4 мин.

Подсказки Альберт-парка

Вот и заканчивается время нетерпеливого ожидания, волнующего предвкушения и гадания по результатам тестов. В воскресенье болельщики «Формулы-1» перестанут пытаться привести к общему знаменателю неприводимое – времена испытательных сессий, когда все и каждый работали по индивидуальным программам, с разными настройками, уровнями топлива и неизвестно насколько точно соответствующими регламенту машинами. В воскресенье изголодавшиеся по настоящим гонкам фанаты ухватятся за новую, свежайшую тему – самые реальные первые результаты первого Гран-при сезона.

И вроде понимаешь, что по итогам открывающего чемпионат австралийского этапа судить о том, как сложится сезон не совсем умно и весьма преждевременно, особенно когда гонка развивается по неспокойному сценарию, с вылетами и сэйфети-карами – тут перед глазами как-то очень ярко встает трагическая картинка взмывшего в воздух болида Жака Вильнева в Австралии-01, когда погиб волонтер-пожарный... Но все равно, хочется уже сменить тему и попытаться разглядеть в гонке в Альберт-парке Мельбурна какие-то наметки на будущее.

А ведь Гран-при Австралии в прошлом и правда давал подсказки – иногда весьма прямолинейные, демонстрируя доминирование «Макларена» в 98-м, или «Феррари» в начале этого столетия (даже их относительный провал в 2003!), или взлет «Рено» в 2005-м. Два года назад этап на Зеленом континенте уехал на третье место в календаре, но и тогда, как ни крути, Фернандо Алонсо победил что в Мельбурне, что на открытии в Бахрейне, а потом и еще в четырех гонках первой половины сезона.

Но иногда просто невозможно заранее узнать, куда смотреть, чтобы заметить эту австралийскую подсказку. Вот, например, 1999-й. Выиграл Эдди Эрвайн, и начал хорохориться, что мол, так он и титул возьмет. Все только улыбались – да случайность это! Ан нет, другая случайность сделала ирландца самым настоящим претендентом на корону. Или вот прошлый год. Все сосредоточились на доминировании «Феррари» и Кими Райкконена. Это же надо, финн показал гоночный лучший круг на секунду быстрее ближайшего соперника – кто остановит гарцующих жеребцов? Но на самом деле, позади финна развивались события, которые и сложили канву чемпионата – Льюис Хэмилтон на старте опередил своего именитого напарника Фернандо Алонсо, большую часть гонки шел на второй позиции и лишь на пит-стопе, будем считать – из-за большего опыта испанца, уступил тому вторую ступень подиума…

А если вполне серьезно, то тем из фаворитов, которые на первом же этапе не добираются до финиша – вот кому точно знак, что предстоящий чемпионат будет сложным. Потеря очков в любой момент по ходу сезона чревата в нынешней «Формуле» слишком большим отрезком наверстывания упущенного. Давно уже на первые роли в успехе вышли надежность и стабильность – вроде Льюис Хэмилтон самым последим из четверки фаворитов выиграл свой Гран-при, а уже задолго до этого, благодаря серии вторых мест, выбрался в лидеры личного первенства. А Фелипе Массе, стартовавшему в прошлом году на Гран-при Австралии в хвосте пелетона, понадобилось четыре этапа, две победы и сход Кими Райкконена, чтобы догнать напарника.

А вылетов и ошибок в этом году должно быть немало. В пятницу особенно, ибо австралийский трек – явление временное, большую его часть составляют дороги общего пользования, а потому покрытие, хоть оно и достаточно ровное, обычно весьма грязное и скользкое. В свете отсутствия электронных помощников, вроде трэкшн-контроля и торможения двигателем, шесть присутствующих здесь торможений с 300 км/ч могут для отдельных пилотов стать нетривиальной задачей. Но тренировки это одно, а когда дело дойдет до борьбы за секунды и реальных атак поворотов, даже «обрезиненное» за пятницу полотно может не удержать болиды особо агрессивных пилотов – а отбойники-то близко! В общем, надеюсь, Гран-при Австралии как минимум даст первые оценки тому, как гонщики освоились за рулем машин со стандартными блоками управления двигателем.

В остальном, австралийский Альберт-парк считается в паддоке (если исключить мнение привередливого Берни) идеальным местом для начала долгого и изнурительного марафона Большого цирка по странам и континентам. Из европейской зимы, которая в этом году серьезно подпортила испанские тестовые сессии, команды прилетают в теплую осень Южного полушария, подогреваемую соскучившимися за год местными болельщиками – атмосферу они создают что надо. Далеко, конечно, лететь. Но члены команд стартовали еще неделю назад (а отдельное несущественное оборудование поплыло морем еще в середине января), и в воскресенье уже начал разворачиваться паддок. Кому-то, как «Супер Агури», еще предстоит показать публике свой болид, остальные команды проводят разнообразные пиар-акции, встречи с журналистами на специальных ленчах, изобилующих местными дарами моря или фауны, проводят время в свое удовольствие – отдохнуть и расслабиться перед двумя подряд гоночными уик-эндами никогда не помешает.

Что до фаворитов предстоящего Гран-при Австралии, то ими всегда называются те же пилоты и команды, что присутствуют в прогнозах на сезон. «Феррари» и «Макларен». Я отдала бы пальму первенства итальянской конюшне, которая, во-первых, весьма знатно выступает в Мельбурне (6 побед из 12 проведенных гонок), а во-вторых, тестировалась в Бахрейне при близких температурах, вместо того, чтобы мерзнуть при десяти градусах в испанских Хересе или Валенсии. Но пусть хоть «Форс-Индия» выиграет – главное, что чемпионат наконец-то начинается!