5 мин.

За что в России увольняют журналистов

Вы это слышали, но уже забыли: на позапрошлой неделе мини-футбольная сборная России была в шаге от победы на чемпионате мира. В четвертьфинале мы сенсационно бахнули главных фаворитов (Испанию), в полуфинале красиво, хоть и тяжело, победили Иран, но в финале во время прямой трансляции «Матч ТВ» уперлись в Аргентину. Серебро.

Я весь чемпионат смотрел мельком, более или менее детально – только финал. Из вещей, которые меня удивили: кроме главного тренера Сергея Скоровича, на скамейке запасных все время находился немолодой крупный мужчина в костюме.

Мужчину зовут Семен Андреев, ему 76 лет, он один из основателей мини-футбола на Руси. До 1997 года он тренировал сборную, потом – рулил федерацией, сначала как президент, сейчас – как почетный президент. Несмотря на вроде бы пенсионный статус (Вячеслав Колосков вот в РФС тоже почетный), все решения в мини-футболе принимает он.

Правда, в Колумбии Андреев был на скамейке не всегда: в четвертьфинале против Испании ему показали красную карточку. Полуфинал он пропустил из-за дисквалификации, а в финале приземлился там же, где и всегда. В итоге без него сборная выдала два лучших матча на турнире (против Испании и Ирана), но это совершенно точно совпадение. 

После чемпионата мира мини-футбольная общественность (такая есть, да) реагировала примерно так:

1. радовалась второму месту (перед стартом не все надеялись даже на полуфинал)

2. ругалась на то, что все могло быть лучше:

– в сборной России по-прежнему не все сильнейшие (некоторые футболисты вроде очень крутого Дмитрия Прудникова отказываются выступать за сборную из-за передоза бразильцев в составе)

– сборную по-прежнему не развивают с помощью молодых русских игроков, но латают дыры стареющими бразильцами (на нашем языке говорят далеко не все). В этот раз их было чуть меньше обычного (четверо вместо пяти), но только потому что Сирило получил травму прямо перед чемпионатом мира. После этого турнира карьеру в сборной могут закончить Густаво и Робиньо, но им на замену уже готовы два новых багровых паспорта – для Кататы и Нандо.

– сборной руководит тренер, который мирится с начальником на cкамейке запасных и не то чтобы всегда принимает самостоятельные решения; в итоге в финалах, где эти решения пригодились бы (а в финалах чемпионатов мира и Европы мы были три раза за последние четыре года), наши только проигрывают.

Через пару дней после финала сборная России собралась на пресс-конференции. Обычно это весьма унылое мероприятие, но в этот раз были не только ритуальные вопросы. Мой коллега Григорий Митин взял микрофон и спросил то, что всем было так интересно узнать, но никто не решался. Попробуйте не отвлекаться на роскошную восточную царицу, которая расположилась рядом ниже (это казахстанская певица Зарина, жена вратаря сборной России Густаво), а послушайте:

Если кто-то решил не смотреть на Зарину, Митин спросил:

– Я ехал в метро и специально посчитал: 68 человек мне задали один и тот же вопрос, и я его адресую нашим спикерам. Мы все знаем, насколько сильный менеджер и специалист Семен Николаевич Андреев. Но какую функцию он выполняет на скамейке запасных? И вопрос Сергею Леонидовичу (Скоровичу, главному тренеру – Sports.ru): не мешает ли присутствие столь авторитетного человека вам управлять командой во время матча?

Семен Андреев – тренеру Скоровичу:

– Давай отвечай.

Сергей Скорович:

– Мне лично не мешает. Это мне только помогает. Такой опытный специалист, как Семен Николаевич, может увидеть и сказать то, что для другого, неискушенного взгляда непонятно. Мы очень долго работаем и очень плодотворно работаем. Те результаты, которые у нас сегодня есть, не просто один человек создал. Это сделала целая команда. Мы выбираем, с кем нам работать и с кем соприкасаться. Я наоборот счастлив, что у меня есть такая глыба, у которой я могу учиться, с которой могу советоваться. Мы плодотворно трудимся. Не знаю, почему такие мнения. И у кого? 68 человек спросили? Почему этот вопрос всех волнует?

Семен Андреев:

– Для меня понятен вопрос, я знаю, откуда он идет. Он несколько некорректен. Хочу сказать: я лично создавал эту сборную в 1989 году, прошел с ней весь путь от начала до сегодняшнего дня. Горжусь, что мы завоевали серебро на ЧМ. И хочу ответить тем людям, который задавали вам этот вопрос: этих людей в свое время я изгонял из сборной за предательство и несоответствие моральным качествам. Отсюда идут эти вопросы. Пока я приношу какую-то пользу сборной, я буду в ней работать.

Журналист Митин:

– На вопрос вы не ответили. Какую функцию вы выполняете на скамейке?

– На скамейке – различные функции. В том числе консультативные.

Что случилось потом?

Коллега Митин потерял основную работу. Последние годы Митин писал тексты для «Чемпионата» и работал пресс-атташе мини-футбольного «Динамо»; этой осенью решался вопрос, будет ли он продолжать это делать дальше. Как говорят, Семен Андреев сразу после пресс-конференции позвонил президенту «Динамо» и настоятельно посоветовал – не надо, чтобы продолжал. Митина уволили.

Зачем я написал этот пост?

Многие подумают – чтобы вступиться за кореша. С Митиным я познакомился вчера вечером, когда уточнял у него, правда ли его поперли из «Динамо».

Я написал это для другого. Мини-футбол – крошечный вид спорта, но в него тоже вбухивается довольно много государственного, то есть и частично нашего, бабла. А если бабло частично наше, то мы имеем полное право спрашивать, каким образом оно расходуется. Если мы тратим его на толпы натурализованных бразильцев и ничего не выигрываем – об этом надо спрашивать. Если набирает в команду этих бразильцев лично президент федерации, об этом надо спрашивать. Если мы не выигрываем даже с бразильцами, потому что президент федерации вмешивается в работу тренера, об этом надо спрашивать.

И если кто-то об этом спрашивает – он молодец. Потому что хочет разобраться. Потому что хочет идти вперед. Потому что не прячет язык в задницу. В этом и есть смысл журналистики – и не так важно, кто именно поднимает над головой ее флаг – блогер, журналист или пресс-атташе одного из клубов суперлиги. За такое не увольняют. За такое – благодарят.

Поскольку в той самой мини-футбольной общественности народу меньше, чем подписчиков у блога про академическую греблю на нашей «Трибуне», обычно такую глупость и такую несправедливость видят и обсуждает пара десятков человек.

Чтобы на этот раз увидела пара десятков тысяч, я это и написал.

Фото: РИА Новости/Михаил Шапаев