8 мин.

Грядущий Гарлем

Все двадцать клубов английской премьер-лиги согласились рассмотреть и обсудить в ближайшие месяцы революционную идею о проведении с сезона-2010/11 дополнительного 39-го тура чемпионата – за пределами Великобритании. Всего через день после годовщины мюнхенской трагедии план, имеющий под собой прежде всего коммерческую основу, вызвал в Англии крайне неоднозначную реакцию. Мысли и аргументы в поддержку изменений, против них, а также просто эмоции и рассуждения на тему – в прямой речи непосредственных участников процесса. И не только.

За

«Я думаю, что для этой идеи пришло время. У нее восхитительные перспективы. Это дополнительная игра, ее ни у кого не отберут, и задействованы будут все 20 клубов, что очень важно. Все 20 клубов получат выгоду, в этом все едины. Мы не можем стоять на месте, и если мы сами этого не сделаем, за нас это сделает кто-то другой, в футболе или другом виде спорта. Глобализация – вызов для спорта, потому что весь мир интересует лучшее в спорте, независимо от того, где это происходит. Сейчас в нашей лиге абсолютная симметрия (по два мачта каждого клуба с каждым, дома и в гостях), но это не означает, что это совершенная система. Есть множество вещей, которые мы постараемся сделать как можно более справедливыми. Изменения не угрожают чистоте соревнования. Мы верим, что «международный тур» сделает премьер-лигу еще более сильным соревнованием», – исполнительный директор премьер-лиги Ричард Скадемор старается казаться убедительным.

«Я думаю, что это здорово. Изменения иногда полезны. Понятно, что многое зависит от того, с кем придется играть в дополнительной игре. Скадемор выступал вчера и, я считаю, говорил просто замечательно. С глобальной точки зрения это безусловный прогресс, и я думаю, что мы должны стараться относиться к этому позитивно», – сам Рой Кин проникся словами Скадемора. Последнему есть чем гордиться.

«Я не против этой идеи. Клубы имеют фанатскую сеть по всему миру, и я не думаю, что предсезонного тура уже достаточно. Эти болельщики хотят видеть настоящий соревновательный футбол. В данный момент только 10% наших фанов имеют к доступ к нашим матчам, а 90% такой возможности лишены», – Арсен Венгер всегда мыслил масштабно, глобальными идеями его не напугать. Еще б это все устроить вместо товарищеских матчей сборных...

«Это хорошо, это прогрессивно. Мы сейчас главная лига в мире, и я слышал, что нас смотрят в 200 странах. Я знаю, есть некоторые проблемы, но идея проведения наших внутренних игр по всему миру очень хороша», – Стив Коппелл, как обычно, отстраненно-рассудителен.

«Я считаю, это великолепно. Думаю, тут не будет больших проблем, а преимущества намного перевесят недостатки», – Гари Мегсон верит в светлое будущее. Видимо, надеется, что эта идея коснется и «Болтона».

«Я думаю, это будет здорово для премьер-лиги. Всего одна игра, которая даст возможность, особенно для маленьких клубов, продвигать свой бренд в мире. Мне кажется, это замечательно», – совладелец «Бирмингема» Дэвид Голд того и гляди по такому случаю откажется продавать свой клуб.

Против

«Неужто сегодня апрельский День дураков?! Я не представляю, чтоб такое могло случиться. Не думаю, что этот план реален», – Гарет Саутгейт впервые в сезоне попал в заголовки ведущих изданий.

«Я не знаю, зачем премьер-лига решила все запутать. Это не идеальный план, не так ли? А что будет, если вы получите в соперники «Манчестер Юнайтед» или «Арсенал» – это будет просто несправедливо. Если честно, я удивлюсь, если все закончится одной игрой в сезоне. Вот увидите, со временем две, три, а то и больше игр будет проводиться за границей, и мне это не нравится. Это все для того, чтобы делать деньги. Зачем еще все эти люди покупают футбольные клубы? Только не говорите мне, что американцы пришли не из-за денег. В конце концов мы будем один матч проводить в Англии, а остальные – по всему миру. Почти как «Гарлем Глобетроттерс», – Харри Реднапп разошелся всерьез. А вот «Болтону» про «Глобетроттерс» наверняка бы понравилось...

«Это странная и комичная идея. Я смеялся, поскольку это никогда не будет принято ФИФА, болельщиками и национальными федерациями. Это нонсенс. Это как если бы я, президент УЕФА, перенес бы резиденцию УЕФА в Китай. Скоро у вас в Англии не останется английских владельцев, у вас уже нет английских тренеров и, возможно, у вас не будет клубов, играющих в Англии. Шутка», – Мишель Платини веселится. Кажется, издеваться над этой идеей получается куда лучше.

«Это абсолютное неуважение к великим традициям английской игры и к футбольным болельщикам в целом», – сопредседатель федерации футбольных болельщиков Малкольм Кларк абсолютно серьезен. И безапелляционен.

Уклонившиеся

«Меня разочаровало больше всего то, что Дэвид Гилл позвонил мне и сказал: «Держи все в секрете, мы будем это обсуждать», однако утром все это появилось в газетах. Они там не могут держать язык за зубами. Если они собираются делать что-то подобное, надо сначала посоветоваться с тренерами и игроками, а потом уже придавать это огласке. Эти решения должны обсуждаться внутри клубов, и до того, как я поговорю с Дэвидом Гиллом снова, я больше ничего не скажу по этому поводу», – сэр Алекс Фергюсон явно не любит, когда с ним не советуются.

«Я думаю, что это интересная идея. Все любят премьер-лигу, по всему миру. Я должен подумать об этом. С одной стороны, я считаю, что матчи премьер-лиги должны играться в Англии, а с другой, столько людей в мире любят ее. Я могу понять, почему люди сомневаются, но многие и очень рады этой идее. Я уверен, что если премьер-лига решит проводить эти матчи, они устроят все так, что это не будет большой проблемой, и хорошо подумают над этим. Это будет нелегко. Мы должны подумать о том, будет ли это хорошо в долгосрочной перспективе или нет», – Авраам Грант, образец сдержанности и дипломатичности.

«В принципе, это неплохая идея – получить больше денег для клубов, – но с другой стороны, люди скажут, что клубы и так уже зарабатывают достаточно. Я думаю, наша команда получила £50m в прошлом году, сколько же еще надо? Это то, что скажут болельщики, потому что они имеют сезонные абонементы и хотят видеть каждую игру», – голкипер «Рединга» Маркус Ханеманн представляет себя на месте фанов. Как и все остальное, это у него получается весьма неплохо.

«С точки зрения игроков это обескураживающе. Будет очень тяжело физически, если мы облетим полмира, а потом сразу начнем играть дома», – хавбек «Дерби» Робби Сэвидж, в отличие от Ханеманна, думает прежде всего о коллегах. Вряд ли о себе.

Резюме

У рассматриваемого вопроса есть, пожалуй, два аспекта. С одной стороны, любая инновационная идея поначалу вызывает споры, это вполне естественно. Потому первая эмоциональная реакция специалистов и особенно болельщиков наверное не показательна – отражает скорее темперамент людей и их взгляды на жизнь, чем собственно отношение к проблеме. Некоторые любят периодически что-то менять, другие наоборот дорожат своими привычками, кто-то оптимистичен, а иные в любых переменах видят зло. Вопрос с введением «интернационального тура» с этой точки зрения сейчас скорее философский – несмотря на наличие конкретных деталей, в точности представить себе, как это все будет выглядеть, довольно сложно. Потому каждый фантазирует не исходя из фактов и впечатлений, а лишь в соответствии со своими убеждениями. А об убеждениях спорить довольно бессмысленно и не очень интересно.

Интереснее задуматься о другом. Очевидно, что тенденция коммерциализации премьер-лиги (и спорта вообще, но сейчас не об этом) проявляется все более отчетливо. Бурными темпами растут рекламные и телевизионные контракты, клубы меняют владельцев, получают все большие доходы, строят новые стадионы, увеличивают зарплаты игроков и их трансферную стоимость. Эта система выстраивается по вполне прозрачным экономическим законам, а значит, по идее, является саморегулирующейся. Потому поводов для каких-то эксклюзивных страхов того, что она рано или поздно рухнет, вроде бы быть не должно. Однако ж страхи такие почему-то есть.

Есть они потому, что футбол – это не только экономика. Это не фондовый рынок, люди (болельщики) приходят сюда не зарабатывать, а тратить, и не столько деньги, сколько эмоции, не рациональное, а иррациональное. Следовательно, процесс этот не может регламентироваться и описываться сплошь экономическими законами и терминами, в нем есть что-то еще. А есть в нем еще собственно футбол – в узком смысле, как игра, а не как индустрия. Соотношение собственно футбола и экономики в футболе – штука плавающая, постоянно меняющаяся. Введение дополнительного коммерческого тура (на 90% это, если говорить прямо, коммерческая идея, а не миссионерская) – попытка это соотношение резко изменить, быть может, даже перераспределить ценности. Эволюционное движение в этом направлении идет давно (пожалуй, с момента, когда футбол начал становиться профессиональным), но пока оно было плавным, его особенно не замечали.

Предельно упрощая, страхи означенного перераспределения можно описать примерно так: если раньше экономика (экономическая составляющая футбола) была для футбола (как игры), то теперь будет футбол для экономики.

Вся сложность в том, что у системы «футбол-экономика» пока нет четких совместных законов: у игры они свои, у экономики – свои. Общие – только вырабатываются (естественно, на новом, глобальном уровне, а не на локальном, как раньше), и на этом пути особенно велик риск ошибок, просчетов, заблуждений. Законы игры – это ее традиции, внутренняя логика, порой непросчитываемая, а временами идеалистическая. Их взаимодействие с законами экономическими часто непредсказуемо. Потому у этой системы нет пока проверенных механизмов саморегуляции (они есть отдельно у футбола и отдельно у экономики), а значит, она нуждается во внешней поддержке и защите.

Именно об этом и разворачивается основной спор вокруг инициативы премьер-лиги – допустимо ли столь резкое вмешательство одной составляющей футбольного процесса в поле деятельности другой. Этот спор надолго – он сложный, у него нет очевидных разрешений. Ответственность принимающих окончательное решение высока – процесс может стать необратимым и начать дальше развиваться помимо воли собственных инициаторов. Время подумать еще есть.