10 мин.

НитроКрасич

При определенном раскладе Милош Красич мог бы играть сейчас в Голландии. В прошлом сезоне сразу два голландских клуба – АЗ и «Аякс» – питали активный интерес к светловолосому полузащитнику ЦСКА, но были не готовы заплатить больше 4 млн евро. Хотя этот трансфер, видимо, никогда уже не состоится (уезжать Красич должен в лигу посильнее), «Заводной апельсин» достал из запасников интервью сербского полузащитника, опубликованное в журнале PROспорт накануне майского финала Кубка. Пусть с того момента прошло два месяца, в России как будто бы ничего не менялось: ЦСКА играет с «Амкаром», Владивосток накрывает тайфун, а Красич быстро бегает, точно пасует и красиво забивает.

Апрель-2006

Робкое московское солнце сигналит, что в город пришла весна, и ласкает своими лучами всех обитателей ресторанной веранды. Длинноволосый молодой человек в светлой рубашке пьет сок и сосредоточенно отвечает на вопросы, которыми его осыпает парень, сидящий напротив. Молодого человека с соком зовут Милош Красич, он играет за ЦСКА и рассказывает о своей главной на тот момент мечте – поехать на чемпионат мира. Парень, что ведет допрос Красича, – корреспондент PROcпорт. Накануне турнира в Германии наш журнал заинтересовался сербами, хлынувшими в 2006 году в Россию, и написал о тех из них, кто может сыграть на чемпионате мира. Симон Вукчевич, Бранислав Иванович и Милош Красич – все трое вошли в предварительный состав сборной, но в последний момент были от нее отцеплены. Пустили под нож уже готовый материал.

В начале лета, на чемпионате мира, Сербия и Черногория была безжалостно бита (3 матча, 0 очков, 10 пропущенных мячей), а спустя несколько месяцев и вовсе перестала существовать – сборная вслед за страной раскололась на две половины. Спустя два года защитник «Челси» Иванович и двукратный чемпион России Красич – основные игроки сербской команды, а блистающий в лиссабонском «Спортинге» Вукчевич – главная надежда новорожденной сборной Черногории.

Но тогда, в апреле 2006-го, Милош Красич говорил обо всех своих мечтах очень осторожно. Красич был куплен ЦСКА у «Войводины» в 2004 году – армейское руководство заплатило за 19-летнего серба 1 млн евро и аттестовало его как огромный талант. Понять, о каких же талантах идет речь, долгое время не удавалось – на протяжении первых двух лет Красич был крайне редким гостем в стартовом протоколе армейцев. Причину, из-за которой серб сидел на скамейке чаще, чем бегал по полю, звали Даниэл Карвальо. В ту пору бразилец еще не знал проблем с коленями и лишним весом и с легкостью откидывал на обочину состава тех, кто посягал на его место – главного фантазера.

– Ты намного слабее Карвальо? – спрашиваю я Красича.

– Ну-у-у, как тебе сказать? – растягивает серб. – Карвалью сейчас не просто один из лучших в России. Если взять газету с таблицами европейских чемпионатов и ткнуть пальцем в любую из команд, то он в ней наверняка заиграет. Мы с ним разные. Он играет головой, а я ногами. То есть я, конечно, тоже голову включаю, но Карвальо плетет атаки благодаря своей технике, а я их пытаюсь разгонять, используя свой главный козырь – скорость.

Во время разговора Красич проявляет себя очень трогательным парнем. Сначала вспоминает о том, как прославился в Сербии после победы ЦСКА в Кубке УЕФА – 2005. Удивительно, но до Красича этот трофей ни один другой сербский футболист не выигрывал. «После того успеха я действительно почувствовал себя популярным, – на лице футболиста появляется гордая улыбка. – Когда приехал домой в Косово, меня даже в газету для большого интервью пригласили! А еще дома никто не мог поверить, что мы ходили на прием к Владимиру Путину. Особенно родители. Для сербов Путин – это number one. Я им потом выслал фотки, они их долго рассматривали и гордились мною».

Потом рассказывает удивительную историю о том, что уже в 18 лет стал капитаном команды «Войводина» из Нови-Сада. «У нас была молодая команда, и президент клуба сказал: будешь капитаном. Наверное, потому что я играл за молодежную сборную тогда. Мои функции – настраивать команду и хорошо играть. Самому старшему игроку команды было 28 лет, и, разумеется, прикрикнуть на него я не мог. Но они меня уважали, и это очень помогало».

Заглядывая в еще более далекое прошлое, Красич ностальгирует о том, как поклонялся в детстве Предрагу Миятовичу, как прыгал до потолка, когда тот забивал победный гол в Лиге чемпионов за «Реал», и как плакал после промазанного им пенальти в 1/8 финала чемпионата мира-1998. Спустя годы, еще до того как стать спортивным директором «Реала», Миятович занялся агентским бизнесом и возглавил контору, которая ведет дела Красича. «Он недавно приезжал в Москву – знакомиться с Гинером. Так я при встрече сказал Предрагу, что он кумир моего детства. Ему было приятно».

Однако самый трогательный момент разговора – тот, что посвящен клубному будущему. «У каждого футболиста есть амбиции: развиваться и выигрывать трофеи, – начинает Красич. – Я уже к 22 годам выиграл Кубок УЕФА и национальный чемпионат. Если ЦСКА будет развиваться дальше и биться за успех в Лиге чемпионов, а он так и будет делать, то я могу связать все свои амбиции именно с этой командой. Уже сейчас я могу сказать: я буду счастлив провести всю свою карьеру в ЦСКА».

Апрель-2008

Столичная погода дает отсчет новой весне. Солнце снимает с прохожих девушек брюки и примеряет на их ноги короткие юбочки. Постоянно оборачиваясь на скользящих мимо красавиц, мы с Милошем гуляем по Китай-городу и разглядываем концептуальные граффити, нарисованные по всем окрестным подворотням. За два года, что прошли с прошлой встречи, Красич предпринял серьезный карьерный прорыв. Летом 2006-го, сразу по окончании чемпионата мира, серб подкараулил дисквалификацию Карвальо и выдал эффектнейший игровой отрезок. В трех подряд матчах чемпионата России Красич забивал по голу, причем все как один – красавцы. Приветы «Крыльям Советов» и «Торпедо» он посылал, расстреливая девятки, а ворота «Луча» распечатывал, запустив парашют за спину вратарю. Когда Карвальо вернулся, Газзаев уже не мог усадить разошедшегося серба на лавку и всегда находил ему несколько соток на поле. Не в центре, так на краю.

– Моя позиция – под нападающими, – объясняет Красич. – Именно так я играл до того, как перейти из «Войводины» в ЦСКА. Хотя, когда нужно, я могу играть справа. Сложности бывают, только когда надо играть левой ногой. Она у меня совсем плохая. В детстве надо было разрабатывать, но я не хотел. Лень.

Неожиданно граффити обнаруживается не только на китайгородских стенах, но и на теле Красича. Локоть Милоша горит армейским красно-синим цветом – на огромном синяке алеет пара ссадин, привезенных Красичем с последнего выезда, из Владивостока. Бросок на Восток на этот раз оказался еще более экстремальным, чем обычно – поле местного стадиона было утоплено в лужах. Красич выдыхает:

– Когда мы вышли на установку, поле выглядело неплохо. Но когда началась игра, пошел ливень и газон стал ужасным. Дождь не прекращался до конца, поэтому бегать, отдавать передачи и бить по воротам – все это было очень тяжело. Нас спасло, что Игорь взял пенальти. Иначе…

– Ты когда-нибудь играл на таком поле раньше?

– Да, в Сербии четыре года назад было почти то же самое. Хорошо, что я умею плавать и могу держаться на воде, когда поля такие. У нас в Сербии проблем с полями гораздо больше, чем в России, потому что у нас почти нигде нет подогрева.

– Зато девятичасовых перелетов между городами у вас тоже нет.

– Девять часов в воздухе – это и правда испытание. За это время я успел посмотреть два фильма – сербские, комедии. Два раза поесть. Чуть-чуть поспать. Пообщаться с ребятами. И все равно оставалось еще несколько часов до прилета. В Сербии мы везде ездили на автобусе, и только когда надо было играть в Черногории, путешествовали через аэропорт. Да и то рейс Белград – Подгорица занимает 40 минут. Я вообще никогда в жизни не летал так долго, как во Владивосток.

– Во Владивостоке снова блеснул Жирков – это он накидывал мяч Жо, когда тот забивал первый гол.

– Я думаю, Юра сейчас лучший игрок чемпионата России. На Евро-2008 он должен быть одним из лучших футболистов сборной России. И кроме того, это один из лучших левых полузащитников Европы. Прошлым летом я слышал, что им интересуется «Реал». И думаю, что это совсем не фантастика. Если бы Юра был готов так, как сейчас, место для него там бы держали. А вообще из игроков левого фланга, которые играют в Европе, мне всегда нравились игроки «Валенсии». Висенте до травмы играл просто потрясающе. А сейчас там молодой Сильва бегает.

– «Луч» считается самым неудобным соперником для команд из европейской части России.

– Для меня самый неудобный соперник – «Сатурн», с ним всегда очень тяжело играть. И это при том, что та знаменитая драка случилась еще до моего прихода в ЦСКА. Когда я нашел это побоище в YouTube, глазам поверить не мог – неужели можно драться стенка на стенку? Я много раз видел, когда дерутся один на один, но чтобы так…

– Когда ты дрался в последний раз?

– Мне тогда было 12, я жил в Косово и играл в футбол на маленькие ворота. Кто-то грубо сыграл против меня, я ему ответил – и поехали. Дрались два на два. Вмазали друг другу по лицу и уcпокоились. С тех пор у меня конфликтов не было.

Хотя Красич родился и вырос в Косово, о политике он говорит неохотно. Но твердо заявляет, что его родители не собираются покидать родные края:

– Косовска Митровица, где я родился, – единственное место в Косово, заселенное сербами. Мои папа и мама до сих пор живут там. У меня есть квартира в Нови-Саде, но они туда перебираться не хотят. Если они уедут, потом еще кто-нибудь уедет, то в Косово вообще не останется сербов. Это дело принципа. Они будут оставаться там до конца.

Родители – не единственные болельщики, которые следят за карьерой полузащитника ЦСКА из Сербии. Боян Красич – он старше Милоша на полтора года – долгое время играл вместе с братом в «Войводине», но сейчас сослан в сербский второй дивизион. «Центральный защитник, здоровый такой, – рекомендует Милош. – Сейчас ищет новый клуб, и мы договорились, что я помогу ему с просмотром. Может быть, и в России».

С переездом в Россию своей подруги Мирьяны Красич не стал затягивать – уже через два месяца после того, как сам Милош перебрался в Москву, они поселились вместе. Мирьяна – пример того, что охота на футболистов, которую ведут юные болельщицы «Локомотива», иногда может заканчиваться поимкой крупного зверя. Красич познакомился с Мирьяной, когда увидел ее среди зрителей и сам подошел к неизвестной красавице.

– Наше любимое развлечение – это гулять по Москве, – говорит Красич. – Я приезжаю с тренировки, подбираю Мирьяну, и мы едем в центр. Оставляем где-нибудь машину и начинаем гулять по городу. Красная площадь, Тверская, ГУМ, ЦУМ со всеми их ресторанчиками – перемещаемся из одного места в другое и отдыхаем.

Склонность к перемене мест вскоре может проявиться у Красича и в более глобальном масштабе. Весной 2007-го сборная Сербии принимала у себя дома Португалию и закончила матч бодрой ничьей 1:1. Красич, разгонявший большинство хозяйских атак, был настолько хорош, что наиболее вдохновленные зрители сравнивали его с великим чехом Павелом Недведом, а скауты, исчеркивая блокноты восторженными наблюдениями, охотно с ними соглашались. На протяжении всего сезона сразу несколько знаменитых клубов из Европы обращались в ЦСКА по поводу Красича.

– Про «Аякс» я слышал, но, даже если бы это была правда, идти туда не захотел, – Красич начинает с Голландии. – Я считаю, что ЦСКА сильнее. Звонили из ПСЖ. Это хорошая команда, но в последние годы обитает внизу таблицы, а я привык бороться вместе с ЦСКА за золото и играть в Лиге чемпионов. Вот «Гамбург» и «Шальке», у которых вроде бы тоже был интерес, – это сильные команды. Но их предложение, насколько я знаю, не устроило руководство ЦСКА. Конечно, мне было бы интересно попробовать другую страну. И если когда-нибудь будет хорошее предложение, то мы с клубом сможем договориться. Пока же у меня контракт до 2011 года, и я думаю только о чемпионате и Кубке России. Когда мы играем с «Амкаром» на Кубок, 17-го? Сделаем все, чтобы выиграть. Кубок – как раз то, что нам нужно, чтобы спокойно уйти на летний перерыв.

На летний перерыв игроки ЦСКА ушли очень спокойными.

P.S. В ближайшем номере PROcпорт – том, что доберется до киосков в понедельник, – можно будет найти большие материалы про двух других колоритных легионеров чемпионата России: Данни будет рубиться в футбол вместе со своими очаровательными близнецами, а Ян Коллер – прогуливаться по волжскому пляжу и давать автографы знойным самарским девицам.