10 мин.

2021-й – катастрофа российского футбола. Мы запомним провал на Евро, тотальный непрофессионализм менеджеров и отказ от реформы РПЛ

Грусть Дорского.

2021-й – год боли для российского футбола. Конечно, и 2019-й, и 2020-й получились довольно мрачными – и иллюзий, что скоро все наладится, с каждым месяцем становится все меньше.

Сейчас их почти нет. Давайте честно: в ближайшее время мы не попрем наверх. Да, нам точно будет весело, мы поболеем за любимые команды и сборную России (большинство – вне зависимости от фигуры главного тренера), но качественного скачка не случится.

В декабре 2021-го у нас для него ничего нет.

В этом году мы снова убедились в тотальном непрофессионализме российских футбольных менеджеров. Именно тотальном – в 2021-м здоровым клубом выглядит только «Динамо». В остальных топ-клубах постоянно творится какая-то дичь.

Например, «Зенит» входит в 2022-м с истекающими через полгода контрактами у Сердара Азмуна, Артема Дзюбы, Ярослава Ракицкого, Магомеда Оздоева, Александра Ерохина, Станислава Крицюка, Алексея Сутормина и Михаила Кержакова. Еще в конце октября Сергея Семака спрашивали о возможном продлении Ракицкого: «Нам некогда заниматься контрактами – важные матчи идут через три дня на четвертый. Тем более, это вопрос к руководству. Ближе к зимней паузе будут подниматься вопросы по предложению или не предложению контрактов для игроков, у которых они заканчиваются летом».

Вопрос о контрактах – действительно для руководства, а не к главному тренеру. Самое грустное: переговоры в момент, когда футболист уже может обсуждать бесплатный переход в другой клуб – уже система для «Зенита» при генеральном директоре Александре Медведеве. Например, летом 2020-го так продлевали Кержакова и Дзюбу, в этом году договорились с Андреем Мостовым только за три недели до окончания сезона-2020/21.  

«Спартак» вообще превратился в главного контент-мейкера телеграма благодаря Зареме Салиховой и Дмитрию Попову. Сливы переписок, бегство спортивного директора из клуба прямо в перерыве матча Лиги чемпионов, полное отсутствие поддержки нового главного тренера и трансферной кампании (хотя дырам на правом фланге обороны и в опорной зоне – уже не один год) – таким был «Спартак»-2021.

ЦСКА удерживал Виктора Гончаренко после отъезда в Беларусь летом 2020-го и после первой части сезона-2020/21 (очевидно, повлияла гостевая победа над «Ростовом» и хет-трик Федора Чалова), но уволил его за два месяца до конца сезона, когда армейцы отставали от второго места на четыре очка. Безусловно, расставание с Гончаренко напрашивалось, но оно произошло в ключевой момент сезона, а на место Виктора пригласили Ивицу Олича, никогда не работавшего главным тренером.

Через три месяца Олича убрали, а еще через четыре Ивица дал интервью журналисту «Чемпионата» Андрею Панкову. «Роман Бабаев говорил, что он за меня и во всем поддерживает, а на деле с первого моего дня в клубе вместе с другими людьми работал над тем, чтобы избавиться от меня. Он молодец, все сделал умно и грамотно», – рассказал Олич.  

Бабаев ответил в тот же день: «Интервью Ивицы, конечно, расстроило, не буду скрывать. Но не потому, что там абсолютно вымышленные выпады в мою сторону. А потому, что в данном случае журналист, как мне кажется, его просто использовал и, судя по всему, спровоцировал на определенные ответы».

Бабаев неслучайно развернул тему в сторону Панкова – в этом году Андрей превратился в главного врага руководителей ЦСКА. В конце апреля ЦСКА отказал Панкову в аккредитации на матч с «Уфой» из-за текста «Мы теряем прежний ЦСКА. Клуб превращается в середняка, и дело не только в игре».  

В ответ на текст клуб выпустил заявление: «Ряд журналистов и провокаторов нагнетают ситуацию и пытаются создать негативный фон вокруг клуба. В ЦСКА нет никакого разлада, междоусобицы и смуты, о которых, судя по всему, мечтают некоторые псевдожурналисты и недоброжелатели клуба».

В России-2021 даже Ральф Рангник превратился в человека, не желающего ничего детально объяснять. 

Грусть.

У РПЛ и ФНЛ в целом тоже ничего хорошего. Конечно, главный провал – «Тамбов», который спасли ради 11 поражений с общим счетом 5:34 и знания о Дмитрии Германе и Александре Еркине. Обоих игроков «Тамбова» подозревали в неспортивном влиянии на результаты матчей – они заработали странные пенальти в матчах против «Краснодара» (0:4) и «Сочи» (0:5). 2022-й руководители «Тамбова» Павел Худяков и Ольга Коновалова встречают в СИЗО – их подозревают в мошенничестве.

В РПЛ вышел «Нижний Новгород», занявший третье место в ФНЛ. К самому «Нижнему» – ноль вопросов, «Оренбург», ставший вторым, не получил лицензию для РПЛ из-за несоответствия стадиона (клубу несколько раз предупреждали еще до вылета из РПЛ). Стыки вообще отменили – у «Алании», занявшей четвертое место, стадион тоже не соответствовал регламенту для выхода.

«Томь» должна была вылететь из ФНЛ в ФНЛ-2. Осталась. Причина – перевод «Чайки» в ФНЛ-2 за организацию договорных матчей

Уже не грусть – беда.

Осенью Сергей Прядкин наконец-то покинул РПЛ, но ожидать резких перемен было слишком наивно. При новом главе лиги Ашоте Хачатурянце уже случился беспредел после матча ЦСКА – «Зенит» и скандал с возможным переносом игры ЦСКА – «Арсенал» якобы из-за низкой температуры (командам рассказали об отмене утром накануне матча – и некоторые игроки даже успели разъехаться). 

Уже не беда – просто Fan ID.

Входить в 2022-й еще грустнее, вспоминая движения в нашем футболе летом 2021-го. 

Тогда в Россию пришла компания Hypercube с реформой форматов РПЛ и ФНЛ. Конечно, к идеям об РПЛ возникали логичные вопросы – по такой системе никто не играет, но это была попытка хотя бы оттолкнуться ото дна, на которое погрузился российский футбол. Совершенно не факт, что дно не притянуло бы снова.

Но не получился даже толчок. Сначала провалился РФС – кто-то слил презентацию реформы журналисту Сергею Егорову. Затем отличились руководители клубов, не захотевшие вникать в суть предложения Hypercube, зацепившиеся только за словосочетание «швейцарская система».  

Например, спортивный директор «Рубина» (одного из самых прогрессивных клубов лиги) Олег Яровинский сказал: «Реформа РПЛ по модели Лиги чемпионов – зачем?». Но лучшим стал бывший главный тренер «Урала» Александр Тарханов: «Швейцария – не такая футбольная страна, чтобы от нее что-то брать».

Вы же помните, что никакого турнира по швейцарской системе никто и не предлагал?

Пожалуй, в паблике тему реформы формата проведения РПЛ закрыл президент «Урала» Григорий Иванов: «Слава богу, реформы ушли с повестки. Червиченко правильно говорит: «Приехал обкуренный голландец и рассказал нам». У голландца спрашиваешь: «Кто-то играет в мире по такой системе?». Он говорит, что нет. А почему мы должны?».

Уже не Fan ID – просто смех.

В итоге РПЛ объявила, что сезон-2022/23 пройдет в традиционном формате. Решение пояснил президент РФС Александр Дюков: «У нас нет понимания в отношении международного календаря. Нет ясности, что будет с международными матчами. К тому же в следующем году в ноябре будет проведен чемпионат мира по футболу. Сейчас мы взяли паузу. Мы вернемся к этому вопросу позднее, когда будет больше определенности».  

На этом фоне новый ТВ-контракт – колоссальный прорыв. Особенно если учесть, что продукт, сама игра, привлекательнее не стал, а официальному предложению от Okko нет никаких подтверждений.

На пресс-конференции после исполкома РФС в июле Дюков обещал, что контракт с новым тренером сборной России будет подписан до старта РПЛ (оставалась неделя). Вероятно, этой фразой Дюков сильно подставился – о назначении Валерия Карпина пришлось объявлять за минуту до старта первого матча РПЛ-2021/22 «Ростов» – «Динамо», чтобы не нарушать собственных слов.

Тогда же Дюков говорил о необходимости единой философии у всех сборных России – не секрет, что РФС искал координатора. Через неделю тренером главной сборной стал действующий главный тренер клуба, а координатора, отвечавшего за обучение и идеологию, в РФС нет и через полгода. 

Про возможную отмену лимита вы и так все знаете. Надежды хотя бы на заметные послабления (ожидать полной отмены все-таки было наивно) унес олимпийский мишка.

***

Станислав Черчесов и Валерий Карпин – весьма качественные по российским меркам тренеры с сильным штабом. 

Было очевидно, как Черчесов пытался играть против Бельгии, Финляндии и Дании, но этого не хватило даже для третьего места в группе. Карпин пытался перенести лучшее из «Ростова» (самой тренерской команды в его карьере) на сборную, обладающую более качественным составом. Получил безобразный матч со Словакией (1:0) и атакующую беспомощность в Хорватии (0:1), которая привела к глубокой рефлексии тренера.

Ключевое и про Черчесова, и про Карпина – «пытались». Естественно, к ним есть вопросы. Но, кажется, к игрокам их больше – хотя кадровых перемен после смены тренера достаточно.

Евро-2020 – провал не только сборной России, но и иностранных игроков из нашего чемпионата. Йордан Ларссон – 0 минут, Квинси Промес – два выхода на замену, Алекс Крал проиграл конкуренцию Томашу Голешу и отправился на скамейку уже после первого тура, Гжегож Крыховяк удалился в дебютном матче на турнире, а Мачей Рыбус после него не появлялся на поле. Деян Ловрен классически привез глупейший пенальти – Хорватия не сумела обыграть Чехию (1:1). Никола Влашич был лучше, но, по сути, выдал только один интересный матч – против Шотландии (3:1).

По сути, лучший легионер РПЛ на Евро – Крис Ольссон, который сразу после турнира укатил из «Краснодара» в «Андерлехт». Другой краснодарский швед, Виктор Классон, выходил только на замену, но забил гол, который вывел их сборную на первое место в группе. 

Уже не смех – снова грусть.  

Два российских клуба вышли в евровесну – потрясающий прогресс после нуля в сезоне-2019/20 и одинокого «Краснодара»-2020/21. Порадуемся за «Зенит» и «Спартак», но не забудем об уровне «Мальме» и матче в Швеции, а также роли Александра Селихова в первом месте москвичей.

Как и о выступлении «Локомотива» в Лиге Европы, а также качестве игры «Рубина» против польского «Ракува» в Лиге конференций. Согласитесь, проиграть можно по-разному, а впечатление от действий команды Леонида Слуцкого не сильно исправил бы даже пенальти, реализованный Сеадом Хакшабановичем.

Весь российский футбол в 2021-м – даже не грусть, а полное разочарование и поиск хоть какого-нибудь смысла в происходящем. 

Но в феврале мы все равно будем топить за «Зенит» в матчах против «Бетиса», а в марте – за «Спартак» в 1/8 Лиги Европы и за сборную России в стыках к ЧМ-2022.

Будем верить в то, что Дюков и Хачатурянц изменят все. 

В то, что Игорю Акинфееву хватит здоровья, чтобы отбивать удары, Алану Дзагоеву – отдавать голевые передачи, а Артему Дзюбе – забивать.  

В то, что проект «Динамо» не закроют после первого полного успешного сезона, как уже бывало.

В то, что «Крылья Советов» не развалятся после ухода Ивана Сергеева и Данила Пруцева.

В то, что Александр Черников и Эдуард Сперцян пойдут по футбольному пути Матвея Сафонова, а не Ивана Игнатьева.

В то, что Александр Максименко и Хвича Кварацхелия придут в себя, Арсен Захарян не остановится, а Сергей Пиняев будет давать качество и в стартовом составе.

В то, что появится еще кто-то, кто будет возвращать нас в детство, как Клаудиньо.

Ведь поиск смысла – еще не безысходность.

Телеграм-канал/твиттер Дорского

50 вещей, за которые мы все-таки любили РПЛ в 2021-м

Фото: Gettyimages.ru/Stuart Franklin, Sam Barnes/Sportsfile; globallookpress.com/Maksim Konstantinov/Global Look Press, Stupnikov Alexander/spartak.com; vk.com/fcalania; РФС/Михаил Шапаев; fclm.ru/ФК «Локомотив»/Александр Погребняк