17 мин.

Только не это! Вспоминаем, когда пилоты лишались побед на последних кругах

Уже в эти выходные стартует пятый этап сезона Формулы 1 гран-при 70-летия. Этап пройдет в Сильверстоуне, где и неделю назад. Прошлая гонка протекала достаточно размеренно, даже появление двух машин безопасности не смогли внести суматохи. Всё шло к тому, что будет самый обычный этап эпохи Мерседесов. Как вдруг за 3 круга до финиша не выдержало переднее левое колесо у Боттаса, а дальше пошло-поехало. Прокол у Сайнса, который шел на 4-ом месте и как вишенка на торте прокол на последнем круге у лидера гонки Льюиса Хэмилтона. В отличие от Боттаса и Сайнса, которые не смогли финишировать даже в очковой зоне, Хэмилтон ничего не потерял. Большой отрыв плюс везение (Ферстаппен заехал в боксы на последних кругах) позволили британцу победить практически на трех колесах, подарив нам драматичный финиш. Ну, а мы в свою очередь вспомним пилотов, которым удача сопутствовала куда меньше.

Фелипе Масса. Гран-при Венгрии 2008.

Первый акт драмы «Масса и сезон 2008», также первый акт драмы «Масса и Хунгароринг». Сезон 2008 в целом достаточно тяжело пересматривать фанатам Ferrari, зная чем всё закончится. Но гонка в Венгрии и здесь стоит особняком. Для Массы гонка началась, как нельзя лучше. Стартовав с третьего места, ещё на стартовой прямой бразилец опередил Ковалайнена, а из первого поворота и вовсе вышел лидером, эффектно обогнав Хэмилтона по внешней траектории.

Далее Масса спокойно лидировал, удерживая, отрыв 3 секунды от Хэмилтона. Ближе к середине гонки у британца и вовсе случился прокол. И виртуально Масса перемещался на первую строчку личного зачета. Но (этот союз будет сопровождать нас всю статью) не зря сезон 2008 занимает первые позиции в очередь на экранизацию. Двигатель бразильца не выдержал и сгорел (тогда ещё механические проблемы у лидеров были в порядке вещей). Фелипе Масса трагично остановился на стартовой прямой Хунгароирнга, когда до конца гонки оставалось 3 круга.

Тем самым подарив Хейки Ковалайнену первую и единственную победу в карьере. Масса тогда ещё не знал, чего ему будет стоить этот сход, хотя предположить можно было. Ведь перед этапом в Венгрии Масса уступал лидеру чемпионата Хэмилтону 4 очка. И вот если бы двигатель Ferrari был надежнее Масса смог бы опередить британца в личном зачете на 3 очка. Но история не терпит сослагательного наклонения. И получилось так, как получилось. Тем более это не самое страшное, что могло случиться с бразильцем на трассе в Венгрии. Спустя год Масса во время квалификации в Венгрии получил одну из самых тяжелых не смертельных травм за всю история королевских гонок. Из-за травмы ему пришлось пропустить остаток сезона 2009. А в 2017-ом в своем последнем сезоне за Williams Фелипе стало плохо по ходу уик-энда, и принять участие в гонке он не смог. Именно такие отношения сложились у бразильца с этой трассой, а началось всё именно в 2008-ом.    

Мика Хаккинен. Гран-при Испании 2001.

Последний сезон в Формуле 1 начинался для финского чемпиона крайне неудачно. Обладая одной из самых быстрых машин пелотона, в первых четырех гонках Хаккинен смог набрать только лишь 4 очка. В то время как его партнер Дэвид Култхард боролся с Шумахером за лидерство в чемпионате. И перед пятым этапом сезона в Барселоне Култхард и Шумахер делили первую строчку личного зачета.

Нельзя было сказать, что во всех своих неудач был виноват лично Хаккинен. К пятому этапу квалификационный счет был 3-1 в пользу финна, однако в гонках всё шло совсем не по плану. В двух из четырех гонок он не смог прийти к финишу. В Австралии Мика шел на втором месте пока не подвела подвеска, а в Бразилии и вовсе не смог стартовать, заглохнув на старте (чему очень активно сигнализировал руками).

Пятый этап в Барселоне начался для Хаккинена достаточно обыденно, вновь был переквалифицирован партнер и в гонке финн стартовал со второй позиции. На старте Хаккинен сохранил вторую позицию и в дальнейшем смог выдержать темп Шумахера (чего не случалось с первого этапа), находясь постоянно в 2-3 секундах от лидера. И за 15 кругов до финиша благодаря тактике более позднего пит-стопа смог вырваться на первую позицию. Затем же началось самое интересное.

Хаккинен начал увеличивать отрыв от Шумахера в космическом темпе. И за 2 круга до финиша преимущество составляло уже 37(!) секунд. Казалось бы, вот оно череда неудач для Хаккинена окончена и сейчас он возьмет первую победу в сезоне. Однако череда неудач не просто не окончилась, а достигла своего апогея. Хаккинен только начал свой последний круг, как его машина начала терять скорость. Утечка в гидравлике, как итог сцепление отказывается работать.

Имея громадное преимущество над Шумахером, финн продолжал гонку надеясь доковылять до финиша. Вся интрига заключалась в том, успеет ли Шумахер вырваться в лидеры. Режиссер трансляции играл с планами, по очереди показывая Хаккинена, Шумахера, командный мостик McLaren. Кстати, руководитель McLaren Рон Деннис похожую картину уже наблюдал. В 1991-ом году на гран-при Бразилии на болиде Айртона Сенны за 10 кругов до финиша заела коробка передач. McLaren Сенны также начал терять скорость, но благодаря героическим усилиям бразильца (переключать передачи было физически тяжело) победу удалось удержать. После гонки весь мир услышал от Сенны ярый крик победы.

Однако повторить подвиг великого бразильца Хаккинен был не в состоянии. И на последнем секторе финального круга болид McLaren остановился окончательно. Мика покидал болид, когда мимо него пронесся Шумахер. После гонки Хаккинен говорил, что неплохо было бы что-нибудь разнести в паддоке, чтобы успокоиться. Думаю, абсолютно все понимают финна. Сезон и без того складывается неудачно, а тут ещё из-за механических проблем теряется победа на последнем круге. Сезон и в дальнейшем не принесет Хаккинену много радости. Мика одержит ещё 2 победы, проиграет напарнику 28 очков и займет в итоговом зачете пятое место. В следующем сезоне Хаккинен возьмет паузу и уступит место в команде своему соотечественнику Кими Райкконену. Пауза затянется и в Формулу 1 Мика уже не вернется.

Кими Райкконен. Гран-при Европы 2005.

10 плавных переходов из 10. Ведь дальше речь пойдет как раз об Айсмене. Сезон 2005 был ознаменован изменениями в регламенте, а именно запретом на смену резины во время гонки. Правило было достаточно своеобразным и продержалось всего один сезон. Однако и одного сезона хватило, чтобы пошатнуть нервы фанатам по всему миру, но обо всём по порядку.

Сезон 2005 начался со смены власти в королевских гонках. Доминирование Ferrari, а значит и Михаэля Шумахера подошло к концу. Как раз таки из-за правила о запрете смены резины во время гонки. Ferrari хоть и построили быстрый болид, но шины не позволили бороться за титул. А всё потому, что Ferrari являлась одной из трех команд (вместе с двумя аутсайдерами Jordan и Minardi) которые были клиентами Bridgestone. Шины Michelin были более выносливыми, что давало преимущество их клиентам (за исключением гонки в Индинаполисе).

Так и получилось, что в сезоне 2005 за чемпионский титул боролись Renault и McLaren, Фернандо Алонсо и Кими Райкконен. К седьмому этапу, который проходил на Нюрбургринге, Алонсо опережал Райкконена на 22 очка. Несмотря на это Кими выглядел единственным реальным конкурентом Алонсо. Было ощущение, что у McLaren началась белая полоса. Райкконен смог выиграть 2 последние гонки. Гран-при Европы также начался удачно для финского пилота. В квалификации он занял второе место, переквалифицировав Алонсо на 4 позиции.

Гонка началась для Айсмена также удачно, уже к первому повороту он опередил Хайдфельда и вышел в лидеры. Однако в гонке случился поворотный момент. Пройдя чуть более половины дистанции Райкконен на торможении достаточно сильно оквадратил резину переднего правого колеса. Вследствие чего переднее правое колесо стало стремительно деградировать, попутно увеличивая нагрузку на подвеску. Во время трансляции на колесо болида Райкконена было страшно смотреть, так сильно бросалось в глаза состояние резины. Ну, а по новым правилам пит-стоп существует только для дозаправки. Поэтому колесо финна было проблемой исключительно капитанского мостика McLaren. К концу гонки Райкконен стал постепенно терять темп и к нему начал подъезжать Алонсо. На последний круг Райкконен уходил с полуторасекундным отрывом от испанца. Алонсо стремительно сокращал отрыв, и казалось, что атак на лидера не избежать. Как вдруг чеховское ружье выстрелило. На стартовой прямой перед первым поворотом колесо, а заодно и подвеска не выдержали.

Так новое правило лишило финна победы. Хоть глобально эта победа на исход чемпионата не повлияла (Алонсо бы просто стал чемпионом на гонку позже), но этот случай стал одним из аргументов отмены нового правила.  

Деймон Хилл. Гран-При Венгрии 1997.

И снова Венгрия только на этот раз мы переместимся на 13 лет назад. Сезон 1997 начался с громкого перехода. Действующий чемпион Деймон Хилл покинул чемпионский Williams. Несмотря на завоеванный британцем титул в прошлом сезоне, Фрэнка Уильямса смутило отсутствие внушительного преимущества Хилла над новичком Вильнёвым. Тем самым было принято решение заменить Хилла на Френтцена.

Ситуация достаточно не типичная ведь обычно в статусе действующего чемпиона, если и уходят, то в состав топ-команды. А тут Хилл не просто покинул Williams, а ещё и перешел в состав аутсайдера Arrows. За 10 гонок до этапа в Венгрии Деймон Хилл смог только лишь один раз набрать очки. Машина совсем не внушала оптимизма. Как вдруг на этапе в Хунгароринге британец смог квалифицироваться на сенсационном третьем месте.

Хунгароринг благоволил Хиллу, трасса абсолютно подходила под пилотаж британца, кстати, свою первую победу он одержал именно здесь. Тем более трасса в Венгрии одна из самых пилотажных в календаре соответственно на ней сокращается пропасть между лидерами и аутсайдерами. В гонке Хилл и не думал сбавлять, удачно стартовав, он вышел на второе место ещё до первого поворота. Затем он повис на хвосте Шумахера, прессингуя немца.

И на 11 круге после успешной атаки обогнал Шумахера в первом повороте и вышел в лидеры гонки. На следующем круге Хилл привез Шумахеру уже 2,6 секунды. Ну а дальше британец поехал в космическом темпе и начал наращивать преимущество. За 2 круга до финиша Хилл опережал шедшего на втором месте Вильнёва на 34 секунды. Далее случилось ужасное. На болиде Хилла заклинила коробка передач. И предпоследний круг он проехал на 10 секунд медленнее Вильнёва. На последнем круге он и вовсе замедлился и пропустил канадца вперед. В итоге отрыв, созданный по ходу гонки, позволил Хиллу финишировать вторым, что, конечно же, тоже являлось фантастическим результатом для Arrows.

В этой истории слишком много Голливуда. Тут и Хилл на одной из самых медленных машин пелотона едва не выиграл гонку, помешали механические проблемы. Да и ещё и Вильнёв не просто обогнал британца, а сделал это максимально эффектно, красиво и опасно, опередив по обочине как будто на заказ. Плюс нужно помнить предысторию, которая тянется с прошлого года. Символично, что в итоге победу одержал Вильнёв, из-за которого Хилла и попросили из Williams. На следующих этапах всё вернулось на круги своя. И Хилл в оставшихся гонках ни разу не приехал даже в очковую зону. От этого венгерский подвиг пилота Arrows ценится ещё больше.

Найджел Мэнселл. Гран-при Канады 1991.  

Следующая история – это что-то среднее между притчей и комедией. Здесь не было тотального невезения, злого рока или обстоятельств выше которых нет ничего. Здесь всё гораздо прозаичней. Для Найджела Мэнселла сезон начался с трех сходов подряд и только лишь на четвертом этапе в Монако он смог набрать первые очки (2-ое место).

Следующий этап в Монреале начался для британца достаточно удачно. В квалификации он смог опередить своего потенциального конкурента за чемпионство Айртона Сенну. Стартовав со второй позиции, Мэнселл на старте опередил своего партнера Рикардо Патрезе и вышел в лидеры. В дальнейшем Найджел наращивал своё преимущество и к последнему кругу его отрыв от второго места составлял около минуты.

Последний круг, лидерство в гордом одиночестве, машина в порядке, видимо Мэнселлу стало слишком скучно. И в повороте «Казино» он начал приветствовать болельщиков. Для этого пришлось снизить скорость, благо отрыв позволял это сделать. Ну, а дальше произошло самое интересное. Мэнселл так сильно замедлился, что мотор его Williams попросту заглох.

Ситуация такая, что специально не придумаешь. Это именно тот случай, когда комфортные условия губят. Не зря Фабио Капелло так не любит счёт 2-0. Было бы логично, если после гонки Фрэнк Уильямс сказал, что его нелюбимый отрыв – минута. Что касается Найджела Мэнселла, то он был классифицирован на 6-ом месте с отставанием в круг. А гонку выиграл (последнюю в своей карьере) Нельсон Пике на Benetton. После этапа в Монреале у Мэнселла началась белая полоса. В следующих пяти гонках он одержал 3 победы и 2 раза занимал вторую позицию. В итоге стать чемпионом у пилота Williams не получилось. На финише сезона Сенна опередил британца на 24 очка. И инцидент в Монреале глобально на расклад сил не повлиял, но это не помешало ему войти в историю.

Айртон Сенна. Гран-при Италии 1988.  

Сезон 1988 ознаменовался тотальным доминированием McLaren и началом величайшего противостояния за всю историю королевских гонок – Сенна vs Прост. Доминирование McLaren было неизбежно, лучшие пилоты эпохи за рулем лучшей машины эпохи. О чем тут может идти речь. В том сезоне у них просто не было соперников. Пожалуй, лучше всего их доминирование характеризует квалификация гран-при Монако, взявший поул Сенна, привез третьему месту 2,5 секунды. Думаю, комментарии здесь излишни.

15 выигранных квалификаций из 16 такая же ситуация и с гонками. На гран-при Италии Сенна приехал в статусе лидера чемпионата. Гонка в Монце стартовала, а вместе с ней и очередной раунд противостояния Сенна vs Прост. В самом начале гонки по традиции два McLaren устремились вперед без шансов для других команд. В дуэль бразильца и француза вмешались механические проблемы и на 34-ом круге из-за проблем с мотором, выбыл из гонки Ален Прост. И Сенна, казалось бы, без проблем должен был выигрывать восьмую гонку в своем дебютном сезоне за новую команду. Как вдруг в противостояние двух титанов вмешалась третья сила. Ей стал пилот Williams  Жан-Луи Шлессер для которого эта гонка в Формуле 1 стала единственной за всю карьеру.

До финиша оставалось 2 круга, Сенна уверенно шел к победе, попутно обгоняя круговых. Самое обыденное дело для пилота McLren в 1988-ом. Как вдруг обгоняя по внутренней траектории Жана-Луи Шлессера Сенна слишком самоуверенно нырнул в поворот прямо перед пилотом Williams. Как итог Шлессер выбил бразильца и лишил его победы. Эта гонка стала единственной в сезоне, которую выиграл не McLaren. В тот день ликовали в Италии. Ferrari одержала единственную победу в сезоне, а вместе с тем удалось завоевать командный дубль. Победа итальянской команды стала особенно символичной на фоне смерти основателя команды Энцо Феррари.

Что касается Сенны, то эта неудача не стала для него фатальной. Хоть Прост и выиграл три из четырех оставшихся гонок, чемпионом по окончании сезона стал Сенна. Благодаря тогдашней системе подсчета очков, которая учитывала только 11 лучших результатов. Ну а гонка в Италии показала, что как бы быстро ты не ехал, а сюрпризов стоит ждать всегда.

P.S. Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен. Гран-при Бельгии 2008. 

Случай достаточно уникальный сразу по нескольким причинам. Во-первых, в истории пострадавших сразу двое. Во-вторых, всё решилось уже после финиша, но обо всём по порядку. Сезон 2008 уже фигурировал в нашей подборке. Год выдался поистине безумным. На этот раз речь пойдет о другом претенденте на чемпионский титул Льюисе Хэмилтоне и Кими Райкконене.

К тринадцатому этапу в Бельгии борьба за титул между Хэмилтоном и Массой была в самом разгаре. Первый ряд стартового поля заняли как раз Льюис и Фелипе. На старте Хэмилтону удалось удержать лидерство. Однако уже на втором круге Кими Райкконен, который стартовал четвертым, опередил британца и вырвался в лидеры. Так финн и лидировал почти всю гонку вплоть до развязки. К концу гонки Хэмилтон начал сокращать отрыв от Райкконена. Ключевой эпизод произошел за три круга до финиша в повороте «автобусная остановка». Хэмилтон предпринял попытку атаки, но ему не хватило трассы, и британец ничего лучше не придумал как срезать поворот.

Поскольку Хэмилтон срезал поворот, на прямой британец был обязан вернуть позицию Райкконену. Как только размен позиций произошел, Хэмилтон атаковал финна и в первом повороте вернул себе первую позицию. Ну, а дальше пошел дождь, и началось безумие. Хэмилтон и Райкконен по очереди ошибались, выезжали за пределы трассы и за 2 круга до финиша Райкконен разбил свой болид, приведя в экстаз боксы McLaren. Тем самым Льюис финишировал на первом месте и получил кубок за победу, но это было не всё.

После гонки судьи  разобрали эпизод с обгоном и вынесли вердикт, согласно которому Хэмилтон срезав поворот, получил преимущество. Такой маневр судьи расценили 25-секундным штрафом, и в итоговом протоколе Хэмилтон откатился на третье место, а победителем гонки стал Фелипе Масса. И тут самое время вспомнить тему статьи. Ведь, что Хэмилтон, что Райкконен лишились победы на последних кругах. В частности Льюис потерял потенциальную победу, когда срезал «автобусную остановку». Его темп наверняка позволил бы обогнать финна на оставшихся двух кругах гонки. Тем более не нужно забывать, где закончил гонку пилот Ferrari. Что касается Райкконена, то свою победу как нетрудно догадаться он упустил, разбив болид. Ведь учитывая штраф британца, для победы Кими хватило бы просто финишировать на втором месте.