4 мин.

Счастливы не вместе

Начнем с того, что заявка «Уильямса» была неизбежна. Об этом намекал сам Фрэнк Уильямс, на руках у команды Договор Согласия, аналогичный (но не точно такой же) тому, что на прошлой неделе был подтвержден как легитимный французским судом в деле «Феррари» против ФИА, компания обязана Берни Экклстоуну, «спасшему» ее авансовым платежом по Договору, и не смогла бы бороться против ФОА в том случае, если бы Берни, пригрозивший уже «алым», потянул ее в суд за нарушение контрактных обязательств. «Уильямс», кроме того, завязан с ФИА на чемпионате «Формулы-2». Но главное, конечно же, в другом. В отличие от своих коллег, «Уильямс» не продает веселый крюшон (в котором был найден кокаин), не владеет обширным бизнесом от пивоварения до авиаперелетов и не разросся до масштабов «Макларен Груп». Эта команда существует только ради того, чтобы гоняться в «Формуле-1». Как и то, впрочем, что сегодня осталось от «Хонды» – «Браун».

В этом свете больше удивила, понятно, не сама заявка, а время, когда она была подана – понедельник, до самого свежего заседания ФОТА, до возможного заключения перемирия, или достижения компромисса, или даже до объявления о том, что ФИА не намеревается продлевать сроки вступления в чемпионат. Куда торопиться, если еще время до пятницы есть, а риска не быть включенным в заявочный лист, при условии подачи вовремя, – нет? Зачем проходить сегодня через наверняка не самую приятную процедуру, когда тебя просят удалиться из зала заседаний? Точный ответ, может быть, мы никогда и не узнаем, но сегодня одна новость заставила меня задуматься. Клиентские шасси – «Уильямс»… «Уильямс» – клиентские шасси… Точно, два ингредиента, которые никак не смешиваются, зато, произнесенные в один день, прекрасно ассоциируются. Может это и есть ответ на наш вопрос?

На самом деле, легализация клиентских шасси, на мой взгляд, – прекрасный выход из состоявшегося конфликта между Федерацией и Ассоциацией. Первая не отступит от своего намерения привлечь новые команды, тем более, когда процесс уже пошел. Вторая – бюджетное ограничение или не бюджетное ограничение – как минимум не согласна с цифрами и требует уровень, который новички элементарно не потянут. Говорят, уже сейчас малое количество заявок из этой группы (только USF1 и «Кампос») связано не только с неопределенностью по поводу правил, но и с тем, что команды должны заключить договор с поставщиком моторов, то есть на данный момент с «Косуортом», для чего необходим депозит 1,2 млн фунтов стерлингов…

Клиентские шасси решают сразу несколько проблем. Во-первых, это позволит подтянуть новичков к уровню существующих команд, чтобы они не превратились в «передвижные шиканы», как их недавно назвал Мосли. Вместо технических послаблений для дебютантов, или для тех, кто принимает бюджетное ограничение, – объявленный Максом «обмен технологиями», то есть завуалированное название простого и нам хорошо понятного явления – клиентов. Во-вторых, эта идея как бы сама собой накладывает ограничение на бюджеты «покупателей». Если имеется какая-то рыночная цена (плюс-минус), то вместе с остальными расходами, как то пилоты, штат, доработки, моторы, если они не идут в комплекте, участие в Гран-при и тестах, – и вот вам естественный потолок. В-третьих, автопроизводители, продавая свои разработки, будут немножко отбивать свои вложения. Ведь у сокращения расходов, которого вроде бы добивается Мосли, есть обратная сторона – увеличение доходов. Итого, затраты конструкторов снизятся, все счастливы.

И тут проблема: счастливы-то, оказывается, не все. «Уильямс» против. По крайней мере, был полтора года назад, когда поставил крест на заявке «Продрайва» (можете считать, использовал свое право вето), и вряд ли отношение команды за это время претерпело серьезные изменения. Комментируя сегодня исключение из ФОТА, Адам Парр заметил, что его конюшня оказалась в меньшинстве с противоположным большинству мнением. Возможно, речь о бюджетном ограничении, но ведь мы знаем, что не только «Уильямс» хотел бы его внедрения. Собственно, кроме «Феррари» и «Тойоты», не против все. Так что если и существует меньшинство внутри Ассоциации, то это как раз итальянцы и японцы. Поэтому с не меньшей вероятностью предметом разногласия могли бы стать и обсуждения по клиентским шасси, где команда сэра Фрэнка точно попадет в меньшинство. Раньше с ней был «Спайкер», но сегодня на его месте Виджай Маллья, который с удовольствием купит что-нибудь еще у «Макларена».

Не подав заявку на 2010 год, «Уильямс» вряд ли может как-то противостоять идее. Например, не так давно Мосли выдал гениальную фразу о том, что команды имеют право обсуждать регламент на какой-либо сезон только в том случае, если они участвуют в этом самом обсуждаемом сезоне. Лихо, а? Сидя вне чемпионата, Уильямс, Хэд и Парр вряд ли могут что-то сделать, чтобы заблокировать внедрение клиентских шасси, внутри ФОТА их договор с Экклстоуном (который можно пустить через суд и получить запрет на клиентов), естественно, не имеет силы, а не подав заявку вовремя, команда рискует из-за своей отличной философии просто остаться за бортом «Формулы-1». Чем не вариант?