8 мин.

Потерянный мир

Пожалуй, подведение итогов сезона-2009 для команды «Рено» – самая сложная задача их выпавших на мою долю. Казалось бы, вывод должен быть простым: обладатель четвертого места в Кубке конструкторов прошлого года в нынешнем чемпионате свалился на восьмое место, последнее среди всех заводских конюшен, и за это его нужно критиковать, ругать и вскрывать причины провала. Проблема в том, что цельной картины о форме «Рено» у меня так и не сложилось – глядя на ее результаты, даже невозможно выделить подходящие болиду R29 типы трасс или сопутствующие условия, не говоря уже о каких определенных сильных или слабых сторонах техники. Да и не об этом, наверное, был сезон «Рено». Это был год потерь, порой более важных, чем потеря места в четверке…

Потеря первая: репутация. По числу стычек с ФИА «Рено» в этом году даст фору любой команде, а, возможно, и многим предыдущим сезонам. Трения по поводу двойного диффузора, в которых французская конюшня принимала самое деятельное участие, при этом в спешном порядке разрабатывая свой, конфликт по двойному регламенту на 2010 год, бюджетному ограничению и созданию альтернативного чемпионата, безосновательная дисквалификация на Гран-при Европы из-за халатного пит-стопа на «Хунгароринге», апелляцию по которой конюшня выиграла, и, конечно, знаменитый сингапурский «крэш-гейт», волновавший умы болельщиков весь сентябрь. Из-за последнего скандала обесценилась не только победа Фернандо Алонсо на Гран-при Сингапура, но и его звание самого результативного гонщика второй половины сезона-2008. Запятнанным оказался весь чемпионат прошлого года, итоги которого могли оказаться несколько иными.

По логике Федерации, увольнение недобросовестных сотрудников искупает всю вину команды, но тень прочно легла на последние гонки «Рено» этого года и само будущее концерна в «Формуле-1». Естественно, некоторые остальные потери 2009-го непосредственно связаны со всей этой историей…

Потеря вторая: руководство. По сравнению с прошлыми сезонами в этом году скандалы резко повысили статус своих жертв. Шпионские страсти 2007-го отразились только на карьере среднего звена – Степни и Кафлана, сексуальные похождения Макса Мосли вообще не поколебали его позиций. Но в 2009-м старая гвардия начала отступать: сначала после истории на Гран-при Австралии – Рон Деннис, затем после фиаско с бюджетным ограничением сдался Мосли, наконец, покинули сцену две ключевые фигуры «Рено» – Флавио Бриаторе и Пэт Симондз.

«Макларен», можно сказать, пережил смену руководства достаточно спокойно. В конце концов, Мартин Уитмарш на протяжении 20 лет готовился к этой роли, так что его ответственность возросла до небес, но обязанности больших изменений не претерпели. И первый год, можно считать, закончился с положительным итогом.

Совсем другое дело – «Рено». Возможно, в ближайшие пару лет Бриаторе и собирался отойти от дел – за ним числится успешный бизнес, к тому же семья растет, – но ходили упорные слухи о том, что он может выкупить команду из Энстоуна, если французский концерн от нее откажется. В любом случае, замены столь видной фигуры, вовлеченной к тому же в менеджерскую работу с пилотами, видно не было. А тут еще и второй в командной иерархии – Пэт Симондз – оказался в той же лодке, так что вся административная структура, костяк которой сформировался задолго до того, как эта конюшня стала называться «Рено», фактически рухнула. Без альтернатив, хотя на место рулевого, по слухам, и претендовали громкие имена.

Последние четыре гонки команда отработала по инерции, положившись на человека изнутри. Превращение технического директора, а именно такую должность занимал Боб Белл до своего неожиданного взлета, в босса команды – это, конечно, сейчас, на примере Росс Брауна, модно и актуально, да и начал он работу с подиума, единственного для «Рено» в этом году. Но мера пока временная, и столь глубокие изменения не могут не иметь последствий в будущем. Любая реструктуризация, но особенно непредвиденная, отнимает время и внимание, но далеко не всегда приносит плоды.

Потеря третья: Алонсо. Фернандо Алонсо провел в команде в качестве боевого пилота шесть лет, принес ей два титула и без преувеличений считает «Рено» своим вторым домом. Отдельные обиженные на конюшню личности полагают, что испанец и вовсе заправляет в ней всем. Но на его способность вытягивать из машины 100 процентов и даже чуть больше теперь будет полагаться «Феррари». В последний раз, когда Нандо покидал французскую обитель, польстившись на предложение «Макларена», команда начала свое падение, после двух победных сезонов завоевав в 2007-м всего один подиум и оставив прочерк в графе побед. Испанец оставляет команду в аналогичном состоянии, но в еще худшем положении в Кубке конструкторов, и со всеми пертурбациями в пелотоне следующего года, с новыми командами и уходом еще двух автоконцернов, его преемнику будет довольно сложно выступить хуже. Однако при всем уважении к таланту Роберта Кубицы, его способность убедить команду дать ему то, что нужно, пока остается под вопросом.

Реклама 18+

Потеря четвертая: спонсоры. О том, что финансовая группа ING уходит от «Рено» и из «Формулы-1», стало известно еще в начале года. Но когда на Гран-при Сингапура оранжевый спонсор досрочно разорвал контракт, а за ним последовала и испанская Madrilena, это было болезненно. Может, не столько даже в финансовом плане, хотя команда недосчиталась нескольких миллионов евро, сколько в психологическом: проснуться в пятницу днем в Сингапуре и вместо того, чтобы готовиться к Гран-при, публично избавляться от рекламных наклеек на болидах – то еще унижение.

Хотя не меньшую грусть вызывает тот факт, что за год замена титульному ING найдена не была, а все слухи на эту тему – слишком слабенькие для того, чтобы вылиться во что-то серьезное. Сам концерн «Рено» уже давно внедряет план по сокращению расходов, в этом году все сотрудники, включая Фернандо Алонсо, недосчитались 5-15 процентов своего дохода. Что-то будет в будущем…

Потеря пятая: техническое направление. Когда глава конструкторского бюро говорит о том, что у машины нет явных недостатков, но при этом болид, что бы с ним ни делали, продолжает упорно держаться в районе конца первой, начала второй десятки, это может говорить о двух вещах: либо технический компромисс не позволяет выйти на оптимальные настройки, либо существует проблема, которую инженеры не могут вскрыть. За первое говорит тот факт, что у «Рено», в отличие от многих соперников, действительно не было заметных колебаний в зависимости от характеристик трасс. Изначально предполагалось, что R29 импонируют средние и высокоскоростные повороты, но Фернандо Алонсо набирал очки в Австралии, Монако и Валенсии, занял поул в Венгрии (хоть и ценой топливной стратегии) и поднялся на подиум в Сингапуре. При этом в Италии он был пятым, а в Бельгии к моменту схода из-за последствий контакта с болидом Адриана Сутиля на старте шел третьим. Итого, потенциально, «Рено» мог набирать очки везде, правда, только с одним пилотом. Второй – что Пике-младший, что Грожан, – спасибо, хоть в Q2 иногда проходили…

С другой стороны, что бы ни прикручивали к R29 инженеры, большого прогресса они так и не добились. А послушать Алонсо, так развития болида и вовсе не происходило: на вопросы о том, как повлияли модификации, он стандартно отвечал, что команда там же, где и была на всех предыдущих Гран-при. К Абу-Даби это вылилось в нелестный комментарий о том, что французский болид стал худшим в пелотоне.

«Рено» очень гордился темпом внедрения новинок, особенно тем, как удалось за пять недель разработать новый диффузор, который срочно прилетел в Шанхай в субботу утром. Довольно долго команда надеялась, что еще чуть-чуть, и удастся повторить прошлогодний прорыв, но дизайн болида оставался тяжеловесным, в то время как соперники худели и создавали все более замысловатый воздушный дизайн своих антикрыльев. Честь удивить формулический мир во второй половине чемпионата и потеснить пару-тройку соперников досталась «Макларену» и, в некоторой степени, «БМВ-Зауберу» с его удачным последним апгрейдом.

Две команды: одна, продолжавшая использовать KERS и добившаяся от него достойной эффективности (хоть он иногда ломался и мешал), и другая, отказавшаяся от системы рекуперации кинетической энергии приблизительно в то же время, что и «Рено», – это фактически демонстрация того пути, на который так и не нашла выход французская конюшня. Разочаровавшись в узле, возможно, слишком рано, она все равно сохраняла опцию по ее установке, что и было сделано в Италии, где эффект ожидался самым существенным. «Феррари» и «Макларен» использовали узел вовсю и с пользой дела, «Рено» же выгод из нее извлечь не сумела. В то же время, «БМВ» – еще одна жертва базового дизайна под KERS, последующими модификациями устранила даже возможность возвращения к ней, и, сосредоточившись на более перспективном направлении – аэродинамике, – смогла под конец спасти сезон. К тому же, «Рено» избрал путь «Феррари» и довольно рано принял решение остановить развитие болида: фактически все, что появлялось после Валенсии, являлось прошлыми наработками.

Интересно, что во многих гонках, в которых Фернандо набирал очки, подняться чуть выше реальной позиции R29 ему помогали не только собственные умения, но и удачные сходы соперников. В Австралии перед ним освободили два места Феттель с Кубицей, в Испании – помогли опустевшие баки «Феррари» Массы, в Монако – сход Ковалайнена, в Италии – бешеное стремление ко второму месту Хэмилтона, а в Сингапуре – приключения на пит-лейн Росберга и Феттеля. В то же время, испанец и терял очки из-за обидных сходов в Венгрии и Бельгии, разворота в Китае, так что можно точно сказать, что «Рено» он в итоге привез на заслуженную позицию. Нельзя не отметить и два лучших круга, которые двукратный чемпион записал на свой счет. К Германии команда подготовила самую серьезную модификацию болида, которую инженеры оценили в полсекунды, – квалификация сложилась неудачно, но в гонке это трансформировалось в седьмое место и быстрейший круг. В Сингапуре коллектив просто провел лучшую гонку.

…Со всеми этими потерями сложно сказать, что осталось от самой команды. В будущем это будет новая организационная структура, новое руководство, состав пилотов и бюджет. И будет ли это вообще «Рено»?