5 мин.

To KERS, or not to KERS

Самая горячая тема последних недель – инцидент между Хэмилтоном и Трулли на Гран-при Австралии с последующими обвинениями действующего чемпиона и «Макларена» во лжи и дамокловым мечом, который держит над командой Всемирный совет по автоспорту. Но мне как-то не хочется писать на эту неприятную тему. Может как-нибудь на трезвую (а может, наоборот, не слишком трезвую) голову и займусь. Про диффузоры и Апелляционный суд думать еще чуть рановато, поэтому давайте обсудим что-нибудь нескандальное, но, тем не менее, насущное, гоночное…

Эпиграфом к этому посту вполне подошло бы что-то вроде: «You don’t need KERS button, you need Jenson Button!» По-русски эта фраза (которая, кстати, преследует меня еще с утра квалификации в Австралии) звучит не так забавно, но приблизительно следующим образом: «Не нужна вам кнопка KERS, нужен Дженсон Кнопка!… Баттон, то есть». Конечно, это не совсем верный вывод: Баттон хоть и выиграл два этапа подряд, во многом, не умаляя его собственных заслуг, в этом «виновата» техника команды «Браун». Но ту часть, в которой идет речь о ненужности системы рекуперации кинетической энергии, KERS, я сейчас буду обосновывать со всей серьезностью.

Возможно, вы помните, как после Гран-при Австралии я еще не могла решить, нравится ли мне наличие на некоторых болидах это «зеленой» технологии. Но с тех пор прошла еще одна гонка, поднакопились мнения гонщиков, я перестала скакать с поезда на самолет и обратно, и стало легче сосредоточиться на данном предмете. Тем более, что Макс Мосли выдал один из своих уникальных пассажей о том, что «зеленое» будущее «Формулы-1» – это не биотопливо первого-второго поколения, а как раз системы рекуперации всяческой энергии.

Итак, вывод первый: KERS – серьезная помеха для тех команд, которые его используют. Нет, не бросайте в меня цитатой Педро де ла Росы, который говорит, что баланс MP4-24 совсем не страдает от наличия этой системы, и идентичен, что с ней, что без нее. На самом деле, команды говорят, что все минусы плюс все плюсы в итоге дают 0,2-0,3 секунды на круге чистой скорости. Но тон Ника Хайдфельда перед гонкой на «Сепанге» был довольно разочарованным: «По сравнению с Мельбурном разница совсем маленькая, меньше, чем я надеялся. Думал, мы приедем на эту трассы с длинными прямыми, и KERS принесет огромную выгоду, но это совсем не так». «БМВ-Заубер» думал аж до утра субботы, ставить ли систему на машину Ника.

Однако, речь идет не только о десятых секунды. Гораздо в большей степени проблема в том, что Большая четверка, то есть «Феррари», «Макларен», «БМВ-Заубер» и «Рено», так зациклилась на разработке KERS, стараясь именно в этой области не проморгать достижения соперников, что совершенно упустила из виду аэродинамические преимущества того же диффузора. Полсекунды, между прочим. Побольше, чем от двух KERS… Пусть они сейчас прикрываются словами о духе правил и фразами о запрете Уайтинга, последний так восхищен фантазией «диффузорщиков», что в предвзятости его обвинить сложно. Вердикт – проморгали. Смотрели не туда, не туда бросили ресурсы, оставили всю свою креативность на решении энергетических проблем. Ну да, это же самая сложная задача, стоявшая перед инженерами в последние десятилетия, какие претензии?

Вывод второй: KERS полезен в атаках, обороне и на старте. Это, вообще-то, не мои слова – так считает Роберт Кубица, который в силу тяжелых обстоятельств в Гран-при пока ездил без данной примочки. Но давайте по порядку.

Признаюсь, я не нашла ни одной цитаты следующего содержания: «И тут я нажал на волшебную кнопочку и сразу его обогнал». В гонке, естественно, о стартах поговорим позже. Найдете, дайте знать. Как молниеносно приближался Льюис Хэмилтон к «Тойоте» на Гран-при Австралии – да, было заметно, но в конце ему все равно не хватало ресурсов для атаки. Сам действующий чемпион признался, что KERS лучше использовать в других целях: «Он лучше подходит для защиты позиции. Если плохо вышел из поворота, а позади тебя быстрая машина, например, «Тойота», соперник не мог приблизиться и перетормозить меня в повороте».

Тимо Глок получил особенно значительный опыт в Мельбурне, пытаясь опередить болид с системой рекупераии кинетической энергии. Даже подумал ненароком, что у него на них аллергия: «Как только я приближался, они сразу нажимали на кнопку «буст». Пройти машину с KERS очень сложно». «Вагончики» позади Фернандо Алонсо в Малайзии также это прочувствовали, впрочем «Рено» еще и обвиняется в жуткой турбулентности позади болида, из-за которой преследователи очень серьезно теряют прижимную силу.

В общем, эффект KERS оказался не совсем в той области, в которой ожидался. Вернее, предполагалось, что когда атакующий будет пытаться ее использовать, защищающийся – он же не дурак – тоже «поднажмет». Но к этому мы еще придем, когда все команды установят систему на свои болиды (хотя в этом есть сомнения). Пока же пелотон слишком разношерстен: у кого-то диффузоры, у кого-то KERS, у кого-то ни того, ни другого. И в такой ситуации вместо атакующих маневров мы получили пока только защитные. Немного разочаровывает…

Но давайте о стартах. Уж тут-то, кажется, не поспоришь – преимущество не просто есть, оно ого-го какое! Достаточно посмотреть на стартовый рывок Фернандо Алонсо и вспомнить, что когда в Малайзии на машину Ника Хайдфельда ставили KERS, мотивировали это решение, в конечном итоге, именно стартовыми выгодами.

У вас нет ощущения, что тут-то нас и обманывают? У меня совершенно стойкое чувство надувательства, а заодно издевательства над всей концепцией извлечения, хранения и использования энергии тормозящего автомобиля. Потому что на старт они выходят с заряженными KERS! Нет, конечно, возможно, гонщик пока едет из боксов на стартовое поле или после, на прогревочном круге, тормозит и заряжает батарейку. Или бережно хранит то, что накопил еще на квалификации. Но что-то терзают меня смутные сомнения…

В спортивном регламенте, в пункте, описывающем действия, которые команда может производить над своей машиной, розовым по белому написано: «Разряжать и/или заряжать KERS». И думается, что ни с какой не сохраненной, экологически чистой, энергией они стартуют, а просто «заряженные» более традиционным способом. Ну, это помимо того, что старты шикарные, но все же, ненастоящие.

Итак, на мой взгляд, KERS совершенно не стоит того шума, который вокруг него устроили, и уж тем более тех денег, что были на него потрачены. Возможно, в будущем, когда ФИА разрешит большую мощность, а инженеры доведут свои системы до ума (этого, наверное, весьма желал бы Кими Райкконен, промучавшийся с системой весь малайский уик-энд), польза станет более заметной. Но тогда технология будет уже у всех, да еще и стандартная.

Пример Ника Хайдфельда в Малайзии довольно красноречив: «БМВ», так настаивавший на использовании KERS уже в этом году, уже серьезно сомневается… Так может ну его, отказаться прямо сейчас, передать наработки в отделы серийных авто, и пусть они там дорабатывают, если нужно. Макса тоже надо убедить. Ведь дошло же до него, что для производства достаточного объема биотоплива нужно всю Землю рапсом засеять...