11 мин.

Скотти Пиппен утверждает, что Фил Джексон – расист. Ему больше не верят и обвиняют в старческой меркантильности

Легенда «Чикаго» идет на крайние меры ради продаж бурбона и выпуска новой книги.

Скотти Пиппен переживает очень неровные времена. С одной стороны, шестикратный чемпион НБА в составе «Чикаго» занимается выпуском собственной марки бурбона, ходит с причудливой прической, чтобы оставаться «актуальным» в глазах молодежи, и планирует в скором времени выпустить книгу о собственной жизни и карьере. С другой – еще не прошло и трех месяцев со дня смерти его сына Энтрона, к тому же вокруг Скотти до сих пор постоянно витают разговоры об изменах и похождениях жены Ларсы.

Бывшая жена Скотти Пиппена: повоевала с Кардашьянами, охмурила Малика Бизли и спровоцировала скандал вокруг сына Леброна

Неизвестно, что влияет на легенду «Буллс» больше: желание громко заявить о грядущем выпуске мемуаров или же нестабильное психологическое состояние. Но за последние несколько недель Пиппен выступил с несколькими выступлениями, которые были восприняты крайне неоднозначно не только его аудиторией, но и другими экс-игроками НБА.

Например, заявил, что Фил Джексон расист.

Что же Пиппен наговорил о Джексоне, Джордане и других баскетболистах?

В конце июня вышло интервью спортсмена журналу GQ, в котором он рассказал о своем отношении к ряду бывших и действующих баскетболистов Ассоциации.

• О Майкле Джордане и величии.

«Медиа сходили с ума. Они были его группой поддержки, фанатами, потому что стали свидетелями пришествия баскетбольной иконы, обладающей глобальной привлекательностью. Люди прилетали из разных стран, просто для того чтобы повстречать Майкла Джордана. Увидеть Майкла Джордана.

Но баскетбол – это командная игра. И если вы выделяете одного игрока, то отходите в сторону от спорта. Вы обсуждаете, кто является величайшим игроком и подобные вещи. Но в баскетболе нет великих игроков. Баскетбол строится на великих командах. На чем основано величие атлетов, которых вы обсуждаете? На победах команды.

Парни, которые играли против нас, например Марк Джексон, не любили, когда вокруг говорили, что их состав обыграл Майкл Джордан. Нет, Майкл Джордан не побеждал их. Их побеждали «Чикаго Буллс».

• О Чарльзе Баркли и его обещании убить Пиппена за оскорбление «жирный».

«Мне бы хотелось посмотреть на это. Я никогда не извинялся перед ним, но скажу так: Баркли арестовывали только за какую-то заварушку с белыми парнями. Никогда не видел его дерущимся с черным мужчиной, если только рядом не стояли судьи.

Баркли разыгрывает из себя крутого парня. Не знаю ни одного человека, кому бы он надрал задницу. Можно проверить его послужной список. Извинился ли я перед ним? Я сказал ему отвалить от меня. Так прозвучал мой ответ».

• О Кевине Дюрэнте и сравнении с Леброном Джеймсом.

«Кей Ди может набирать очки лучше, чем Леброн. Вероятно, он всегда мог делать это. Но превзошел ли он Леброна? Нет. Он пытался обыграть «Милуоки Бакс» индивидуально, вместо того чтобы положиться на партнеров по команде. Но Леброн смог бы разобраться, как выйти победителем из этой ситуации, и при этом не чувствовал бы себя настолько измотанным. Возможно, ему даже не пришлось бы исполнять тот последний бросок.

Но Леброн не Кей Ди, а Кей Ди уж точно не Леброн. Кей Ди шутер, скорер. Но у него нет того, что есть у Леброна».

Самое большое удивление вызвали слова Пиппена о величайшем баскетбольном тренера Филе Джексоне, который не только привел «Чикаго» к шести чемпионским титулам, но и затем завоевал еще пять заветных перстней вместе с «Лейкерс».

Началось все в том же интервью GQ. Форвард рассказал, почему в 1994-м году не вышел на решающее владение в игре против «Нью-Йорка».

– Вы отказались выходить на паркет за 1,8 секунды до конца матча плей-офф против «Никс». Что произошло на самом деле? Почему вы решили не играть?

– Здесь есть тонкая грань. Это был мой первый год без Майкла Джордана, и я не понимаю, почему должен был отказаться от последнего броска. Я пережил с командой все взлеты и падения, участвовал  битвах с «Пистонс», а ты решил меня оскорбить и попросили отойти в сторону. Я словно почувствовал удар ниже пояса. Мне кажется, что Кукочу хотели дать возможность для роста.  Это был расистский ход. После всего того что я пережил с организацией, ты говоришь мне ввести мяч из аута и отдать пас на Тони Кукоча. Ты оскорбляешь меня. Потому я не вышел на площадку.

– Вы говорите о Филе Джексоне?

– Да. Это была моя команда. Так почему же ты предлагаешь мне выбросить мяч из аута перед броском, который может сравнять счет в игре? Даже не перед победным броском. Почему ты пытаешься позволить стать героем ему? Не он лидер этой команды. Нет, но ты стараешься сотворить из него героя, позволив совершить эту попытку. Если он промахнется, то ничего не потеряет. Он играет с тем, что заработал я. Нормально, да? Я годами отрабатывал за Майкла Джордана, а последний бросок получил он. И ты предлагаешь мне просто выйти на паркет и позволить Кукочу бросить?

Тони Кукоч не промахнулся, а Пиппен наблюдал за триумфом одноклубника со скамьи запасных.

Затем нападки на Джексона продолжились уже на «Шоу Дэна Патрика».

– Вы сказали, что это был расистский ход Джексона, чтобы Кукоч рос как игрок. Я понимаю ваше негодование с баскетбольной точки зрения. Но говоря такие слова, выходит, вы считаете Фила расистом?

– У меня нет никаких проблем с этим. Да, я считаю Джексона расистом.

Вы ведь помните, как Фил покинул «Лейкерс», затем написал книгу о Брайанте, и потом вновь возглавил команду Кобе? Вы назовете хоть кого-нибудь, кто мог бы так поступить в профессиональном спорте?

Джексон выставил Кобе в не лучшем свете. Так не следовало делать. Ты ведь главный тренер, работаешь с игроками. И все, что произошло между вами, должно оставаться внутри команды. Так устроен любой коллектив в спорте.

– Но вы говорите, скорее, о преданности. Сложно увидеть в этом расизм.

– Это ваше видение ситуации. А у меня есть свое. Я находился в раздевалке вместе с Филом. Сидел неподалеку от него, в отличие от вас.

– Да, вы имеете право на свое мнение. Но вспомним еще одну ситуацию. Когда Джексон нарисовал комбинацию под Стива Керра, и Майкл Джордан, в свою очередь, ничего не имел против этого. Разве не так?

– Ваш вопрос содержит ошибку. Фил не рисовал комбинацию под Керра, она была как раз под Джордана.

– Но камера запечатлела, как Майкл сказал во время тайм-аута, что конечным адресатом станет Керр.

– Вы не понимаете. Это была телевизионная камера, и Джордан говорил специально для нее. Это не были слова игрока, повторявшего установку тренера. Майкл говорил на камеру о том, что он сам собирается сделать. Уже тогда он фактически осознанно создавал материал для будущей документалки.

Однажды Джексон все же ошибся и попал в Леброна

Пиппен, конечно же, подвергся критике со стороны игроков, выступавших под руководством Фила. Джексон обладал практически безупречной репутацией в умении находить общий язык со спортсменами различных рас, культур и вероисповеданий. Лишь в 2016-м году 70-летний Дзен-мастер спровоцировал волну негодования, когда назвал Леброна, а также его друга и бизнес-партенера Маверика Картера устаревшим словом posse, которое в одном из вариантов трактуется как «группа вооруженных мужчин». Некоторые посчитали, что начитанный тренер намеренно использовал слово в уничижительном значении, то есть охарактеризовал баскетболиста и его давнего знакомого подельниками с оружием. Леброн и Маверик обиделись, но даже тогда не назвали Фила расистом, а только лишь указали на оскорбительное обращение, основанное на стереотипном представлении о чернокожих.

До этого случая и после него Джексон не становился фигурантом расистских скандалов вплоть до обвинений Пиппена. Возможно, Скотти апеллировал к понятию институционального (системного) расизма – не просто бытового неравенства, основанного на расовых отличиях, а всецелой дискриминации в каждой из социальных и политических сфер, где представители ущемленных по расовому признаку групп населения оказываются в худшем положении уже по факту рождения в составе одной из них. В современных реалиях США, очевидно, на борьбу с проявлениями подобного всепоглощающего неравенства обращают все больше внимания. Часть акций общественных деятелей придерживается цели общего равенства в распределении ресурсов (в том числе образования). Часть – лишь желает заявить о себе как можно громче. Кажется, Скотти примкнул к последним и подыскал слишком массивную жертву для подобных обвинений.

Как отреагировали на обвинения?

Джексона сразу же поддержали как игроки, так и обозреватели НБА. В то же время Пиппен так и не нашел понимания у бывших коллег. 

Чарльз Баркли:

«Я разочарован в Скотти, потому что он сжигает все мосты. Знаю, что у него выходит книга. Он нападает на Майкла, на Фила, на меня. Я просто смеюсь над ним, потому что, блин, нам по 60 лет, больше нет конфликтов. Я думаю, что это глупо и тупо».

Шакил О’Нил:

«Я не хочу вмешиваться в чужие споры, но Фил определенно не расист. То, что он сказал о Баркли, не лишено смысла, но он выпускает новый напиток и книгу. Возможно, это все маркетинг».

Роберт Орри: 

«Я играл за Фила и не думаю, что он расист. Иногда он говорил некоторые вещи, на которые мне приходилось отдельно указывать. Но в моем понимании он точно не расист».

Известный радиоведущий Марк Сильверман: 

«Я столько раз защищал Скотти в эфирах. Годами сражался за то, чтобы Скотти отдавали должное за его игру, доказывал, что он игрок Топ-30, а не Топ-50 в истории, что он он революционный игрок. Но внезапно я оказался в положении отвергнутого любовника. Все эти его обвинения разбили мне сердце.

Возможно, проблема в самом Скотти. Он хочет продать свой бурбон и свою книгу. Но я не уверен, что ради этого надо ломать репутацию одной из величайших команд всех времен».

И даже эксперт ESPN Стивен Эй Смит, которого болельщики периодически самого обвиняют в обратной стороне современного расизма за радикальные взгляды в адрес белых тренеров и игроков встал на сторону Джексона: 

«Я уважаю Скотти – шестикратный чемпион, один из величайших игроков. Но его недавние выступления – в числе самых глупых, идиотских вещей, что он только говорил. То, как он выглядел во время интервью... скажу только, что воздержания от травки будет недостаточно, не стану продолжать.

Прошло 27 лет, Фил Джексон вдруг стал расистом? Тот самый Фил Джексон, который тренировал тебя, Эм Джея? Билла Картрайта и Би Джей Армстронга, всех остальных, Стэйси Кинга и всех этих парней? Тот самый Фил, что работал с Шакилом и Кобе?

Я бы никогда даже не подумал назвать Фила расистом. И я не знаю вообще ни одного игрока, чернокожего баскетболиста, который играл под началом Фила и называл его расистом. И когда Скотти говорит такое, то это непростительно. Это действительно непростительно. Это грубо и оскорбительно.

Когда произносишь «расист», желательно понимать, какого черта ты несешь, и о ком ты говоришь. Если кто-то просто является белым, и он не соглашается со мной в чем-то или как-то расстраивает меня, если мы в чем-то не совпадаем, это не является расизмом.

Прошло 27 лет. Никто не называл Джексона расистом. Но Скотти Пиппен спустя 27 лет... Просто бессовестно».

Стивену Эй Смиту и самому будет полезно перечитать свои слова в будущем, но сейчас он оказался как никогда прав. Чего не скажешь о Скотти Пиппене, наслаждающемся попкорном после привлечения столь обширного внимания своей выходкой.

***

В карьере Фила Джексона нашлось место и для довольно забавного эпизода. В 2002-м году перед финалом Западной конференции тренер сделал коллаж с изображениями Адольфа Гитлера и лидера группировки скинхедов из фильма «Американская история X» в исполнении Эдварда Норона и сопоставил их с тренером и разыгрывающим «Сакраменто» Риком Адельманом и Джейсоном Уильямсом. По мнению мастера ментальных уловок, ассоциация «Кингс» с нацистами настраивала игроков «Лейкерс» на правильный лад.

Фил Джексон – единственный тренер-звезда. Он устраивал реалити-шоу из укрощения Джордана, Родмана, Шака и Кобе

Главная история этого плей-офф НБА – бесконечные травмы. Из звезд в лазарете можно собрать Дрим-Тим

Фото: East News/AP Photo/Charles Bennett, AP Photo/Mark Elias; instagram.com/scottiepippen