиваться скорости Бабела, меткости Снейдера и техники Бергкампа. Зато есть множество нюансов, способных пригодиться в работе любого специалиста. Например:

– из любого ребенка можно сделать техничного футболиста, считают в «Аяксе». Техника – штука, которая меньше всего зависит от врожденных качеств.

– технические способности лучше всего развивать в возрасте от 8 до 12 лет – в эти годы ребенок наиболее восприимчив к такого рода упражнениям. Над тактикой стоит работать с 11 до 18 лет. Над мотивацией и физикой на протяжении всего периода подготовки – с 8 до 18 лет. 

– чтобы делать игрока более техничным, надо прибегать к различным физическим упражнениям. В том числе к тем, которые не касаются футбола. Так, в фильме много веселой шпаны, бегающей перед камерой в кимоно – голландцы пользуются народной популярностью дзюдо и регулярно вытаскивают будущих футболистов на татами. «Если физические упражнения будут различаться, игрок будет более техничным», – объясняют амстердамские тренеры.

– 7-9-летние футболисты «Аякса» постоянно меняют свое амплуа, пробуя абсолютно все позиции на поле. В этом возрасте неважно, где играет ребенок. Важно, чтобы он научился работать с мячом.

– уверенность в себе – еще одно качество, которое пытаются воспитать в школе «Аякса»: «Уверенный в себе человек может на поле больше. Если сказать ребенку: «Не делай этого!» – в следующий раз он не пойдет на риск». Если же поощрять его в нужный момент, он будет брать инициативу на себя. Поощрениям и замечаниям посвящена солидная часть фильма.

– классический укор в адрес российской тренерской школы – у нас детей учат всему, а в Европе только тому, что у них получается лучше всего. Детские тренеры «Аякса» объясняют, зачем надо отрабатывать те действия, которые особенно сильны у их подопечных, и говорят, что настоящих универсалов в мировом футболе можно пересчитать по пальцам. На правах одного из самых ярких исключений в кадре появляется полузащитник мадридского «Реала» Уэсли Снейдер, который еще в форме «Аякса» кладет красивейший голы и с правой, и с левой ноги.

– хотя сочетание цифр «4 – 3 – 3» священно для всех возрастов аяксовской системы, иногда от них все же отступают. Моделируя тактику футболистов младшего возраста, тренеры меняют «четверку» и «тройку» местами, играя в три защитника. Защищаясь втроем, игроки обороны развиваются быстрее.

Среди читателей «Заводного Апельсина» уже есть человек, взявшийся растить нового Денниса Бергкампа. Сыну Alberio  5 лет, и его тренировки проходят по голландской методике. Заглядывать в будущее из России гораздо сложнее, чем из Голландии. Однако увидеть первого российского легионера в «Аяксе» в течение ближайших десяти лет было бы очень интересно.

Сергей Овчинников, тренер киевского «Динамо»:

– Пару лет назад, еще играя за московское «Динамо», я записал фильм «Школа футбольного мастерства Сергея Овчинникова». Инициатива была не моя – попросили знакомые. Задумка в том, чтобы показать упражнением не тем детям, которые занимаются в секциях, а тем, которые играют в футбол на улице. В футбол же можно играть не только в специализированной школе, но и во дворе – таким ребятам тоже хочется повышать свое мастерство. Кроме того, там было много универсальных упражнений, которые связаны не только с вратарским делом. Они позволяют развивать силу, ловкость, гибкость – в общем, все то, что помогает молодому человеку становится мужчиной.

Гонорар? Да, за тот фильм мне полагались какие-то деньги, но совсем не большие – три копейки или около того. Я их, по-моему, даже не забирал.

Видеопособия полезны тем, что они позволяют узнать о своем деле больше. Если бы в СССР была не одна книга о вратарском искусстве, которую мы зачитывали до дыр, а больше, то нам бы жилось гораздо легче и веселее.

Впрочем, сейчас тренерские фильмы я не смотрю – у меня есть свой тренировочный процесс. Однако для детских тренеров – особенно для тех, кто в большой футбол не играл, – фильмы вроде того, что выпустил «Аякс», были бы полезны. Правда, как вспомогательная часть, но не основная.