6 мин.

Побеждает интуиция

«Формула-1», возможно, подрастеряла свое звание двигателя прогресса и далеко не всегда находится на острие технологий, однако, оснащение команд, их стремление во что бы то ни стало получить хоть малейшее преимущество над соперником и их возможности моделирования и прогнозирования не могут не вызывать восхищения. Чего стоит только предсказание одной из команд о том, что на Гран-при Бахрейна первая четверка будет выглядеть так: Алонсо, Масса, Хэмилтон, Феттель…

С учетом того, что в Сахире Феттель был на поуле, большую часть лидировал и сдался только из-за технических проблем, его четвертое прогнозное (и фактическое) место нормальной логике не поддается. И, тем не менее, гоночная симуляция выдала именно такой результат. Поэтому когда над всем этим нагромождением технологий возвышается такой иррациональный элемент, как интуиция, у меня лично это вызывает не просто восхищение, а какое-то благоговение. Все-таки приятно, что какому-то шестому чувству не только находится место, но это место еще и победное.

Естественно, наибольшая потребность в интуиции возникает, когда в просчитанный и выверенный ход гонки вмешивается такая непредсказуемая сил, как погода. И то, по рассказам команд о некоторых Гран-при, вроде бельгийского или немецкого на «Нюрбургринге», вспоминаешь, что там в их распоряжении самые современные методы, датчики, оборудование, и они не только по минутам могут предсказать приход дождя, но и точно определить, какие повороты заденет ненастье. Казалось бы, все могут знать наперед! Но нет, в этом году, несмотря на все метеорадары, как-то потрясающе не везет им с прогнозами.

«Мы ждем дождь в течение ближайших минут», – сообщают пилотам с мостика «Ред Булл» в Австралии. Но второй волны Мельбурн так и не дождался. «Опять начинается дождь», – передает своему гоночному инженеру в Китае Михаэль Шумахер. «Не волнуйся, эта волна будет такой же по интенсивности, как и первая, только чуть продолжительнее. Нико продержался на сликах», – летит ответ Шовлина. И, тем не менее, через несколько кругов Шумахер не выдерживает, переобувается в промежуточную резину, угадывает, а за ним и весь пелотон, и тот же «продержавшийся» Нико Росберг вынуждены признать, что прогнозы снова не оправдались.

Может, конечно, в Малайзии да Китае с метеорологией хуже, чем в Старом свете, но интуиция в споре с техническими ухищрениями сейчас ведет со счетом 3:1. В Австралии Дженсон Баттон совершил свой первый и единственный пит-стоп в тот момент, когда никому и в голову не могло прийти переобуваться в слики. В Малайзии во время квалификации Марк Уэббер в жуткий ливень поставил промежуточную резину и выиграл у ближайшего соперника 1,3 секунды. В Китае под первой волной ливня большинство испугалось, поступило «как обычно», чтобы через три круга снова ехать в боксы, менять неудачный выбор промежуточной на тот же слик.

Можно, конечно, выдвинуть аргументы за то, что во всех этих случаях дело не в интуиции, а в элементарном везении. Дженсон в Мельбурне – очень похоже. Ему терять было абсолютно нечего, последнее место не обещало ничего хорошего и играло только в определенных, не слишком обширных, условиях, да еще и ошибка – вылет в гравий – на круге выезда пришлась как нельзя кстати, не дав соперникам сразу оценить потенциал сликов и подарив будущему победителю один круг преимущества. Случай с Уэббером – на грани интуиции и какого-то безумного риска, уж слишком дикой была погода на тот момент для подобного решения. Но то, что мы видели в Шанхае, на мой взгляд, – торжество интуиции над логикой, программой и шаблонностью решений.

В каком-то смысле поход Баттона за второй победой похож на первый триумф действующего чемпиона в этом году. То же нестандартное решение, то же второе место после всех пертурбаций на пит-стопах, то же аккуратное, практически безошибочное пилотирование – там на износившихся шинах, здесь на скользкой мокрой трассе. И у того как провел дистанцию «Макларен» есть общие черты: красивая, активная, порой даже чересчур, гонка Льюиса Хэмилтона и спокойная эффективность его напарника. Вот только на этот раз Дженс вышел в лидеры не благодаря сходу соперника, а опередив его на трассе, пусть и в результате ошибки Нико Росберга. Льюиса, несмотря на многочисленные лишние пит-стопы, в отличие от Австралии, команда дотянула до дубля и лучшей финишной позиции в этом сезоне…

Из гонки, пожалуй, выделю еще лишь пару инцидентов – о большинстве событий и без меня написано достаточно, а завтра ожидается еще и традиционный разбор полетов. К сожалению, второй раз подряд приходится размышлять о судействе и моментах, на которые обращают или не обращают внимание судьи. Вообще, по итогам трех последних этапов у меня сложилась следующая система принципов, согласно которым, возможно, коллегия судей отбирает инциденты, достойные ее внимания. Во-первых, явные, прямые противоречия правилам. Сюда попадает фальстарт Фернандо Алонсо, виляния перед Виталием Петровым Льюиса Хэмилтона – в конце концов, напоминаю, что количество смен траекторий четко указано в правилах, а не просто договорено где-то, когда-то на словах, – обгон под желтыми флагами, как было в случае с Себастьяном Феттелем, или элементарное превышение скорости на пит-лейн. Во вторую группу входит создание опасной ситуации – сюда попали «бодания» Хэмилтона и Феттеля на пит-лейн. Обоюдное здесь вынесли, если разобраться, достаточно справедливо: Льюиса выпустили почти под колеса соперника, да еще занос несколько испортил его разгон, а Себ тоже оказался весьма неуступчивым и поджал конкурента к боксам и находящимся там механикам. Третий вариант, который может привлечь внимание судей, это создание аварийной ситуации по грубости или невнимательности, как было с Марком Уэббером в Австралии.

На все остальное, похоже, обращаем внимание только мы, зрители, а судьи начинают все больше моментов расценивать как обычные гоночные инциденты. В Китае по старой привычке можно было бы прицепиться как минимум к тактике заезда того же Хэмилтона на пит-лейн. Но вот ведь незадача: есть запрет на пересечение белой линии на выезде с оного, но вот о том, как вести себя при заезде, ничего не сказано. К тому, же, если меня не обманывает арифметика, Льюис в своем первом вояже по траве преимущества во времени не получил – суммарное время его кругов заезда-выезда на секунду превышает аналогичное Массы, хотя на пит-лейн они находились примерно одинаковое время. Хотя, в таких погодных условиях точно судить сложно… Но в правилах четкого пункта нет, езда за пределами трассы, обгоны там же, и раньше сходили пилотам с рук, так что придираться к данному конкретному моменту, если честно, хочется просто потому, что у Льюиса и так уже слишком много предупреждений. Вот интересно, когда его «желтые карточки» начнут превращаться в красные? Или нужно нарушить повторно одно и то же правило, чтобы заработать такую «привилегию»? Ну, тогда ему можно еще долго испытывать регламент на прочность!

Еще один момент, кстати, тоже некоторым образом связан с Льюисом. Речь о последних метрах перед рестартом после второго сэйфети-кара, когда в толчее «Макларен» оказался между двумя «Ред Булл», а в итоге Марк Уэббер улетел за пределы трассы и разом на шесть мест назад. Чем-то этот инцидент напомним давние японские разборки Уэббера и Феттеля, когда в итоге виноватым оказался лидер гонки Хэмилтон, слишком резко затормозивший перед разгоном. Тут, если смотреть на картину в целом, виноват-то окажется победитель этапа Дженсон Баттон. Именно из-за его замедления позади образовалась необычная пробка, когда пилоты уже не знали, куда еще им податься в этой толчее. Но опять же, нет четкого правила, согласно регламенту, отпускать машину безопасности лидер может по своему усмотрению, а расстояние между болидами лимитируется только максимальное. А на нет и суда нет.