To KERS, or not to KERS
Самая горячая тема последних недель – инцидент между Хэмилтоном и Трулли на Гран-при Австралии с последующими обвинениями действующего чемпиона и «Макларена» во лжи и дамокловым мечом, который держит над командой Всемирный совет по автоспорту. Но мне как-то не хочется писать на эту неприятную тему. Может как-нибудь на трезвую (а может, наоборот, не слишком трезвую) голову и займусь. Про диффузоры и Апелляционный суд думать еще чуть рановато, поэтому давайте обсудим что-нибудь нескандальное, но, тем не менее, насущное, гоночное…
Эпиграфом к этому посту вполне подошло бы что-то вроде: «You don’t need KERS button, you need Jenson Button!» По-русски эта фраза (которая, кстати, преследует меня еще с утра квалификации в Австралии) звучит не так забавно, но приблизительно следующим образом: «Не нужна вам кнопка KERS, нужен Дженсон Кнопка!… Баттон, то есть». Конечно, это не совсем верный вывод: Баттон хоть и выиграл два этапа подряд, во многом, не умаляя его собственных заслуг, в этом «виновата» техника команды «Браун». Но ту часть, в которой идет речь о ненужности системы рекуперации кинетической энергии, KERS, я сейчас буду обосновывать со всей серьезностью.
Возможно, вы помните, как после Гран-при Австралии я еще не могла решить, нравится ли мне наличие на некоторых болидах это «зеленой» технологии. Но с тех пор прошла еще одна гонка, поднакопились мнения гонщиков, я перестала скакать с поезда на самолет и обратно, и стало легче сосредоточиться на данном предмете. Тем более, что Макс Мосли выдал один из своих уникальных пассажей о том, что «зеленое» будущее «Формулы-1» – это не биотопливо первого-второго поколения, а как раз системы рекуперации всяческой энергии.
Итак, вывод первый: KERS – серьезная помеха для тех команд, которые его используют. Нет, не бросайте в меня цитатой Педро де ла Росы, который говорит, что баланс MP4-24 совсем не страдает от наличия этой системы, и идентичен, что с ней, что без нее. На самом деле, команды говорят, что все минусы плюс все плюсы в итоге дают 0,2-0,3 секунды на круге чистой скорости. Но тон Ника Хайдфельда перед гонкой на «Сепанге» был довольно разочарованным: «По сравнению с Мельбурном разница совсем маленькая, меньше, чем я надеялся. Думал, мы приедем на эту трассы с длинными прямыми, и KERS принесет огромную выгоду, но это совсем не так». «БМВ-Заубер» думал аж до утра субботы, ставить ли систему на машину Ника.
Однако, речь идет не только о десятых секунды. Гораздо в большей степени проблема в том, что Большая четверка, то есть «Феррари», «Макларен», «БМВ-Заубер» и «Рено», так зациклилась на разработке KERS, стараясь именно в этой области не проморгать достижения соперников, что совершенно упустила из виду аэродинамические преимущества того же диффузора. Полсекунды, между прочим. Побольше, чем от двух KERS… Пусть они сейчас прикрываются словами о духе правил и фразами о запрете Уайтинга, последний так восхищен фантазией «диффузорщиков», что в предвзятости его обвинить сложно. Вердикт – проморгали. Смотрели не туда, не туда бросили ресурсы, оставили всю свою креативность на решении энергетических проблем. Ну да, это же самая сложная задача, стоявшая перед инженерами в последние десятилетия, какие претензии?
Вывод второй: KERS полезен в атаках, обороне и на старте. Это, вообще-то, не мои слова – так считает Роберт Кубица, который в силу тяжелых обстоятельств в Гран-при пока ездил без данной примочки. Но давайте по порядку.
Признаюсь, я не нашла ни одной цитаты следующего содержания: «И тут я нажал на волшебную кнопочку и сразу его обогнал». В гонке, естественно, о стартах поговорим позже. Найдете, дайте знать. Как молниеносно приближался Льюис Хэмилтон к «Тойоте» на Гран-при Австралии – да, было заметно, но в конце ему все равно не хватало ресурсов для атаки. Сам действующий чемпион признался, что KERS лучше использовать в других целях: «Он лучше подходит для защиты позиции. Если плохо вышел из поворота, а позади тебя быстрая машина, например, «Тойота», соперник не мог приблизиться и перетормозить меня в повороте».
Тимо Глок получил особенно значительный опыт в Мельбурне, пытаясь опередить болид с системой рекупераии кинетической энергии. Даже подумал ненароком, что у него на них аллергия: «Как только я приближался, они сразу нажимали на кнопку «буст». Пройти машину с KERS очень сложно». «Вагончики» позади Фернандо Алонсо в Малайзии также это прочувствовали, впрочем «Рено» еще и обвиняется в жуткой турбулентности позади болида, из-за которой преследователи очень серьезно теряют прижимную силу.
В общем, эффект KERS оказался не совсем в той области, в которой ожидался. Вернее, предполагалось, что когда атакующий будет пытаться ее использовать, защищающийся – он же не дурак – тоже «поднажмет». Но к этому мы еще придем, когда все команды установят систему на свои болиды (хотя в этом есть сомнения). Пока же пелотон слишком разношерстен: у кого-то диффузоры, у кого-то KERS, у кого-то ни того, ни другого. И в такой ситуации вместо атакующих маневров мы получили пока только защитные. Немного разочаровывает…
Но давайте о стартах. Уж тут-то, кажется, не поспоришь – преимущество не просто есть, оно ого-го какое! Достаточно посмотреть на стартовый рывок Фернандо Алонсо и вспомнить, что когда в Малайзии на машину Ника Хайдфельда ставили KERS, мотивировали это решение, в конечном итоге, именно стартовыми выгодами.
У вас нет ощущения, что тут-то нас и обманывают? У меня совершенно стойкое чувство надувательства, а заодно издевательства над всей концепцией извлечения, хранения и использования энергии тормозящего автомобиля. Потому что на старт они выходят с заряженными KERS! Нет, конечно, возможно, гонщик пока едет из боксов на стартовое поле или после, на прогревочном круге, тормозит и заряжает батарейку. Или бережно хранит то, что накопил еще на квалификации. Но что-то терзают меня смутные сомнения…
В спортивном регламенте, в пункте, описывающем действия, которые команда может производить над своей машиной, розовым по белому написано: «Разряжать и/или заряжать KERS». И думается, что ни с какой не сохраненной, экологически чистой, энергией они стартуют, а просто «заряженные» более традиционным способом. Ну, это помимо того, что старты шикарные, но все же, ненастоящие.
Итак, на мой взгляд, KERS совершенно не стоит того шума, который вокруг него устроили, и уж тем более тех денег, что были на него потрачены. Возможно, в будущем, когда ФИА разрешит большую мощность, а инженеры доведут свои системы до ума (этого, наверное, весьма желал бы Кими Райкконен, промучавшийся с системой весь малайский уик-энд), польза станет более заметной. Но тогда технология будет уже у всех, да еще и стандартная.
Пример Ника Хайдфельда в Малайзии довольно красноречив: «БМВ», так настаивавший на использовании KERS уже в этом году, уже серьезно сомневается… Так может ну его, отказаться прямо сейчас, передать наработки в отделы серийных авто, и пусть они там дорабатывают, если нужно. Макса тоже надо убедить. Ведь дошло же до него, что для производства достаточного объема биотоплива нужно всю Землю рапсом засеять...
---
Это было еще ясно в 2006 году когда только только рождались гениальные мысли об этом гаджете у не менее гениальных людей... Хотели бы зрелищ, но по дешевле и по сердитее, ввели бы всем известный эн-о-три
Рассуждая о «зелёностости» этой системы и о подзарядке от «розетки» перед стартом (с намёком на нечистоплотность команд, использующих её), уважаемая Наталья упустила из виду такую «мелочь», как законы физики.
Не углубляясь в подробности, система КЕРС позволяет использовать дополнительную мощность 80л.с. на протяжении 6,5 с.
За это время совершается работа объёмом 390 кДж.
Так вот!
Количество энергии, необходимой для совершения такой работы может быть накоплено при замедлении болида весом 700кг. на 120 км/ч.
Т.е., разогнавшись на прогревочном круге всего лишь до 200 км/ч и замедлившись до 80 км/ч, КЕРС выходит на 100% заряженность.
Всего-то 2-3 секунды.
Что подтверждается визуальным наблюдением за включённой графикой на экране телевизора.
И никаких чудес!
Никаких «розеток»!
Просто подумайте о тех колоссальных энергиях, которые задействованы в Ф-1.
///
Как всегда в точку попали,как тут не использовать KERS
1) Шоу 2009 (а было ещё шоу 2008 года)
2) Машина 2008 года
3) Пилот машины
Сейчас же, как я понимаю, экономия топлива составляет сущий мизер:)
...это тот редкий случай, Наталия, когда я с вами категорически не согласен.
Расписывать не буду, некогда да и лень.
Тезисно: Наталия, вы слишком пессимистично относитесь к идее КЕРС. Я думаю у нее есть будущее. Даже так - я хочу, чтобы у нее было будущее:)
Думаю, что прогревочного круга вполне должно хватить для зарядки, пусть не 100%-й даже, но для стартового рывка вполне достаточно.
Наталия, спасибо за статью.
Даже несмотря на периодически появляющийся СПАМ в комментариях :-)
видно, что тема интересная.
Макларену просто в кайф самих себя подставлять, самих себя увольнять. У них цели теперь такие, забабахать скандальчик, самодисквалифицироваться, слить чемпионат, поиграться с испанским чемпионом. А Льюис бедняга страдает от всего этого, мучается, конференц залы собирает. Это ничего,что сегодня мы соврем, завтра пошлем своего шефа куда подальше, ведь его (Льюиса) поскорее должны взять в другую команду, очередь стоит ого-го! Такой талант, честнейший и воспитанейший человек, умница просто, гибнет на осколках великой империи! Агнец Божий! Только я сомневаюсь, что кто либо из руководителей в здравом уме, пойдет на такую сделку, приглашая отца и сына (святой дух в комплекте) в команду.
Атомная фраза:)))
«...финские болельщики наслаждались бесплатной сауной, а гремевший канистрами и бидонами Алонсо изо всех сил портил гонку Райкконену с Уэббером.»
Ахтунг!!! Особо восприимчивым по ссыле не ходить, аффтар жутко не политкорректен...
Некрасов (не по этому поводу) написал лет двести назад: «Идёт-гудёт зеленый шум...»
Как в воду смотрел! :)
Я его бил неоднократно в спорах, и для меня это полный ноль.
Мы отлично общаемся во время и после Гран При с адекватными юзерами, с теми же поклонниками Маков как Вадер, мне это интересно, а посты бойанистов просто пролистываются не глядя. К сожалению, Моузе занял нишу ДССинки - полного неадеквата. Кстати, голубок, похоже, пропал с концами:) Но тем лучше для сайта, меньше грязи и истеричных визгов.
ЗЫ: Моузе с лужи и не вылазил, я его туда посадил в первый же день моего пребывания здесь, когда посторонние читатели окрестили его Домохозяйкой На Общей Кухне, кратко ДНОК:)
«Даже самые далекие от нюансов техники болельщики с изумлением наблюдали, как безумная команда Феррари лепит на колеса Киминого болида дождевые шины при абсолютно сухом полотне. Получившийся экспромт на тему «Стою на асфальте я, в лыжи обутый…» механики уверенно запускают на трассу, к ужасу финских болельщиков, у которых, несмотря на сауну, мороз пополз по коже.»
---Daily Mail пишет, что FIA устроит только один вариант - отставка Рона Денниса, который в марте покинул пост главы команды, сосредоточившись на руководстве группы компаний.
По мнению журналистов, такой вариант устроит и Хэмилтонов. Отец гонщика в Малайзии обратился за помощью не к Деннису, который привёл его сына в спорт, а к президенту FIA Максу Мосли, и следствием этих переговоров стала пресс-конференция Льюиса, на которой он принёс свои извинения не в расположении команды, а в пресс-центре FIA.---
http://www.f1news.ru/news/f1-49264.html
Команда покрыта несмываемым позором благодаря хвостатому семейству.
Думается, это еще не предел...
ЗЫ: Моузе с лужи и не вылазил, я его туда посадил в первый же день моего пребывания здесь, когда посторонние читатели окрестили его Домохозяйкой На Общей Кухне, кратко ДНОК:)
\\ Все катится к тому что ему прийдется перейти на формулунюс или на формалаг так как здесь неадекватам сложно выживать. Подтверждение тому ДССинка.По ДНЮК посмеялся! Я даже и не знал.
По мере использования накопленной энергии на протяжении круга гонки или квалификации эта полоска на экране телевизора изменяет цвет и дискретно уменьшается вплоть до серого «пустого».
Но как только болид пересекает стартовую черту, перед первым поворотом - она вновь красная!
Это заставило меня вспомнить физику:).
Основное различие наших точек зрения, как я теперь понял в том, что «отдача от вложенных командами денег» меня вообще не интересует. Точнее, процент отдачи. Пестня про сокращение расходов в ф1 у меня в сердце отклика не находит, увы:) Поэтому у меня и нет никакого негатива к полученным результатам. Не получилось? Ну кто ж вам, ребята, виноват? Работайте дальше. Тем более, санкций за неиспользование нет.
Поэтому я и считаю, что идея хорошая и ее просто нужно «доводить до ума». Например, как здесь уже писали, изменением правил использования во время гонки...
Ему кушать страх как хочется Уже и постить на спортс.ру может токо разок в месяц потому как голодно ему бедному
Даю пятачок рубликов
Про диффузоры статья будет, про «Макларен», естественно тоже. Всему свое время.