6 мин.

21-летний капитан, или Пианино для Фабрегаса

В понедельник новым капитаном «Арсенала» стал Сеск Фабрегас. У Арсена Венгера, по сути, не было другого выбора, однако шаг, кажущийся вынужденным, способен принести много пользы. Впоследствии его вообще могут признать переломным и символическим. Сейчас он выглядит как минимум логичным.

11 побед, 3 ничьи, 0 поражений, 31-11 разница мячей, 36 очков и 1-е место в таблице премьер-лиги – прошлогодние показатели «Арсенала» после 14-ти матчей. 7 побед, 2 ничьи, 5 поражений, 25-18 разница, 23 очка и 5-е место – результат нынешний. А теперь так. Сеск Фабрегас к концу осени-2007 во всех турнирах забил 11 голов (6 в премьер-лиге) и отдал 9 результативных передач (7 в премьер-лиге). Аналогичные показатели в этом сезоне – 1 гол (он же – в премьер-лиге) и 5 передач (2 в премьер-лиге). В обоих случаях контраст впечатляющий.

Конечно, неправильно ставить первое в полную зависимость от второго, а второе – от первого. У «Арсенала» хватает проблем помимо Фабрегаса (травмы и проч. – об этом говорится весь сезон), а у Фабрегаса хватает проблем помимо «Арсенала». Связь, однако ж, прямая и очевидная. Как и спад в игре испанца.

Причин у этого спада много и почти все из них тоже на поверхности. Ян Холлоувей как-то вопрошал, что будет делать пианист на сцене, если пианино ему туда никто не принесет. Фабрегас – хавбек очень современный, работоспособный и не гордый, инструмент себе может вынести и сам. Вопрос только в том, останется ли у него после этого силы и вдохновение на нем сыграть – так, как раньше. А раньше – это при Фламини. Или раннем Жилберту.

На данный момент центрального полузащитника, способного в полной мере раскрыть творческие способности Сеска, в «Арсенале» не видно. Смысл не в том, чтобы полностью освободить испанца от черновой работы – этого и не будет, и не надо, – а в том, чтобы ему успешно ассистировать. Еще лучше – дополнять. Отрабатывать в обороне, помогая не самым надежным защитникам, уметь самостоятельно создать что-нибудь впереди, представляя собой альтернативный источник опасности и объект внимания для игроков соперника, наладить тонкое взаимопонимание с Фабрегасом (настроить при необходимости ему пианино). Фламини блестяще справлялся с этой ролью. Денилсон – только иногда (пока или в принципе). Бразилец, кажется, вообще не очень озабочен проблемами пианино – играет на своем саксофоне, сам его носит в футляре, иногда попадает в тон командному оркестру, иногда нет, иногда просто приносит пустой футляр. Отличные матчи с «Ньюкаслом», «Блэкберном» и «Болтоном», второй тайм с «Эвертоном», отчасти поединок с «МЮ» (попадание в такт командной игры и результативные действия) – и провалы с «Фулхэмом», «Стоком», «Астон Виллой», «Ман Сити» (выпадение из этого такта, постоянные потери, обрезы и проч.).

Что до других партнеров Сеска по центру поля, то все они производят здесь впечатление людей временных. Сонг с Эбуэ, кажется, вообще не признают иных инструментов, кроме своих африканских барабанов (без них, может, и нельзя, но сместить их лучше куда-нибудь в фон – еще не хватало, чтобы в такой команде как «Арсенал» барабаны выполняли роль скрипок), а Диаби в основном пока ставят подыгрывать другим.

Естественно, отсутствие достойного партнера не объясняет полностью проблем Фабрегаса. Наверняка важную роль играет психология. Здесь, правда, придется уйти из области очевидного в область догадок и предположений. Вряд ли на состояние Сеска положительным образом повлиял уход Фламини и Глеба, приятелей (или даже друзей) испанца. Очень может быть, что недавняя победа на Евро повлекла за собой некую эмоциональную выхолощенность (и уж точно чемпионат сбил привычный цикл подготовки к клубному сезону). А если углубиться в домыслы и фантазии, можно наверное задуматься о том, как повлиял на Фабрегаса тот факт, что в триумфе этом он сыграл не решающую роль, не ту, которую мог бы и на которую, возможно, рассчитывал. Тут, впрочем, уже придется лезть не в голову, а в душу человека – занятие, почти всегда неблагодарное. Категоричных заключений по его итогам сделать точно не удастся, можно только попытаться понять. Чтобы общая картина стала чуть яснее – или наоборот, менее однозначной, с добавлением полутонов и недосказанности.

Так или иначе, эмоционально и в игровом смысле Фабрегас не тот, что год назад. Это обстоятельство моментально размножило слухи о его будущем. Нет, разговоры о возможном переходе испанца в (другой) топ-клуб ходят давно и по вполне устоявшемуся циклу. А тут пошли домыслы о том, что он сам этого хочет.

И вот в этих условиях капитанская повязка оказалась как нельзя кстати. Те, кто верит в судьбу, могут подумать, что именно она тут и вмешалась – свела с ума Галласа (на непродолжительное, будем надеяться, время) и не оставила Венгеру иного выбора – без столь веского повода избегающий острых углов француз вряд ли пошел бы на столь радикальный шаг. Впрочем, знамением ли назовут эту ситуацию потом, наоборот скажут что-то вроде «черт дернул» или вовсе обойдутся без патетики, узнаем, конечно, не сейчас, а значительно позже. Пока же можно зафиксировать появление у болельщиков «канониров» новых надежд, а сам факт передачи капитанства Фабрегасу признать символическим.

Сеск Фабрегас ведь и вправду символ нынешнего «Арсенала» и его подхода, который давно не страшно назвать философией. Найденный «канонирами» в 16 лет в системе «Барселоны», испанец повзрослел и стал звездой в Лондоне, минуя несколько промежуточных этапов и получив в столь юном возрасте возможность играть на таком уровне. Доверие к юным талантам, умение их раскрыть, создать для них комфортные условия и вывести во взрослый футбол – то, благодаря чему сегодняшний «Арсенал» и Арсен Венгер лично непременно войдут в историю, даже если не завоюют больше ни одного трофея.

Потому и логично, что капитаном такой команды стал 21-летний человек. Галлас, говоря по правде, мало чего в «Арсенале» символизировал. Лишь возраст да несомненный класс позволили ему занять эту должность – отражением философии клуба и полноценным продуктом его системы он не был и быть не мог. Фабрегас – есть и может.

Ничего странного в том, что клуб, делающий такую ставку на молодежь, избрал капитаном 21-летнего игрока, нет. Это такой подход. Да, такое сложно представить, например, в «Челси», прошлом клубе Галласа. Но и Венгеру наверняка сложно представить многое из того, что происходит в «Челси». Думается, что кошмарный сон, в котором его молодого защитника приглашают в главную сборную Англии при том, что в клубе своем этот самый защитник не получил еще и полшанса, способен мучить Арсена не один день. Чей подход лучше – вопрос философский, бесконечный и неправильный. Факт в том, что ничего поразительного в возрасте нового капитана «канониров» нет.

Венгер не раз говорил, и в последние дни снова подчеркнул, что в его команде не должно быть одного лидера – хоть в игровом, хоть в любом другом смысле. «Арсенал» – многополярная система, в идеальном исполнении которой на поле 11 лидеров, а в раздевалке все проблемы решаются сообща. Футбольный вариант социалистической утопии или рациональный подход, устойчивый к потере любых звезд – снова вопрос другой (скорее всего, не то и не совсем другое). Но и в этой системе Фабрегас – органичный капитан. Он и в излишнем эгоизме пока замечен не был, и одиозной (скандальной) фигурой его не назовешь, и харизма у него никуда не перевешивает.

Капитанская повязка способна вдохновить Фабрегаса, выправить его сезон, отвлечь от мыслей об уходе (если таковые действительно были). Если бы речь шла о чем-то более машинообразном, чем «Арсенал», можно было сказать, что она должна дать ему новый импульс. В лучшем для фанов «канониров» случае вслед за Сеском этот самый импульс получит и вся команда. Так или иначе, она получила значительную встряску и, как сейчас кажется, восстановила внутреннюю органику (или хотя бы отыскала путь, как это со временем сделать).

Первый реальный тест – уже в воскресенье, когда «Арсенал» идет в гости к «Челси». На все вопросы этот матч не ответит и все акценты не расставит, но именно с него может начаться подъем «канониров». Более подходящий момент для отправной точки придумать сложно. Если же никакого подъема и сейчас не случится, снова придут в голову мысли о том, что без капитального ремонта эта машина уже не поедет. Впрочем, мы уже договорились, что «машина» – это не про «Арсенал». Лучше так: если же никакого подъема и сейчас не случится, снова придут в голову мысли о том, что это пианино уже не зазвучит как раньше...