7 мин.

Три ничьих – не главный позитив «Локо» в ЛЧ. Все соперники вынуждены подстраиваться под Николича

Против «Атлетико» Марко сам успешно среагировал на ход матча. 

Во вторник «Локомотив» проведет самый важный матч 2020-го – домашняя ничья с «Зальцбургом» подтолкнет москвичей к 1/16 Лиги Европы, а победа над австрийцами вообще даст шанс сенсационно залететь в 1/8 Лиги чемпионов. 

«Мне не нравится, что в медиа пишут, что «Локомотив» обязан обыгрывать «Зальцбург». Если вы смотрели их матчи с «Атлетико» и «Баварией», то видели, что они должны были побеждать», – сказал Марко Николич накануне матча. Не очень понятно, какие медиа читает серб: одно очко «Зальцбурга» вообще ничего не говорит о качестве игры австрийцев (особенно в атаке). 

По количеству ударов «Зальцбург» делит третье место в турнире с «Баварией» («Локо делит последнее место с «Шахтером»), по качеству моментов без пенальти идет четвертым, а по числу явных моментов – пятым вместе с «МЮ», «Порту» и «Аталантой».

«Я очень доволен сегодняшней эффективностью, а сзади у нас есть голкипер мирового уровня», – отметил Ханс-Дитер Флик после второй победы над «Зальцбургом» (3:1, матч в Австрии немцы выиграли 6:2). Флик неслучайно отдельно сказал о Нойере – после игр с «Зальцбургом» Ману стал лучшим вратарем Лиги чемпионов по соотношению качества допущенных моментов к пропущенным голам. Нойер спас «Баварию» от 3,2 гола, Роман Бюрки из Дортмунда – от 1,9, Алиссон (провел три матча) – от 1,3.

При такой атаке «Зальцбурга» говорить об обязанности «Локо» обыгрывать «Зальцбург» смешно, но к команде Николича действительно стали относиться серьезно. «Мы уважаем «Локомотив», они показали выдающуюся игру против топ-клубов Европы. Это очень организованная команда. Мы стараемся всегда играть агрессивно и в атаку, так нам легче контролировать соперника. Но стоит отметить, что если мы пропустим первыми, то нам будет сложно отыграться, потому что «Локомотив» уверенно играет по счету и в обороне, что он уже показывал», – рассказал главный тренер «Зальцбурга» Джесси Марш. 

Вероятно, главное подтверждение уважения и признания «Локомотива» Николича – каждый соперник был вынужден подстраиваться под москвичей. Все началось как раз с «Зальцбурга», под который «Локо» подготовил выход из-под прессинга через короткий пас (либо для такого перехода и на чужую половину, либо для выманивания соперника к трети «Локо» и дальнейшего заброса за центральный круг, где москвичи при правильном получали численное преимущество на маленьких участках поля за счет включений Живоглядова и Рыбуса).

В стартовые полчаса «Зальцбург» проникал в штрафную только через подачи левого защитника Ульмера (Жемалетдинов не успевал вернуться из узкой позиции при переводах австрийцев слева направо), но и они не приводили к явным моментам. Тогда Джесси Марш поменял схему с 4-2-2-2 на 4-4-2 ромб, подняв Златко Юнузовича в опорную зону «Локомотива».

Второй тайм «Локо» в Австрии – возможно, худшие 45 минут москвичей в этой Лиге чемпионов из-за большого количества потерь на своей половине (10 только за первые 15 минут тайма, до перерыва было всего 7), а второй гол в ворота Гильерме пришел как раз из-за перевода Юнузовича выше (снова о дисциплине – Смолов недоработал за полузащитником «Зальцбурга», а Куликов вжался в штрафную). 

Больше таких проблем с дисциплиной у «Локомотива» не было – зато мы еще не раз увидели, как Николич подстраивается под соперника, а те вынуждены что-то менять. 4-3-2-1 в обороне в матче с «Баварией», в которых Смолов и Миранчук располагались под Зе Луишем закрыли немцам центр поля – в первом тайме Киммих и Горетцка не получили ни одной передачи от центральных защитников за спины атакующей тройки «Локо». 

Эту проблему «Бавария» решила. Сначала – за счет игроков: Толиссо и Павар дважды воспользовались узким расположением Рыбуса (гол Горетцки и удар в штангу Комана). После перерыва – за счет тренера: замены Горетцки и Мюллера на Хави Мартинеса и Гнабри позволили Киммиху передвинуться выше и увеличить количество атак через центр. Перестановки Флика тоже сработали – Киммих забил и поучаствовал еще в нескольких моментах.

«Атлетико» пытался изменить московский матч с «Локомотивом» тоже за счет замены – в перерыве Симеоне поменял Сауля на Коке на левом фланге полузащиты. Формально это действительно была замена по позиции, но их роли серьезно отличались: Коке опускался в левый полуфланг к Савичу и Хименесу при развитии позиционных атак, получал мяч и образовывал треугольник с Лоди и Жоау Феликсом. 

Перестановка привела к самому сложному отрезку матча для «Локо» – два очень опасных удара Феликса, которые потащил Гильерме, и попадание Коке в перекладину. Правда, еще перед ними Николич отреагировал на перегруз «Атлетико» левого фланга, выпустив Жемалетдинова вместо Смолова – так «Локо» перешел на 4-5-1, в которых Рифат закрыл правый фланг, а Игнатьев передвинулся в середину поля.

В ответном матче с «Атлетико» Николич тоже подстраивался уже по ходу матча. В первом тайме испанцы нанесли 8 ударов из штрафной (7 из них – с игры), создавая проблемы на флангах – например, слева несколько эпизодов один-в-один проиграл Камано.  

До перерыва Камано опускался на одну линию с защитниками при готовящейся передаче на Триппьера (в таких случаях у «Локо» иногда возникали вообще шесть защитников из-за низкой позиции Игнатьева). Во втором тайме Камано опускался пятым (а Рыбус уходил на позицию левого центрального защитника) уже гораздо реже – теперь подачи с этой стороны прилетали только из полуфланга и еще до штрафной. Итог – лишь 1 удар «Атлетико» из штрафной во втором тайме.

Передачи Атлетико в штрафную в первом тайме (слева) и во втором (справа)

После обоих матчей с «Локомотивом» Симеоне выделял Гильерме. «В первые 20 минут у нас был шанс выйти вперед. Гильерме проделал отличную работу. После этого время играло против нас – соперник закрылся, и нам стало сложно создавать моменты», – сказал тренер после второй игры.

Гильерме действительно потащил несколько ударов в обоих матчах с «Атлетико» (хотя самое чудесное спасение совершил Рыбус после удара Карраско головой в упор), спас в конце игры с «Зальцбургом», а простейшая статистика кажется кошмаром даже на фоне всех тактических ходов Николича и соперников под него. 

Соперники «Локомотива» в среднем наносят 17 ударов за матч – больше бьют только по воротам «Краснодара» (20,3, даже у «Ференцвароша» – 16). Очень важен контекст этих ударов – по качеству допущенных моментов «Локо» лучше и «Зальцбурга», и «Баварии» (худшая команда группы, 27-е место в Лиге чемпионов). Достаточно дисциплинированная игра в обороне в целом накладывается на качественные действия Гильерме.

У «Локомотива» есть и третий (второй – среди игроков) герой – Даниил Куликов. Мы уже отмечали его очень уверенную игру на мяче даже под давлением (вероятно, лучшие примеры – матч с «Зальцбургом» и домашняя игра с «Атлетико», несмотря на обрез в первом тайме, потому что в том эпизоде полузащитник как раз не находился под прессингом), но поражает и объем оборонительных действий Куликова.

Понятно, что «Локомотив» очень много времени проводит мяча (предпоследнее место по владению, последнее у «Краснодара») – при корректировке показателей на владение Куликов не будет в топ-10. Без нее Куликов – четвертый в этой Лиге чемпионов по сумме отборов и перехватов при втором месте по попыткам обыгрышей соперников (отчасти – следствие стиля «Локо»).  

По прессинг-действиям (количество попыток давления на игрока с мячом или выполняющего передачу) Куликов – вообще второй в турнире после Энока Мвепу из «Зальцбурга» (98 против 119, третий – Рафаэль из «Лиона» с 95). Конечно, здесь тоже есть корреляция с игрой «Локо» без мяча – большую часть прессинг-действий (63) Куликов выполнил в своей трети поля. По этому показателю он – лидер Лиги чемпионов.

Возможно, сегодня на Куликова ляжет еще большая нагрузка – по информации «Чемпионата», Гжегож Крыховяк пропустит матч с «Зальцбургом» из-за коронавируса.

В таком случае место рядом с Куликовым займет Магкеев – хотя Николич снова может придумать что-то необычное.

телеграм-канал/твиттер Дорского

Фото: Gettyimages.ru/Adam Pretty, Oleg Nikishin / Stringer, Denis Doyle / Stringer; globallookpress.com/Daniel Felipe Kutepov/Global Look Press, Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency