5 мин.

Показательные заезды

Какие-то нереальные ощущения остались после заключительного Гран-при сезона-2009 в Абу-Даби. На что похоже? На показательные выступления у фигуристов. Чемпионат завершен, призы разыграны, прессинг сброшен, свет приглушен, все очень красиво и празднично. Вот и «Формуле-1» сегодня что-то подобное. Титулы нашли своих героев, и хотя остались призы за места пониже – это, как любят говорить гонщики, первые из проигравших. Атмосфера довольно расслабленная, солнце закатывается за горизонт, зажигаются софиты, вокруг роскошные декорации общей стоимостью 15 млрд долларов…

Вот только фигуристы на показательных обычно демонстрируют все свое мастерство и даже немножко больше, а «Формула-1» до своей лучше формы все же не дотянула. По крайней мере, большей частью дистанции – в какой-то момент перед первой волной пит-стопов дошло до того, что весь пелотон растянулся с отрывами не менее 1,2-1,5 секунды, а это значит, что атакующих маневров даже в зачаточном состоянии не намечалось. Но жирную точку в гонке и чемпионате Дженсон Баттон и Марк Уэббер борьбой на последних кругах все же поставили.

В каком-то смысле сражение получилось очень символичным. «Браун» против «Ред Булл» олицетворяли главное противостояние всего сезона, хотя догоняющим по его ходу выступали все же «быки». Участие в этой битве уже коронованного чемпиона мира Дженсона Баттона в качестве атакующей силы только украсило его корону – победитель первенства доказал слова, которые ему часто приходилось повторять во второй половине сезона: он всегда настроен на лучший результат. Наконец, всем, кто так и не привык к новой аэродинамике болидов и не находит ей оправдания, погоня «Брауна» буквально на заднем диффузоре «Ред Булла» по двум длиннющим прямым «Яс-Марины» еще раз, под занавес, наглядно продемонстрировала, что в современной «Формуле-1» к болиду соперника можно подобраться близко, и можно его преследовать буквально вплотную. Как раз то, чего и добивалась Рабочая группа по обгонам. Ставили целью одну секунду разницы в темпе преследуемого и преследователя – примерно столько и было между Уэббером и Баттоном. А дальше – дело за мастерством пилотов в атакующе-оборонительных действиях.

Например, ошибся Дженсон на торможении после прямой, и прошел его на более легком болиде Камуи Кобаяси, поставив еще один плюс за то, чтобы в следующем сезоне получить-таки место в основном составе «Тойоты». Вот и президент команды Джон Хоуэтт начинает менять свое мнение. В Бразилии, по его пессимистичной оценке, японец был недостаточно быстр во второй части гонки. Но посмотрите на него сегодня! Удивительно ровный, стабильный темп, неуклонное снижение времени на круге с убыванием топлива, практически без помарок, особенно после первого пит-стопа, когда на болид установили не самый благоприятный для этой гонки «софт». Для сравнения можно обратиться к статистике кругов Хейкки Ковалайнена и Кими Райкконена – ближайшей паре пилотов на аналогичной стратегии одной дозаправки, использовавшей точно такую же последовательность шин: сначала средние, а затем мягкие. Так вот Хейкки на втором отрезке порой терял по отношению к Камуи по секунде на круге, и это при том, что «Макларен» накануне зарекомендовал себя лучшим болидом на «Яс-Марине». А результаты Кими крайне нестабильны и в пределах двух кругов могли колебаться в пределах плюс/минус секунды.

Так что хороший болид да умелый гонщик, и даже тактика одного пит-стопа оказалась отнюдь не такой плохой, как могло бы показаться на примере тех же финнов. Накануне, после того как стали известны топливные стратегии, казалось, что борьба первой и второй десятки, четко запланировавших две и одну дозаправки соответственно, станет одним из ключевых моментов стратегической борьбы. Особенно поразительным было то, насколько единогласными оказались мнения команд в данной ситуации – вероятно, при моделировании сценариев гонки одна дозаправка давала небольшое преимущество и шанс на отыгранные позиции. Все это сработало только в исполнении Кобаяси, да так, что он смог в итоге опередить своего напарника Ярно Трулли, стартовавшего на шесть позиций выше. Все, кто со старта оказался позади японца, так и закончили гонку во второй десятке.

А мог ли Камуи подняться еще выше шестого места? В какой-то момент гонки Дженсону Баттону сообщили по радио, что он виртуально борется с японцем за позицию, а англичанин-то приехал третьим! Что ж теоретически, задержка на обгоне пилота «Брауна» стоила Камуи двух секунд, еще полторы он потерял на 34-м круге – редкий момент неточности пилота. Итого 3,5– и это, конечно, не подиум, но, возможно, пятое место Ника Хайдфельда, который со своего пит-стопа появился всего в трех секундах впереди…

Естественно, наблюдать за перестановками в середине пелотона пришлось не от хорошей жизни – в его главе интрига и прессинг держались ровно до момента схода Льюиса Хэмилтона. Впрочем, надо полагать, что напряжение в тройке лидеров, состоявшей из пилота «Макларена» и двух болидов «Ред Булл», создавалось той самой бракованной тормозной колодкой, которая в итоге и стала причиной досрочного завершения дистанции чемпионом мира 2008 года.

Хэмилтон, вопреки всем прогнозам, которые строились накануне на основании его глобального преимущества в третьем сегменте квалификации, никак не хотел уходить в отрыв, оставляя Себастьяну Феттелю возможность пересидеть лидера на трассе. Немец, естественно, с задачей справился (хотя разгильдяй Хайме Альгерсуари мог испортить этот идеальный сценарий, если бы припарковался в боксах старшей команды), а англичанин, покинув гонку, объявил, что тормоза донимали его еще с четвертого-пятого круга. Правда, при этом он вплоть до 16-го умудрялся перекидываться быстрыми кругами с пилотами «Ред Булл».

Дальше Себа уже больше ничто и никто не тревожил, и он оформил пятую победу в своей формулической карьере. Вот бы так две недели назад претенденты на титул выполнили свои задачи-максимум: Феттелю в Бразилии нужно было выигрывать для сохранения шансов, а Дженсону – финишировать третьим для досрочного завершения чемпионата…

Интересно, что даже сойдя с дистанции в Абу-Даби, Льюис Хэмилтон сохранил за собой лидерство по количеству очков, набранных во второй половине чемпионата. В то же время «быки» завершили сезон мощным победным ударом, забрав в коллекцию три последних Больших приза. Если форма команд на последних этапах хоть что-то значит для следующего чемпионата – с чем, конечно, сегодня не хочет соглашаться Фернандо Алонсо, – то «Ред Булл» и «Макларен» уже сделали свои заявки на сезон-2010.