4 мин.

Ловушка для претендента

Очень удобным оказывается то преимущество в личном зачете, которое за три гонки до финиша чемпионата скопилось на счету Льюиса Хэмилтона. Семь очков означают, что в каждом Гран-при британец может спокойно набирать на два очка меньше своего главного соперника Фелипе Массы, а один оставшийся балл все равно даст пилоту «Макларена» гарантию титула. В «Феррари», может, не всегда справляются с многокритериальными задачами выбора стратегий на гонку, особенно когда их нужно быстро корректировать по ходу дистанции, но эту базовую арифметику все же освоили. Отсюда, очевидно, и цель, которую Стефано Доменикали поставил перед командой после провального Гран-при Сингапура – во всех оставшихся гонках взять три дубля…

Это не бахвальство и не устрашающий психологический прессинг конкурентов. Это элементарная необходимость при беспроблемном выступлении Льюиса Хэмилтона, которому нужно не дать финишировать на втором месте. При таком раскладе Фелипе, разумеется, должен выигрывать, а на Кими теоретически возлагается миссия оттеснения лидера чемпионата на нижнюю ступень подиума. Вот вам и требование дубля. А выполнять поставленную цель, понятно, нужно, начиная с квалификации. Ибо как сможет помочь пилот своему напарнику, если он стартует линии эдак с третьей на трассе вроде «Фудзи», где, несмотря на одну проведенную в новой конфигурации гонку, возможность обгонов по сухому полотну по-прежнему остается загадкой?

С Райкконеном и его проблемами в квалификациях такая опасность сохраняется (Сингапур не в счет, ибо мы так и не увидели задуманной стратегии пит-стопов в «Феррари»), а потому вполне имеет право на существование версия о том, что сегодня в третьем сегменте квалификации перед Гран-при Японии болид финна заливали с таким расчетом, чтобы позволить ему бороться за позиции с Хэмилтоном. Честно говоря, даже хочется, чтобы именно такой путь избрала стратегическая мысль «Феррари»: вопрос, нашел ли финн решение своих квалификационных проблем, за три этапа до завершения сезона, пожалуй, уже потерял актуальность, а вот спорить о том, что было бы, если бы в предыдущих гонках команда не выпускала Кими тяжелым, продолжит еще долго будоражить умы болельщиков. Было бы здорово посмотреть на реальный, а не воображаемый результат…

Но какой бы она ни была, задумка скудерии на стартовые расстановки на Гран-при Японии провалилась благодаря тому, кто должен был брать поул. Несмотря на то, что вся четверка из «Феррари» и «Макларена» на сухих практиках и в пристрелочных сегментах квалификации демонстрировала довольно ровные результаты, перед решающей битвой последнее слово осталось за Фелипе Массой, который с достаточно комфортным отрывом с первой попытки опередил Ковалайнена и Хэмилтона. Не участвовать после такого задела в борьбе за поул даже близко – разочаровывающий результат для бразильского пилота. Проиграть при этом всего пять сотых третьему месту – обидно, а занять только пятую стартовую позицию – критично для претензий на титул. Опять же, «Феррари» попалась в ту ловушку, которую предположительно ставила «Макларену»: второй пилот «серебряных» находится на удобной позиции для того, чтобы осадить прыть бразильского претендента.

Сам Масса надеется на старт, отмечая, что на «Фудзи» первый поворот похож на начало трассы в Венгрии, где он с третьего места незабываемо прошел сразу два «Макларена». С другой стороны, тот старт на «Хунгароринге», скорее, исключение из правил – Фелипе никогда не был силен, начиная гонку «в толпе». Ситуация, из которой он не привык выкручиваться, в сочетании с нередкими в этом сезоне тактическими просчетами «Феррари» и неудовлетворительным поведением загруженного болида F2008, отмеченного бразильцем после квалификации, может очень негативно отразиться на его положении в личном зачете после Гран-при Японии.

Заканчивая с «Феррари», хочется все же отвлечься от Массы и вспомнить, что отстающий на 27 очков Райкконен математически остается в борьбе за титул, судя по интервью, все еще настроен на собственные победы, а вторая позиция на старте, несомненно, к этому располагает. Если завтра что-то случится с лидером сезона, и он не попадет в зачетную зону, то у Кими есть шанс сократить отставание до 17 очков – именно столько разделяло британца и финна ровно год назад перед Гран-при Китая и Бразилии…

Льюис, разумеется, излучает уверенность в завтрашнем дне: для этого у него есть поул, который Рон Деннис уже назвал лучшим в карьере своего подопечного, надежность техники, которую демонстрирует «Макларен» в сравнении с той же «Феррари», прошлогодняя победа на «Фудзи», и вообще положительное отношение к японской трассе. Там, где «алые» пока недорабатывают по своим целям, «серебряные» перевыполняют незамысловатый план, заключающийся в простом наборе очков без излишнего риска…

Из странностей сегодняшней квалификации стоит отметить вылет в первом ее сегменте Ника Хайдфельда – это худшее выступление немца за весь сезон, и по иронии судьбы оно последовало за объявлением о продлении контракта с командой, которая по результатам последних этапов уверилась в прогрессе пилота. Интересно также, что «Тойота» на абсолютно домашнем треке не воспользовалась отменными выступлениях в практиках и квалификации своих пилотов (Глок вообще был лучшим на второй тренировке и в первой двадцатиминутке квалификации), чтобы порадовать болельщиков чем-то вроде первого ряда стартового поля в ущерб гоночной стратегии. Наверное, так оно и случилось бы, будь Гран-при Японии третьим от начала чемпионата. Сейчас же борьба с «Рено» за попадание в номинальную «Большую четверку» слишком важна, чтобы по субботам пускать пыль в глаза зрителям. Тем более что французы разогнались не на шутку – Алонсо на старте расположился на одной из своих лучших позиций сезона.