13 мин.

Ответный Ходжсон

Через месяц после расставания с Рафаэлем Бенитесом «Ливерпуль» все-таки обрел нового тренера – Роя Ходжсона. Дмитрий Долгих в блоге на Sports.ru пробует разобраться в логике этого решения и мотивах сторон, оценить общее состояние клуба и предсказать судьбу Джеррарда, Торреса и Маскерано.

Не пахнущая дурно исключительно потому, что уже давно не пахнет никак, аналогия с браком по расчету (немолодых людей) да попсово-приставучее «как будто у него нет других причин, а у нее уже нет других мужчин» то ли в тему, то ли нет вертятся в голове после назначения Ходжсона и намекают, что тут уж лучше обойтись вовсе без аналогий. Поэтому вовсе без аналогий имеет смысл попытаться ответить, конкретно и обстоятельно, на главные вопросы о том, в каком состоянии встретил «Ливерпуль» июль 2010 и что его ждет в ближайшее время.

Список действующих лиц, или Кто есть кто и зачем в нынешнем «Ливерпуле»

Том Хикс и Джордж Джиллетт – американские совладельцы клуба, официально выставившие его на продажу; уходят давно, но не могут уйти; злые духи местного фольклора; изредка разговаривают друг с другом.

Рафаэль Бенитес – бывший тренер «Ливерпуля», в начале июня покинувший клуб с компенсацией в £6m; уходил давно, но все же ушел; пожалуй, одна из самых противоречивых фигур в истории мерсисайдцев.

Мартин Бротон – «независимый президент» клуба, назначенный в апреле 2010 по согласованию с The Royal Bank of Scotland, главным кредитором «Ливерпуля», для того, чтобы помочь уйти Хиксу и Джиллетту; президент British Airways; болельщик «Челси».

Кристиан Перслоу – управляющий клуба; человек, имеющий честь быть обвиненным Рафаэлем Бенитесом в его уходе; наследник Рика Пэрри, такой возможности так и не дождавшегося; возглавил поиски нового тренера.

Рой Ходжсон – результат поисков Перслоу; 62-летний тренер с 34-летней тренерской практикой, поработал с 12-ю клубами и тремя национальными сборными; герой «Фулхэма» и Скандинавии, лучший тренер 2010 года по версии LMA – ассоциации тренеров английских профессиональных клубов.

Кенни Далглиш – местный идол и всебританская легенда; с июля 2009-го посол клуба и человек, приглядывающий за академией; должен был помогать Перслоу в поисках Ходжсона, но неожиданно решил переписать сценарий под себя и поставил всех в неловкое положение.

Дэвид Мурс – предыдущий владелец «Ливерпуля», который в феврале 2007-го продал клуб американцам и недавно об этом громко пожалел; наиболее дипломатичный вариант серии «сам дурак» был ему ответом.

Иан Эйр – коммерческий директор «Ливерпуля», большой роли в пьесе пока вроде бы не играющий.

Каково реальное положение «Ливерпуля» на данный момент?

«Возможно, клуб находится в худшем положении за последние 50 с лишним лет и располагает составом, который слабее того, что 6 лет назад достался Бенитесу от Жерара Улье», – радикально настроен Алан Хансен, легенда «Ливерпуля» и видный британский эксперт. «Не лучшее», – универсальный обезличенный ответ.

А если конкретно, то долги клуба по последним замерам достигли отметки в £350m (у друзей из «Юнайтед», конечно, гораздо больше, но это один из немногих положительных моментов в этой отрицательной сумме). Большая часть из них – долги кредиторам, Royal Bank of Scotland и Wachovia, на деньги которых «Ливерпуль» был частично куплен американцами. История с рефинансированием долга каждый год находит момент, чтобы выйти на первый план и попугать фанов из числа неокрепших жуткими экономическими терминами, но каждый год все для Хикса с Джиллеттом заканчивается хорошо – очередной отсрочкой и очередным пополнением долга.

Последнее соглашение с RBS, впрочем, получилось жестким – в обмен на очередную полугодовую отсрочку выплаты долгов банк настоял на назначении Бротона и обязал Хикса с Джиллеттом выставить клуб на продажу. Правда, если поначалу (дело было в апреле) Бротон вел речь о продаже в течение пары месяцев, то сейчас приблизительная оценка срока звучит как «до конца календарного года, но вряд ли уже летом», а Том Хикс в одном из интервью обронил нечто неосторожное про два года.

Вся проблема в том, что американцы требуют за свое беспокойное сокровище сумму от £600m, при этом новому владельцу придется сразу вложиться в строительство нового стадиона, на которое у Хикса с Джиллеттом так и не хватило финансового запала, разбираться с долгами и, возможно, перестраивать состав. Понятное дело, что далеко не каждый арабский шейх на такое сразу согласится, но есть надежда, что бренд великого клуба и его долгосрочная финансовая привлекательность сделают свое дело.

Краткосрочная финансовая привлекательность тем временем никакой привлекательностью не является. Неучастие в следующей Лиге чемпионов, по разным оценкам, будет стоить клубу около £25m, £8.5m уже потрачены на компенсации Бенитесу и Ходжсону, около £15m обещаны новому тренеру на трансферы. Помимо спонсорских денег (в их привлечении американцы действительно преуспели по сравнению с временами Мурса), потенциальные источники дополнительного дохода – поднятые на 7% цены на сезонные абонементы и продажа игроков.

Почему в этих условиях сделана ставка на Ходжсона?

Если и есть еще у руководства «Ливерпуля» доступная всем логика, то почти вся она поместилась в назначение Ходжсона. Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах финансовых и спортивных аргументов для привлечения топ-тренера у Хикса с Джиллеттом и Перслоу быть не могло, не говоря уж о том, что найти топ-тренера – сама по себе задача непростая. Бывший рулевой «Фулхэма» – практически идеальный экономичный вариант. Приемлемая зарплата (по оценкам, около £3m в год), скромные трансферные запросы (Ходжсон не потребует Вилью с Сильвой – максимум, деликатно попросит Хангеланда), огромный опыт, исчерпывающее знание английских футбольных реалий, последние успехи, свидетельствующие о неутраченных тонусе и ясности мысли, умение навести порядок, разобраться с тем, что есть, и привнести то, чего нет, а также сосредоточиться исключительно на своей работе и не лезть в политику – «Ливерпулю» почти гарантировано, что его падение не продолжится, уровень команды как минимум зафиксируется, а распрей станет меньше.

Не все, впрочем, исключительно гладко – у Ходжсона целый набор рисков, а устранение далеко не всех опасностей зависит исключительно от него.

В чем мотивация Ходжсона и с какими проблемами он столкнется?

С мотивацией все понятно – далеко не каждый решился бы так просто расстаться на старости лет с по-дачному уютным «Фулхэмом» и далеко не каждый, хорошо подумав, этого бы в итоге не сделал ради «Ливерпуля». Ходжсону не привыкать менять место работы, 2.5 года в «Фулхэме» – практически предельный в его практике случай (дольше он тренировал только сборную Швейцарии да «Мальме» с «Хальмстадом», и то очень давно). 62-летний тренер неожиданно оказался на пике популярности, хотя еще пару лет назад его назначение в «Фулхэм» удивляло многих и порождало законные сомнения. Поработать с топ-клубом, пусть и оказавшимся в сложном положении, на закате карьеры – соблазн, с которым могла конкурировать только перспектива возглавить сборную Англии. Там, впрочем, перспектива пока туманная, и рассудительный Ходжсон вполне логично предпочел не ждать.

Проблем у первого за бог знает сколько лет англичанина на посту тренера английского топ-клуба, впрочем, хватает. Первая – психологическая. Болельщики «красных» в лучшем случае настороженно отнеслись к его кандидатуре – во всех репрезентативных опросах фанатских пожеланий (и большей части нерепрезентативных) с большим отрывом лидировал Кенни Далглиш. Мешать Рою, быть может, и не будут, но и помогать ему справиться с давлением и ответственностью фаны не собираются.

Второй вопрос – практический. Обладает ли Ходжсон достаточным авторитетом, чтобы сначала уговорить главных мерсисайдских звезд остаться, а потом успешно с ними работать. С одной стороны, более уважаемого тренера в Британии еще надо поискать, а с другой, из больших клубов англичанин работал разве что с «Интером», да и то давно, да и то когда миланцы не были перенаселены суперзвездами. Не стал ли приход Роя символом сниженных амбиций для Торреса, Маскерано, Джеррарда, наконец? Ясно, что не узнаешь, пока не проверишь, но риск такой велик и поделать с ним Ходжсон ничего не может.

Кто еще претендовал на пост тренера «Ливерпуля»?

Помимо людей из первоначального списка, в последний месяц был зафиксирован интерес «красных» к Дидье Дешаму, возглавляющему «Марсель», Франку Райкарду, рулящему «Галатасараем», да Мануэлю Пеллегрини, уволенному понятно откуда. Тем не менее основным кандидатом как был, так и остался Ходжсон, а его перспективы смогли серьезно поколебать лишь Кенни Далглиш да неуверенная игра англичан на чемпионате мира.

Какова роль Далглиша и не было ли разумнее назначить его?

Одной неловкостью больше, одной меньше – казалось, сотканному из противоречий и внутренних конфликтов «Ливерпулю» еще одно недоразумение никак не помешает. Вот только одно дело, когда холодная война ведется между членами совета директоров или совладельцами, до которой, в общем-то, дела никому и нет, а другое – когда в этом участвует Кенни Далглиш. Великий шотландец стоит вне всяких списков, а одно его слово на «Энфилде» весит больше многочасовой, хоть хоровой речи Хикса, Джиллетта, Перслоу и Бротона, построенной по любым правилам ораторского искусства.

Самовыдвижение Далглиша, которое фактически означало, что он против назначения любого кандидата из составленного при его же участии перечня, серьезно испортило фон для избранника руководства. Ходжсона все равно бы встретили сдержанно, а когда дело повернулось таким образом, что из-за него клуб мог снова покинуть огорченный Далглиш, обстановка стала почти враждебной. По последним данным, впрочем, велика вероятность, что Король Кенни в клубе останется. Но в любом случае, от его мнения настроения фанов теперь зависят еще больше.

Отдельный вопрос, не было ли разумно на переходный период, до продажи клуба, таки назначить тренером Далглиша. Решение оказалось бы сверхпопулярным, а ажиотаж в «красной» части «Ливерпуля» наверняка был бы сравним с тем, что пережил Ньюкасл во времена второго пришествия Кевина Кигана. Вот только о том, как сказалась на Далглише длительная пауза, насколько актуальны в современном футболе его методы и нашел бы он общий язык с небританскими звездами, мы ничего не знаем и так, верно, и не узнаем. Было бы интересно проникнуть в эту тайну поглубже, но только если бы возвращение Короля состоялось. Небольшой шанс на погружение, впрочем, еще есть – если вдруг у Ходжсона совсем не пойдет. А пока кого-то может порадовать, что владельцы «Ливерпуля» не пошли по пути наименьшего сопротивления и избежали соблазна пуститься в свой последний на «Энфилде» путь по дороге, одно из разветвлений которой ведет в популистический тупик.

Уйдут ли Джеррард, Торрес, Маскерано и другие?

Уже ушел Фабио Аурелио, с которым решили не продлевать контракт, но его история, конечно, не из этой пьесы. Практически ушел Йосси Бенаюн, чей трансфер в £5m в «Челси» давно считается делом решенным. Не вполне понятно будущее Альберта Риеры и Райана Бабела, у которых при Бенитесе особенных шансов бы не было, а Ходжсону они еще вполне могут пригодиться. Дирк Кюйт дал неопределенный комментарий, но его приличные слухи пока обходят стороной. Однако главное, что интересует всех, – судьба трех (из четырех, Рейна вроде как точно остается) главных звезд «красных».

Логически рассуждая, довольно сложно найти аргументы в пользу того, что на «Энфилде» непременно должен остаться Хавьер Маскерано. Аргентинец уже давно говорил (ну или якобы говорил) о том, что его семье в Англии не очень комфортно, от недостатка внимания других клубов он никогда не страдал, а тут еще недавно признался, что учит итальянский. Если окажется правдой, что кто-то из европейских грандов готов заплатить за опорника сумму в районе £30m, причин у такого трансфера не свершиться почти не останется. При всем уважении к роли Хавьера в игре «Ливерпуля», клуб в нынешнем финансовом состоянии вряд ли откажется его продать за такие деньги. Правда, Массимо Моратти недавно расценил вероятность воссоединения Маскерано с Бенитесом в «Интере» как невысокую, ну да пока не осень. И пока еще есть «Барселона», например.

С Фернандо Торресом сложнее. Продавать его прямо сейчас с экономической точки зрения не слишком выгодно – испанец провел не лучший сезон, много травмировался и ныне не блещет в ЮАР. «Ливерпуль», по авторитетным данным (The Times, например), просит за него более £60m и не так просто представить, что найдется много желающих столько заплатить при такой конъюнктуре. При этом не все имеющие такую возможность способны заинтересовать самого Торреса («Ман Сити», например). Так что, скорее всего, «красным» либо придется значительно снизить цену и основательно продешевить, либо все же уговорить Фернандо остаться. Без него «Ливерпуль» вообще останется без форвардов, а Ходжсон – не Бенитес, ему нужен не один, а как минимум четыре нападающих.

Наконец, Стивен Джеррард. Предложение «Реала» вполне реально, но оно не заоблачно (по тем же данным, в районе £20m). Многое в этом смущает. Во-первых, ощущение, что мадридцы интересуются хавбеком до кучи, а покупать гордость Ливерпуля до кучи – это как-то слишком даже для Флорентино Переса. Во-вторых, для Стиви Джи, в отличие от Торреса, Маскерано и всех остальных, кроме Каррагера, «Ливерпуль», мягко говоря, не очередной клуб в карьере. Решиться уйти из него – шаг резкий и отчаянный, для того нужны особые мотивы. Об этом всегда трудно (и чаще всего не нужно) догадываться, но почему-то есть чувство, что после чемпионата мира, который в очередной раз принес Джеррарду довольно печальный опыт взаимодействия с большим числом других равновеликих звезд, желание покинуть родную команду у него не должно быть запредельным. Здесь его ценят больше всех, любят больше всех и здесь на него больше всех надеются. И если в остальных случаях дело, вернее всего, решит экономика, то тут угадываются лирические мотивы. А может, просто не всем хватает фантазии представить Стиви Джи в другой клубной футболке.

Каковы трансферные цели Ходжсона?

Бывший тренер «Фулхэма» на «Энфилде», конечно, унаследовал далеко не пепелище, но команду, которую назвать сбалансированной и полностью укомплектованной язык, живущий в разумной голове, повернется едва ли. Даже если оставить пока в покое Маскерано, Торреса и Джеррарда, «Ливерпулю» совершенно точно не хватает минимум двух форвардов, центрального хавбека и пары крайних защитников. На левом фланге обороны молодой Инсуа, проведший далеко не однозначный сезон, вообще остался один, а справа Глена Джонсона страхуют только молодежь, Джейми Каррагер и сам Филипп Деген.

Судя по всему, не прочь Ходжсон укрепить и центр обороны, сделав первым номером своего списка пожеланий Бреде Хангеланда. Вовсю начали говорить и о возвращении на «Энфилд» Дэнни Мерфи. Это было бы лирично, но пока как-то не кажется шагом непременно в верном направлении.

Йосси Бенаюну замена тем временем давно готова – серб Милан Йованович в «Ливерпуль» таки перейдет. Вряд ли это обстоятельство сильно порадует Бабела с Риерой, «Ливерпуль» вряд ли порадует показанное Йовановичем на чемпионате мира.

Так или иначе, многое действительно сводится к тому, удастся ли сохранить лидеров. При этом можно с уверенностью предположить, что в случае их потери заменить ушедших эквивалентными по статусу игроками удастся вряд ли. Дело даже не в деньгах (хотя и не факт, что все вырученные от потенциальной продажи средства Ходжсон сможет пустить на приобретения), а в том, что заманить звезду на «Энфилд» теперь гораздо сложнее. Без Лиги чемпионов и с не совсем понятными границами переходного периода, пожалуй, не многим проще, чем на «Истлэндс».

Параллельно, если кто-то уверен, что Ходжсон, в отличие от Бенитеса, решится сразу ввести в основной состав пару молодых игроков из системы клубы, то его может постичь разочарование. Во всяком случае, тренер юношеской команды Родолфо Боррелл недавно оценил состояние академии как неудовлетворительное, сроки на ее совершенствование – некороткими, а перспективы его воспитанников пробиться в основу – нечеткими. «У команды до 18 лет нет центрфорварда, нет баланса, нет тактической подготовки, нет понимания игры. Мы исправляем ситуацию, но это не быстро», – признался в интервью ВВС тренер, который в свое время работал в «Барселоне» с Месси и Фабрегасом.

В общем, о молодых, равно как и о взрослых, Месси с Фабрегасом «Ливерпулю» пока остается только мечтать. Есть, однако, надежда, что уже к концу лета появятся хоть как-нибудь пахнущие «красные» аналогии, а в голове будет вертеться что-то из репертуара посолиднее.