5 мин.

Раз пит-стоп, два пит-стоп

Вероятно, вам уже до зубовного скрежета надоело слушать о том, что Гран-при Бахрейна был скучным, о том, что нужно предпринять для исправления ситуации в самое ближайшее время, кто в этом виноват, и будет ли так же уныло во всех последующих гонках. Но на меня как-то внезапно снизошло понимание предлагаемой неглупыми людьми из мира «Ф-1» идеи о двух пит-стопах, поэтому, несмотря на то, что австралийский этап дает новую надежду, позвольте продолжить о старом, наболевшем…

Наверное, моей главной ошибкой при прогнозном анализе гонок в бездозаправочном настоящем, был посыл о том, что практически лишившись возможности обгона в боксах, пилоты начнут вести себя на трассе активнее, что приведет если не к обгонам, что к напряженному прессингу соперника. Но не тут-то было – по итогам первой пробы оказалось, что гонки стали скучны не только для зрителей, но и потеряли определенную долю привлекательности для самих гонщиков.

Вот как бывало раньше? Нам незрелищно, но пилоты, пусть не все, в интервью твердят, что для них гонка была напряженнейшей, приходилось атаковать на каждом круге, в каждом повороте. И речь не обязательно об очном сопернике, а о борьбе с болидом, трассой, временем… Сегодня же получилось, что первые мысли гонщиков – о том, чтобы беречь шины, контролировать действия соперников. А о том, что в новых Гран-при стало не до атак, говорит не просто человек из очковой зоны, а пробывший лидером большую ее часть Себастьян Феттель!

Когда же пилоту можно «оторваться», по-настоящему притопить и порадовать себя и болельщиков отличным временем на круге? Первый сегмент квалификации стал ну совсем уж проходным и явно для этой роли не подходит. В прошлом году так уж сложилась ситуация в пелотоне, что чемпионам и двукратным чемпионам мира приходилось порой прилагать усилия для того, чтобы случайно не оказаться за бортом пятнадцатки, проходившей в следующий сегмент. Иногда требовался мягкий комплектик резины – тут уже не до экономии, абы не оконфузиться. Сегодня круг претендентов на вылет очерчен вполне четко благодаря командам-новичкам: они со своим прекрасным временем, порой не вкладывающимся во вдруг всплывшие в обсуждениях 107 процентов, занимают шесть мест из пролетной семерки. Одно оставшееся грандам явно не грозит, поэтому можно особо не напрягаться.

Второй сегмент традиционно остается самым конкурентным – по крайней мере, в Бахрейне в заключительной десятиминутке улучшить показанные в нем Себастьяном Феттелем 1.53,883 не удалось. Решающая борьба за стартовые позиции должна быть яростной, особенно когда обгонов в гонке ожидается мало, но тут, как назло, пилоту нужно начинать думать о том, какие шины (в смысле, в каком состоянии) он довезет до старта гонки. На ближайших этапах интересно будет понаблюдать за тем, сохранится ли тенденция с небольшим падением результатов в третьем сегменте, или же жаркий Бахрейн был исключением.

Старт – как раз тот момент, когда нужно действовать активно! Но опять же – шины обязывают, их слишком легко запороть, переусердствовав в первых поворотах, а кроме того, возможны и ошибки, как на собственных шкурах прочувствовали Марк Уэббер и Роберт Кубица. А дальше, после первого круга, все, начинается контроль всего, чего только можно. Остается надежда на то, что по ходу дистанции, когда баки начнут пустеть, быстрые круги будут расти как грибы после дождя, доходя до кульминации перед финишем. Конечно, шины изнашиваются, негативно влияя на время, но я бы никогда не подумала, что в итоге мы станем свидетелями такой удручающей картины.

Статистка по быстрым кругам по-своему даже любопытна. Всего по ходу дистанции надпись о том, что было улучшено время на круге, всплывала всего 11 раз. Я перепроверила прошлый год – да, были гонки, в которых также с быстрыми кругами было не густо. В частности, в том же Бахрейне, гонщики «Тойоты» перекинулись между собой семью «рекордами», на том и порешили. Но можно было предположить, что в связи с кардинальными изменениями, произошедшими за зиму, времена на круге будут гораздо активнее окрашиваться в малиновый цвет. Уж тем более удивительно становится, когда в списке присутствует Хайме Альгерсуари, в квалификации отставший от Фернандо Алонсо почти на две с половиной секунды и занявший «почетное» 18-е место.

Сам Фернандо за четыре круга до финиша показал 1.58,287, что на 4,4 секунды медленее лучшего времени уик-энда. Согласитесь, несколько неожиданно, что разница оказалась столь велика (правда, и круг длинный). Три следующих результата также принадлежат победителю первого Гран-при сезона, и два из них он показал на 35-36 кругах, обогнав Себастьяна Феттеля и создавая небольшой запас от следующего за ним напарника Фелипе Массы. Тот лучший, чтобы был установлен ближе к финишу – явная проверка потенциала болида. Поиграл, так сказать, мускулами, опередив ближайшего преследователя – Адриана Сутиля (!) – на 1,1 секунды. Тот же Феттель, несмотря на проблемы с мотором, под занавес начал ускоряться и пошел в темпе «Феррари». Значит, могут лучше, особенно если припечет, но зачем, когда нужно беречься по максимуму?

И вот тут всплывает суть предложения о двух обязательных пит-стопах. Не для того, чтобы разбавить процессию посещением боксов, не для того, чтобы дать некий призрачный шанс отыграть позицию за счет тактики. Для того, чтобы дать возможность не трястись над шинами и хоть чуть-чуть вернуть соревнования в скорости, а не в надежности.

Понятно, что такой взгляд страдает однобокостью. Например, он противоречит правилу об использовании на старте тех же шин, на которых гонщик принимал участие в третьем сегменте квалификации. А есть и другие причины для слишком бережного обращения с техникой: поэкономить топливо, поберечь ограниченные по числу мотор и коробку. Добавьте боязнь совершить ошибку – пилоты слишком хорошо усвоили, что нужно набирать очки в любой гонке, а среди лидеров – с первого же Гран-при. Все заточено под выносливость в марафоне, а не под спринтерские атаки. С дозаправками, даже по словам самих представителей команд, гонка состояла из трех спринтов. Сейчас «Макларен» да «Ред Булл» предлагают имитировать то, что утрачено…

Я, вообще, никогда не была сторонницей искусственных мер в «Формуле-1». Но если в этом году потребуется предпринять нечто экстренное для того, чтобы зрители не засыпали, то ничего «естественного» так быстро внедрить не удастся. Придется, по видимому, мириться с некоторыми странностями.