7 мин.

Философия «Разбойников с большой дороги»

Говоря о тафгаях "Торонто", Конн Смайт как-то сказал: "Они бьют, чтобы сделать больно". Трудно найти более краткую и точную формулировку, чтобы описать хоккейных тафгаев.

Это не означает, что они выходят за рамки правил (хотя многие так делают) или хотят травмировать своих оппонентов (хотя некоторые к этому безусловно стремятся). Это значит, что если эти парни атакуют противника, то они хотят, чтобы ты тот почувствовал боль. Вот несколько портретов крутых ребят в хоккее, которые бьют, чтобы сделать больно.

Хоккеисты клуба "Филадельфия Флайерз" в середине семидесятых олицетворяли собой жесткость. Они дважды подряд становились обладателями Кубка Стэнли, играя в жесткий, а кто-то даже считает, что и жестокий хоккей. Они отобрали звание "самого большого и самого злого" клуба в мире у "Больших Злых Медведей", и матчи между этими командами больше походили на эпические битвы, как если бы чудовище Франкенштейна схватилось с Человеком-Волком (герой фильмов ужасов середины прошлого века), или Арнольд (Шварценеггер) подрался бы со злым терминатором из "Терминатора 2".

"Я не мог заснуть перед играми с "Медведями", - вспоминал Дэйв Шульц, главная ударная сила "Летчиков" того времени. – И в "Бостоне", и у нас все без исключения были крутыми, но все-таки у наших соперников четверо были абсолютно чокнутыми". То же самое другие говорили о "Филадельфии". "Они выглядели как так, словно легендарный Дракула вновь восстал из мертвых, наводя на окружающих не просто страх, но ужас", - вспоминает болельщик "Монреаля" описывая Шульца, Боба Келли и других членов банды "Разбойников с Броад Стрит".

Их называли так потому, что они и в самом деле были разбойниками. За исключением Филадельфии, где дождавшиеся чемпионства болельщики боготворили их, во всех остальных городах их ненавидели. "Флайерз" набрасывались на "Айлендерс", также как морские чайки ныряют за сардинами", - так описывал одну из игр с участием "Филадельфии" Ларри Меркант.

Иногда, впрочем, это выглядело не столь поэтично и больше напоминало гладиаторские поединки или бои профессиональных рестлеров. "Летчики" не желали биться с тобой один на один, - вспоминал Джерри Кораб по прозвищу "Кинг Конг", который не раз участвовал в потасовках с "Филадельфией". – Все девятнадцать человек кидались на одного".

"С этим надо что-то делать, - поддерживал тренер "Детройта" Джонни Уилсон. – Они позволяют жестокости стать частью игры. Против каждого из них уже заведены дела в суде. Постоянные задержки и тычки клюшкой – не самое срашное. Нельзя выигрывать хоккейные матчи и при этом вести себя как животное". 

А защитник "Рейнджерс" Брэд Парк добавляет: "Если это единственный путь к победе, то мне такая победа не нужна". Жесткий стиль "Филадельфии" был противоречивым, но очень эффективным. До такой степени, что многие команды стали копировать его, потому что: а) "Флайерз" выигрывали, и б) у них не было выбора. Приходилось либо иметь несколько головорезов у себя в команде, либо каждый вечер быть битыми.

Тем не менее, было бы неверно утверждать, что "Летчики" побеждали только за счет физического давления на противника. В их составе были талантливые игроки (к примеру, удивительный Бобби Кларк) и тренер, способный выжать из своих игроков максимум. "В моем распоряжении нет самых лучших игроков, - уверял Фрэд Шеро. – Но у меня есть лучшая на свете команда".

В особенности, когда на бой их вдохновляла песня Кейт Смит. "Система тренера Фрэда Шеро была проста: чем больше разрушений – тем лучше", - считает бывший арбитр НХЛ Брюс Худ. Бобб Тэйлор, запасной вратарь "Флайерз", соглашается с ним: "Фредди производил впечатление человека, с безобидным видом стоящего в стороне от драк и столкновений, которые происходили на льду, - говорит он. – Но на самом деле, он и был их главным зачинщиком. Это он противопоставлял Нас Им".

Вот несколько портретов "Разбойников" того времени. Кувалда "Предпочитаю драться, а не забрасывать шайбы, - сказал однажды Дэйв Шульц. – Забитый гол – это всего лишь секунда, а хорошая драка может длиться долго и есть возможность ею насладиться". За свою карьеру Кувалда успел принять участие в сотнях драк. При росте 185 сантиметров и весе 86 килограммов, Шульц был самым драчливым и самым скандальным игроком в самой драчливой и самой скандальной команде за всю историю хоккея. Вдобавок ко всему он был еще и высокомерным. "Я могу подраться с любым и сделать что угодно, - говорил он. – Но никто не вправе делать из нас дураков". Никто и не делал. А если бы кто-то попытался, то ему пришлось бы иметь дело с Шульцем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"Я скажу вам кое-что о Шульце, - говорил Денис Потвен. – У моей бабули удар значительно сильнее". Странно, что произнес эту фразу Потвен после драки, которую он Шульцу проиграл. Может быть, Кувалде стоит помериться силами с бабушкой Потвена?

Боб Келли по прозвищу Пес был партнером Шульца по "Разбойникам с Броад Стрит" и "самым опасным игроком из числа забивающих по 11 голов за сезон", по утверждению одного их своих товарищей по команде. Опасен он был по той же причине, что и Шульц – Келли был настоящим забиякой. Он "за сезон сбрасывал перчатки чаще, чем отправлял шайбу в ворота", по замечанию Д’Арси Джениша. Но как мудро замечал сам Келли, "ему платят не за забитые шайбы".

Комментатор матчей "Летчиков" Джин Харт сравнивал его с шариком в автомате для пинбола – он всегда сталкивался с кем-то. Силовик из "Бостона" Джон Венсик в течение сезона несколько раз скрещивал клюшки с Келли и, кажется, ему это нравилось. "Игра может быть смертельно скучной, - говорит Венсик. – Но когда на льду появляется Пес, скука сразу исчезает". Это действительно так. "Если у парня достаточно смелости, чтобы пытаться меня покалечить, - говорит сам Келли, – то я калечу его в ответ". Из-за своей повышенной склонности к кулачным боям Келли, как говорили, не слишком хорошо соображал.

Ну ладно… Да, он был тупой как картофелина. После очередной игры, Келли увидел какого-то человека сидящего возле его шкафчика. "Эй, старик, убирайся из моей раздевалки", - пролаял Боб. "Извините?", - вопросительно посмотрел на него пожилой человек. "Вали из раздевалки!", - повторил Келли. Старик, который был губернатором штата Пенсильвания Милтоном Шаппом, поспешил ретироваться. 

Про Келли даже ходила шутка: Вопрос: "Что общего между средней школой и Залом Хоккейной Славы?" Ответ: "Боба Келли не примут ни в одно из этих заведений!" Может быть, и нет, но те парни, которые были поумнее Келли, предпочитали не встречаться с ним в кулачном бою.

Андре Дюпон по прозвищу Лось был еще одним тафгаем "Филадельфии" (что-то многовато, не находите?) и частенько испытывал проблемы с английским. Он называл товарища по команде Бобби Тейлора "поваром" и все вокруг думали, потому что тот хорошо готовит. Отнюдь, издавна повелось, что немногочисленные в НХЛ потомки коренных жителей Америки, непременно получали среди партнеров по команде стандартное прозвище Вождь. В английском языке слова "вождь" (Chief) и "повар" (Chef) звучат практически одинаково. Во всяком случае, в исполнении Дюпона.

В другой раз Лось назвал игрока "Торонто" Борье Сальминга "Швейцарским сыром". Когда ему заметили, что Сальминг не швейцарец, а швед, Дюпон только отмахнулся: "Какая разница! – и продолжил. - Эй, Швейцарский сыр! Швейцарский сыр!". Самого же Дюпона называли Лосем вовсе не за красивые глаза. Он был большой и злой. Однажды на раскатке перед тренировкой Лось применил силовой прием против игрока, который только-только перешел в "Филадельфию" из "Ванкувера". Когда товарищи по команде спросили Дюпона, зачем он уложил новичка на лед, тот ответил: "Я просто хотел показать ему, что он больше не среди тех педиков из "Ванкувера".

После возвращения с выездной игры против "Кэнакс" Лось выразил чувства всех товарищей по команде, а также изложил основы философии "Разбойников с Броад Стрит": "Отличная поездка. Мы не попали в тюрягу. Мы отделали этих цыплят. Мы забили десять голов. Мы победили. Теперь Лось может спокойно выпить пива".

Перевод Алексей Майоров. Источник www.axebet.com