10 мин.

Дежавю

Еще неделю назад в список претендентов на титул нужно было включать Кими Райкконена. Но чтобы попасть в него сегодня, чемпиону мира 2007 года нужно было обгонять в том эпизоде на Гран-при Японии Роберта Кубицу, добывать дополнительные два очка и цепляться за призрачную раскладку из двух побед при тотальных сходах Хэмилтона. На пресс-конференции после гонки у Кими спросили, как он оценивает свои шансы… Тот даже не понял. Оценил. И только через пару дней поправился – из борьбы он выбыл. И добавил: «Перестал думать об этом уже после Спа»…

Для болельщиков сложение королевских полномочий Райкконеном – событие значительное. Хотя бы потому, что новый чемпион будет действительно новым и даже немного юбилейным, 30-м за всю историю «Формулы-1». Чтобы узнать, кто же из трех претендентов – звезда «Макларена» Хэмилтон, бывший «второй» номер «Феррари» Масса или темная лошадка «БМВ-Заубера» Кубица – получит главный трофей, нужно всего лишь потерпеть две с половиной недели. Но фанаты терпением никогда не отличались, поэтому давайте сравнивать!

Техника/скорость

Поскольку считается, что в королевских автогонках чуть ли не 80 процентов успеха зависит от болида, имеет смысл начать оценку шансов кандидатов именно с той техники, с которой они выйдут на старт Гран-при Китая и Бразилии. Здесь проще простого выделить слабейшего – это «БМВ-Заубер», но совершенно не представляется возможным определиться с сильнейшим. Четыре Гран-при подряд ни «Макларен», ни «Феррари» не проводят чистый гоночный уик-энд, по которому можно было бы судить об их актуальной форме относительно друг друга. Собственно, последняя гонка, в которой все было скучно и понятно, прошла в Валенсии. Масса выиграл, но и Хэмилтон отстал незначительно. По тем урывкам, что наблюдались после, уже не разложишь по полочкам, как в прошлом году, что на вот этих быстрых аэродинамических треках лучше выступает «Феррари», а вот на тех с узкими медленными поворотами и шиканами – «Макларен». За этот сезон два фаворита подравнялись, хотя, на мой взгляд, у Скудерии найти ответы на проблемные вопросы трасс, скажем, в Монако или Венгрии, получилось лучше, нежели у оппонентов – те на традиционно «алых» автодромах вроде Турции или Франции предсказуемо оставались позади.

Что касается «БМВ-Заубера», то там после Гран-при Канады наметился спад, достаточный для того, чтобы иногда выпустить вперед «Тойоту», порой «Торо Россо», а теперь и «Рено». В немецкой команде сейчас должны кусать локти: представился такой уникальный шанс – выиграть два чемпионата, а у них машина не тянет. И вроде бы по мелочи дорабатывали, но чаще новинки, по словам Кубицы, просто не использовали, поскольку должного эффекта они не приносили. В принципе, никто не требовал от баварцев догонять и обгонять «Макларен» с «Феррари» – силенок бы все равно не хватило. Но вот защищать тылы, возможно, нужно было не с прицелом на третье место в Кубке, а с небольшим запасом. Достаточно было надежно держаться впереди «Рено» и «Тойоты» в гонках, и этого вполне могло хватить, чтобы победить более грозных соперников. Вполне возможно, что та пара очков, упущенная в Сингапуре в пользу Фернандо Алонсо, окажется решающей в споре за титул.

Техника/надежность

Может для кого-то рассуждения об очках и шансах «БМВ-Заубера» покажутся притянутыми за уши, но нельзя упускать из виду и тот факт, что это единственная команда чемпионата, которая пополняет копилку в абсолютно каждой гонке сезона. Даже больше – «беспроигрышная» серия тянется второй год, с Гран-при Австралии-2007, и баварская конюшня уже делит с «Феррари» третью строку по данному достижению за все 59 лет проведения чемпионатов. В этом сезоне Хайдфельд вообще не сошел ни в одной гонке, Кубица же один раз получил предательский удар сзади от Накадзимы, один раз, в Великобритании, сошел из-за собственной ошибки. Техника у «БМВ» пуленепробиваемая.

Про моторы «Феррари» в этом году уже можно было сложить отдельную песню, но сейчас не о них. В «Макларене» на «Фудзи» как-то ошеломляюще неожиданно тоже сгорел движок. Во второй гонке цикла (его заменили, воспользовавшись «джокером» в Сингапуре) на машине Ковалайнена. Для команды и болельщиков это тревожный звонок – за неделю проблему, если она не случайна, не решить, тем более что катается Большой цирк сейчас далеко от собственных баз, сразу из Японии и переехал в Китай. Позитивный момент – Льюису как раз поставят новый двигатель на этап в Шанхае, тогда как оба двигателя «Феррари» поедут по второй гонке. Казалось бы, у британца в запасе еще есть свободная замена, и можно было бы ее использовать в Бразилии, получив два свежих силовых агрегата в решающих битвах, вот только, как подсказали британские журналисты, перед последней гонкой использовать «джокеры» запрещено, и разница в износе движков на «Интерлагосе» может сыграть существенную роль.

Трассы

Несмотря на ремарку о том, что выступления «Феррари» и «Макларена» практически сравнялись на трассах разных типов, забывать о том, что заключительные два этапа пройдут на «территории красных», не стоит. В Китае прошло всего четыре Гран-при, и три из них остались за пилотами итальянской конюшни. Конечно, все помнят, что в прошлом году лидировал-то Льюис Хэмилтон, но тот этап скорее стоит поставить ему в пассив, нежели в актив – англичанин до сих пор иногда натыкается на видеозапись злосчастной встречи с самой маленькой гравийной ловушкой всех времен и народов и до сих пор думает, как же это было глупо.

«Интерлагос» не просто автодром, на котором последние два года царствует «Феррари». Это один из тех треков, что я однажды назвала «Масса-трассами». Фелипе просто в субботу берет поул, а дальше его только и видали соперники. Прошлогодний Гран-при Бразилии – не в счет…

Остудить запал «Феррари» на заключительных гонках может разве что погода. В Китае ждут относительно низкие температуры (около 20 градусов), что в сочетании с твердыми и средними покрышками может аукнуться «Хоккенхаймрингом», где сразу несколько команд, лидер Кубка конструкторов в том числе, выставили «Бриджстоуну» претензии по поводу неверно подобранных составов резины. На обоих этапах может пойти дождь (в Китае как раз есть вероятность небольшого аккурат в воскресенье), а то, насколько быстро теряет F2008 темп по отношению к MР4-23 на даже слегка смоченном асфальте, можно было понаблюдать на последнем перед роковым обгоном в Спа круге.

Стратегии

Смена погодных условий на любом Гран-при грозит не только шинными проблемами или ошибками на трассе – тут за Массу стоит особенно опасаться, ведь что Хэмилтон, что Кубица готовы пройти дистанцию безошибочно. Для «Феррари» в такой ситуации вовсе не второстепенная опасность скрывается в изменении гоночной канвы. Лишний пит-стоп, критическое решение по поводу, какие покрышки и когда поменять, сэйфети-кар, как всегда, выкатит в самый неподходящий момент. С мостиком «алых» в такой ситуации еще похлеще, чем со стартами Хэмилтона – никогда не угадаешь, что вытворит. Итого, в ближайших Гран-при итальянцам нужно надеяться на стабильные, без приключений и неожиданностей, гонки. Чтобы Фелипе встал на свои рельсы, и никаких светофоров.

«Макларен» в этом отношении гораздо гибче, дальновиднее и даже где-то удачливее. Когда всем вокруг плохо, Хэмилтон словно входит в раж и готов даже ошибки, вроде столкновения с барьерами в Монако, и неблагоприятные условия, вроде разваливающейся трассы в Канаде или дождя в Хоккенхайме, обращать в свою пользу. «Серебряные» даже где-то надеются на дожди – скорость скоростью, а лишний козырь против «Феррари» никогда не помешает.

Вот «БМВ-Зауберу» стоит задуматься о стратегиях даже глубже, чем «Феррари». Собственно в оригинальной или удачной тактике и видится чуть ли не единственный шанс, который может выловить Кубица в том случае, если с лидерами начнут происходить неприятности. При определенных условиях поляку достаточно будет даже не побеждать, а занимать второе и третье места, поэтому все должно быть разумно – чтобы не сойти и не откатиться в хвост, и в то же время должен присутствовать некоторый риск, ибо в чистом бою ему «Феррари» и «Макларена» не одолеть. Технически баварцы ничего не успевают сделать к Гран-при Китая, потому Вилли Рампф и отмечает – команда может изменить только свой подход к подготовке к гоночному уик-энду…

Помощники

На первый взгляд кажется, что Льюису Хэмилтону готова помогать половина формулического мира. Британская пресса, та, наверное, полным составом готова прыгнуть к своему кумиру в кокпит и шепнуть ему на ушко, когда менять шины, удержать руку от нажатия неверной кнопки на руле и отвести глаза от расстилающегося впереди красного тумана. Да и напарник у британца что надо, с середины чемпионата как минимум не составляет конкуренцию…

И, тем не менее, позиция «Феррари», которая весь сезон терпеливо ждала, пока в команде математически останется только один претендент на титул, выглядит сильнее. Почему? Да даже если не учитывать явное недовольство манерами Хэмилтона в пелотоне, открытое объявление о помощи Массе со стороны Фернандо Алонсо (он действительно это сказал, и, судя по восстановленной форме «Рено», может в неподходящий момент оказать сопротивление), не поддаваться паранойе по поводу пристрастий ФИА, а брать в расчет только напарников, Ковалайнен бесспорно уступает Райкконену.

А это значит, что рычагов влияния в руках Хейкки может оказаться меньше, чем в распоряжении Кими. Собственно, из двух очевидных способов помощи – уступить место напарнику и помешать сопернику – первый может оказаться для него вовсе недоступен из-за того, что Льюис, как правило, быстрее. У Райкконена же, даже несознательно, уже получается хорошо. Этот старт в Японии оказался шикарной провокацией, и теперь «Феррари» точно знает, на чем можно подловить лидера чемпионата.

Прессинг

Если бы сравнение кандидатов по способности справляться с психологическим давлением в решающих эпизодах сезона проводилось неделю назад, Льюис, пожалуй, выиграл бы данную номинацию с хорошим запасом. Появившись в Японии перед журналистами, он излучал такую уверенность и спокойствие, говорил о том, как хорошо отдохнул, и как здорово чувствует себя физически, о том, что он вынес урок из своих ошибок, и теперь только очки, очки, очки… Мы уши и развесили. Поверили, в общем. Но, как верно заметил британский пилот, сложно всегда говорить и делать правильные вещи. А еще сложнее, делать, что говоришь. Поэтому доверия ему после «Фудзи» больше нет. И даже если Льюис не наступит в Китае и Бразилии на те же самые грабли, он вполне способен найти новые. Та же британская пресса между собой уже обменялась чувством, что в Японии Льюис проиграл титул.

Двух других кандидатов нам пока не доводилось наблюдать в борьбе за чемпионат, но совершенно очевидно, что из этой пары наименьшее давление испытывает Роберт Кубица. Поляк, вообще, сам на кого хочешь надавит. Хоть в категоричной форме на собственную команду, которую он справедливо обвиняет в снижении темпа развития болида и неверии, по крайней мере, до сих пор, в возможность выиграть оба титула. Психологический иммунитет Роберта пока тоже не было повода поставить под вопрос – напротив, возвращение в гонки после жуткой аварии в Канаде в прошлом году только убедило в его силе. Сейчас «БМВ-Зауберу» и его лидеру абсолютно нечего терять, прямо как Райкконену в прошлом году. И если с Льюисом уже происходит дежавю, то почему бы спокойному Роберту и правда не выкинуть трюк Кими?

Сейчас вы, конечно же, спросите: «А где же сравнение талантов?» И тут даже не буду отмахиваться фразой о том, что все добравшиеся до «Формулы-1» пилоты талантливы. Потому что чистые способности тройки кандидатов, кажется, внесут весьма незначительный вклад в судьбу чемпионата, решать которую будут внешние обстоятельства и собственные ошибки.