На пользу дела
Интересная трасса, небольшой дождик, появление на трассе машины безопасности, пара сильных болидов, отброшенная в конец пелотона, разнообразные, порой рискованные и поначалу кажущиеся нецелесообразными стратегии гонки, а также особо ретивые местные пилоты, желающие вылезти из кожи вон перед родной публикой – ни один Гран-при с такими ингредиентами в памяти болельщиков не затеряется. Но снял ли австралийский этап вопросы по зрелищности «Формулы-1», выплюнутые в массы предыдущей гонкой в Бахрейне? Без сомнений, несколько их отодвинул и позволил всем вздохнуть спокойнее. Но в то же время и подтвердил некоторые наблюдения двухнедельной давности...
Как-то не подвернулся мне после Сахира повод оценить плотность нынешнего пелотона. Вернее, конечно, не всего пелотона, а его первой восьмерки-десятки, состоящей из «Ред Булл», «Феррари», «Макларена», «Мерседеса» и иногда цепляющихся «Рено» и «Форс-Индии». О том, какие команды чем сильны, а в чем уступают соперникам, а также об их позициях относительно друг друга, говорить, пожалуй, будем после начала европейского сезона, но на сегодня нельзя не заметить, что по воскресной дистанции они идут с очень небольшими отрывами. Лидер особо не отрывается, за ним очередь соперников не особо желает растягиваться – уж, как минимум, не так заметно, как в предыдущие годы. И такая тенденция (за исключением, возможно, все же уезжающего лидера) сохраняется на всех трех сотнях с хвостиком километрах, независимо от того, сколько пит-стопов в какой группе гонщиков было совершено.
Плюсы плотного пелотона в Мельбурне были очевидны. Льюис Хэмилтон ошибается на атаке Роберта Кубицы и тут же попадает под прессинг идущего чуть позади Нико Росберга. Он же дерется с Марком Уэббером после обгона Фелипе Массы, эта пара промахивается на торможении – Масса спокойно объезжает драчунов и возвращает позицию. Итого, постоянный прессинг от присутствия на заднем крыле соперника, тут же малейшая неточность, и пилот теряет позицию, а то и парочку, и вся эта кутерьма на радость болельщикам!
Минусы у такого сплоченного проезда по дистанции тоже очевидны: при маленькой разнице скоростей чистый обгон без ошибок – дело затруднительное. Да и при немаленькой тоже – Хэмилтон догонял Алонсо, имея в запасе минус 1,8 секунды на круге по скорости и минус 26 кругов по шинам, но первое выражение намерений заняло три круга и закончилось ударом Уэббера, за что тоже спасибо маленькому отрыву. На трассе в Бахрейне плотность пелотона продемонстрировала отрицательные стороны, в Мельбурне – исключительно положительные, добавив свое слово в тот список ингредиентов, что сотворили интересную гонку.
Один момент, с которым я пока не смогла определиться по степени влияния на зрелищность, – синхронный пит-стоп, на который большинство гонщиков рвануло по окончании 8-го круга. Режиссеров трансляции как-то особо привлекли боксы «Рено» и последовательные смены шин на машинах Кубицы и Петрова, в то время как мне было бы интересно посмотреть на сам пит-лейн и то, в какой последовательности заезжали-выезжали с него гонщики. В частности, почему поход в боксы Фелипе Массы и Льюиса Хэмилтона занял у них почти 29 секунд, тогда как другие справлялись за 24-25. Что их задержало: нерасторопность механиков или же проезжающие мимо болиды, которые при таком «паровозике» и значительно укоротившихся пит-стопах помешали друг другу сильнее, чем раньше? Что ж, режиссеры, как минимум, не ошиблись с выбором – именно Кубица выиграл в этой лотерее позицию у Массы, которую и удержал до серебряного финиша.
Что обидно – стратегия двух пит-стопов, реализованная Хэмилтоном, Росбергом, Уэббером, Баррикелло, Шумахером и Альгерсуари и так скрасившая вторую половину гонки, сделав ее именно такой, как мы ожидали в межсезонье, оказалась откровенно проигрышной для всех, кто ее выбрал. Боюсь, в будущем это только послужит поводом к тому, чтобы не оригинальничать, придерживаться консервативной тактики с одной остановкой и «тошнить» до финиша на потертых шинах секунды на полторы медленнее потенциала болида.
Глядя на то, как Дженсон Баттон продержался 52 круга на опциональных шинах, да еще и отрываясь от Кубицы и теряя по отношению к Хэмилтону на том же «Макларене», но с более свежими покрышками, всего секунду, не только убеждаешься во мнении, что «Бриджстоун» перебдел со своей резиной, но и начинаешь задумываться о том, а что в будущем может произойти, если в сухой гонке на трассу выйдет сэйфети-кар. Круге так на шестом. Все рванут в боксы, и потом будут счастливо доезжать до финиша? Эх, страшно представить…
Дженсона, кстати, нельзя не поздравить. Его переход в «Макларен» уже себя оправдал, и не только по тому, что покинутый им «Мерседес» подиума не видел еще даже в перспективе. На трассе на первых кругах он в очной борьбе проиграл напарнику, но затем с лихвой реабилитировался в стратегическом плане, при этом полагаясь на собственное чутье. В конце концов, мы и предполагали, что когда дело дойдет до работы с шинами, действующий чемпион должен оказаться на высоте и получить преимущество над Льюисом Хэмилтоном. Тот факт, что Дженс сам выбрал момент переобувки в слик, да еще и на фоне командной ошибки со вторым пит-стопом, доказал, что этому парню есть что предложить «Макларену» кроме престижной «единички» и стандартного набора качеств пилота. Польза обоюдная, и шаг для Баттона очень важный.
С точки зрения оправданности переходов да воскрешений, «Мерседес» для меня остается единственной командой из топ-эшелона, в которой состав гонщиков пока не работает так, чтобы оправдать весь пафос межсезонья. Бесспорно, Михаэлю Шумахеру нужно время на адаптацию и восстановление после трехлетнего перерыва, но, честно, смотреть на то, как семикратный чемпион мира сидит 14+22 кругов за «Торо Россо» Хайме Альгерсуари, когда вокруг все только и делают, что обгоняют, мне было где-то даже неприятно (тут, нужно сказать, еще немецкие комментаторы добавили со своим чрезмерным вниманием к этой «борьбе» за 12-е место, заглушая интересные мне радиопереговоры). А ведь гонка была как раз для комбинации Браун-Шумахер: рисковый Баттон после смены шин оказался на последней позиции, а знаменитая в прошлом пара не только не раскусила эту возможность, но еще и со вторым пит-стопом накололась, выпустив немца прямо под атаку Альгерсуари, который за два круга уже прогрел шины, и, как это складывается в нынешнем сезоне, успешно прошел соперника. Но, может, искра уже не за горами?
И уж тем более эти правила никак не коррелируют с «внезапно» обострившимся качеством резины :-)
Может как раз со временем ввода двух обязательных составов за гонку я не прав.
Но вот правило обязательной квалификационной резины явно не с Бриджами связано.
А для меня эти два правила в плане ухудшения гонок объединены в одну группу.
И прошедший Гран При, по-моему, был аргументом в пользу отмены обоих правил.
Кстати, а действительно, Рубенс был единственным, кто хард надел после промежуточной?
Именно.
И статья Кабановского это вообще дер**о дер**ом !!! Так что на него полагаться уж точно не стоит!:)
А ты часом не Кабановский? ))
По поводу Феттеля замечания... Ну, друзья, вы же знаете, материалов на сайте много, иногда я не вижу смысла повторять то, что все и так видели. Вот будет повод -- я Себу и «Ред Булл» припомню все их провалы :)
А почему, собственно?
\ Не встречал здесь статьи, которые написаны просто потешить собственное самолюбие? Рад, что насмешил...
\\ Посмеялся! А кто это те многие другие которые не понимают?
Ну да, подумаешь парень два Чемпионских титула выграл! Любой может, расплюнуть!:)
Про Култхарда кстати тоже отжог)))
Посмеялсо!!
Что до Мики, то, честно говоря, не отношу его к элитной кагорте. Да, отдельные гонки ему удавались, но отдельные гонки удаются многим. Да, выиграл два титула (хотя второй бы не выиграл, если бы не Сильверстоун), а в 1998 Макларен в целом был быстрее соперников, да и положение Култхарда по отношению к Мике было еще хуже, чем у Рубенса по отношению к Михаэлю (бразилец при всех раскладах был объективно слабее немца, чего о Дэвиде и Мике я бы не сказал). Достаточно вспомнить, что две первые в карьере победы Хаккинен одержал благодаря тому, что Култхарду приказывали его пропустить.
Почему не об отмене? Ограничений на пит-лейн не было в течение десятилетий, и всё было нормально. Из-за одного зацепленного шланга их на эмоциях ввели. Сейчас в них больше нет никакого смысла. Опять же, если повышать, то насколько? До 150 км/ч? Это погоды не сделает. До 200? А это уже почти и есть полная отмена, лучше просто снять ограничение. И пусть любители агрессивной езды меняют покрышки как хотят. Надо поощрять активный стиль вождения, поощрять гонщиков, пытающихся творить на трассе, а не тошнить в ожидании финиша.
Хаккинен? Посмотрите гонку в Люксембурге 1998 года, в которой он опередил две Феррари, равные ему тогда по скорости и куда более надёжные. Это самый высокий класс.
Ну и Хаккинен на роль гения никак не тянет.
Опять же, вопрос не в том, какие правила написать, чтобы стало интересно, а в том, как сделать так, чтоб имеющиеся гонщики начали обгонять. Большинство-то из них по жизни на дозаправки привыкли рассчитывать и обгонять на трассе не так хорошо и умеют. Рубиться, словно какой-нибудь Мэнселл в прошлые времена, никто не станет - не сможет просто. Так что время должно пройти, чтобы в мозги нынешним пилотам внедрилась простая мысль: хочешь быть первым - опережай на трассе.