5 мин.

Брауновское движение

Некоторые команды, между прочим, уже закончили подготовку к сезону, провели в Барселоне последнюю тестовую сессию и пакуют чемоданы к отправке в Мельбурн, а «воз» – простите, «Макларен» – и ныне там. В хвосте пелотона, зачастую проигрывая не только зажигающему «Брауну», но и «Форс-Индии». А сезон неумолимо приближается, настроение, соответственно, улучшается, поэтому во все хочется верить: в то, что «серебряные» по-прежнему притворяются, и в то, что конюшня, которой неделю назад еще не существовало, ослепительно быстра…

Но давайте по порядку, для начала о тех, кто ударно завершил подготовку. «Феррари», «Тойота» и «БМВ-Заубер», не пожалевшие в феврале денег на то, чтобы на две недели осесть на трассе в Бахрейне, тестовую программу на этот год (если не считать обкаток) завершили. По случайному совпадению, или, напротив, закономерно, именно это три команды успели себя зарекомендовать сильными, достаточно надежными, претендующими если не на победы, то хотя бы на подиумы. Они же, если присмотреться, с момента презентаций своих авто провели самые незначительные, предсказуемые модификации. Изогнули крылышко там, дефлектор здесь, «Тойота» и «БМВ» украсились «акульими плавниками» на кожухе мотора, неделю назад «Феррари» ожидаемо потолстела, заменив боковые понтоны, из которых нелегально торчали выхлопные трубы. Но ничего такого, что могло бы подтвердить популярный январский тезис о том, что к Мельбурну болиды станут «ну просто совсем-совсем другими». Баварские машины, вообще, можно сказать, минимально преобразились еще с прошлого года. Скажете, что до старта сезона еще две недели? Но ведь вряд ли туда повезут совсем непроверенную технику.

Судить о силе команд по количеству новшеств, показанных на тестах, будет, пожалуй, несправедливо. Это может говорить о том, что у данных участников не хватает денег-ресурсов (неприменимо ко всей троице, но объясняет работу «Форс-Индии»), или, наоборот, их много, поэтому было время и средства для основательной подготовки (применимо), они изначально напали на верный путь, или им просто по-человечески повезло. Однако чем меньше меняется машина (при том, что результаты на разных трассах стабильны и внушают уверенность в солидной скорости), тем больше возможностей у коллектива не нервничая заниматься доводкой, подбирать настройки, тестировать надежность узлов. Уже хотя бы в этом у нашей троицы не поддающееся сомнению преимущество наряду со статусом предсезонных фаворитов чемпионата…

А «Макларен» продолжает смущать умы болельщиков. В Хересе неделю назад, мне, например, очень неохотно верилось в том, что у конюшни серьезные технические проблемы. Хотя бы потому, что она посвятила день тестам сликов образца-2010 года, а еще больше – из-за отсутствия каких-либо значительных подвижек в дизайне болида. Ведь если что-то неладно, нужно исправлять. Так вот, в Барселоне, наконец-то, появились ожидаемые новинки: заднее антикрыло 2009 года перестало уступать место прошлогоднему, сильно изменилась конструкция задней части болида, расположение и дизайн выхлопа, установлены немного модифицированный диффузор и новое днище с треугольным вырезом позади боковых понтонов. В общем, все, как обещали. По словам Рона Денниса, мы как раз узрели конфигурацию, подготовленную для Мельбурна. Толку, правда, мало – результаты кардинально не улучшились.

Зато, конечно же, у болельщиков появился очередной набор оправданий. Из всего, что удалось найти, мне больше всего понравились следующие: Ковалайнен намеренно снимал ногу с газа на прямых, и из-за запрета тестов «Макларен» готовится к другим гонкам, в частности, к Гран-при Монако. Просто обожаю все эти объяснения – четыре дня, и все время Монако, ключевой, так сказать, этап сезона …

Джеймс Аллен, например, как и немецкий Bild, и, соответственно, растянувшие их предположения сайты, абсолютно уверены, что у «Макларена» проблемы с прижимной силой в задней части болида (ну, разумеется, где же еще?), нехватка сцепления и избыточный износ шин. Под обстрелом прессы команда держится прежней линии – все по плану, и только Норберт Хауг вроде как подтверждает, что не все в порядке в серебряном королевстве.

Кому-то, конечно, должна понравиться идея провалившихся топ-конюшни и действующего чемпиона мира, но меня, признаюсь, такая ситуация неприятно удивит. Ведь «Макларен» не только называют обладателем самого совершенного симулятора, с хорошими моделями для шин, которыми не располагают конкуренты, и которые помогли британской конюшне так лихо перейти с «Мишленов» на «Бриджстоуны». Именно в Уокинге разрабатывалась/тестировалась вся эта аэродинамика, которую мы наблюдаем на новых болидах, когда Рабочая группа по обгонам пользовалась услугами и экспертными выводами Педро де ла Росы. У команды должна была накопиться с тех пор масса разнообразных данных, идей и соображений...

А вот еще одна история, которая, окажись она правдой, понравилась бы большинству фанатов – «Браун» на вершине протоколов Гран-при. Это была бы просто бомба – команда, которая два года позорилась в хвосте пелотона, которая едва не исчезла с лица Земли, проводит всего семь дней подготовки к сезону, удивительно быстра с первой же сессии, и, допустим, продолжает в том же духе! Просили встряску в иерархии? Ну, так вот она! «Хонда», опять же, со своим решением покинуть «Формулу» будет выглядеть еще более нелепо. Только снова гложут сомнения: как же, «Браун» – аутсайдер по определению, наверняка с этими быстрейшими кругами Баттона в среду и Баррикелло в четверг, кругами, которые оказались быстрее времени Q2 на Гран-при Испании-2008 и чуть-чуть не дотянули до апрельского тестового рекорда Фелипе Массы, не все в порядке…

Однако паддок темп скромных белых болидов без единой спонсорской наклейки оценил. Фернандо Алонсо признался, что его «Рено» не проехала бы такой круг ни в какой конфигурации, Марк Жене отметил, что и «Феррари», даже если в ней топлива будет разве что на донышке, тоже не сможет догнать BGP001. Да, дело, как подметил и Аллен, не в количестве топлива – на длинных сериях кругов Баттон шел в ритме F60, и даже немного быстрее. Поэтому если и подозревать новую конюшню в погоне за спонсорами, то не за счет квалификационных серий, а с помощью общего недовеса болида.

С другой стороны, Росс Браун не устает напоминать, что немедленной нужды в поиске денег у команды нет. Бюджет собран, и он позволит не только экономно, небольшим составом, ездить на Гран-при, но и проводить доводку болида. Если и привлекать спонсоров, то лишь для того, чтобы сколотить запас на следующий, 2010 год, а для этого нет ничего лучше, чем хорошие выступления в гонках – не на тестах. Да и слишком мало дней у команды, чтобы вместо подготовки откровенно пускать пыль в глаза половину отведенного срока. И, собственно, нет никаких причин для того, чтобы «Браун» не был быстр. Ведь болид разрабатывался еще «Хондой», с прицелом на революционный год, и работу (из-за медлительности RA108) японцы начали раньше других. К тому же сейчас на BGP001 нет KERS, что снимает с повестки дня проблемы с развесовкой, позволяя расположить балласт в нужном количестве и в оптимальных точках. С аэродинамикой у машины тоже все в порядке – по оценкам, команде Росса удалось добить 80-процентного уровня прошлогодней прижимной силы. Недурно, с учетом того, что ФИА планировала спустить планку до 50 процентов, хотя наверняка, если говорить о той же «Феррари», показатели будут примерно равными…

В общем, хочется верить, что «Макларен» поедет, а «Браун» не остановится. Тогда и без того многообещающий сезон будет просто замечательным!