5 мин.

Отголоски прошлого

Просматривая последний номер еженедельника GPweek, поняла, что меня больше всего беспокоит в ситуации, в которой оказалась в начале сезона «Феррари». У каждого тиффози уже наверняка есть своя версия основных причин поразившего «алых» кризиса, поэтому так, субъективное сомнение, никакого всеобъемлющего анализа ситуации. Тем более, Дэвид Култхард вчера кратко, но емко осветил главные моменты: машина медленна и ненадежна, руководству не хватает жесткости. Ну и Кими Райкконену заодно досталось от бывшего напарника…

Кими, его мотивацию и его же желание работать с инженерами трогать не будем. Лично я бы на его месте, в ситуации, когда ничего не получается, да еще все, кому не лень, пытаются уколоть, днями сидела, уставившись в потолок, и даже не глянула бы на работу.

Блещущие невероятными гранями стратегические решения командного мостика Скудерии – уже ошибались до старта гоночного уик-энда (KERS в Китае), во время квалификации (Масса в Малайзии) и в гонке (Масса в Австралии), осталось что-нибудь ляпнуть после финиша – на мой взгляд, элементарно лечатся. Нужно просто отказаться от тактики азартного игрока, который с каждым новым проигрышем начинает делать ставки все крупнее и крупнее, а на некоторое время зафиксировать консервативную стратегию. До тех пор, пока не появится какая-то уверенность.

Сильно критиковать Стефано Доменикали тоже не буду. Он, очевидно, отхватывает большую часть критики по одной простой причине – он руководитель, тот, кто по определению собирает все шишки, а потом пытается раздать их подчиненным. Когда раздает плохо, естественно, получает новые, на этот раз за то, что ему в предыдущий раз не удалось разрулить ситуацию. В идее ДиСи о том, что в «Формуле-1» нужен диктаторский подход, есть рациональное зерно, но даже из-под жесткой руки Жана Тодта или Рона Денниса (если брать только упомянутых Дэвидом личностей) далеко не всегда выходили быстрые и надежные болиды…

Так вот, возвращаясь к материалам GPweek, один из разворотов издания заставил меня вспомнить уже истертую от слишком частого употребления к месту и не к месту фразу: «В этом году огромную роль сыграет темп развития болидов». На странице – новинки «Феррари» и «Макларена», привезенные на Гран-при Китая. У первой по мелочи: малюсенький дефлектор на переднем крыле, передние колпаки а-ля, кстати, «Макларен» и «Форс-Индия», с выступающим вперед «языком». Рядом – «Макларен» с «этажеркой» переднего крыла, напоминающей аналогичный каскад на «Ред Булле» RB5, который как раз хвалили за проработанность данного элемента, и новый диффузор, первая заготовка под двойной. Не то, чтобы эти детали стали каким-то откровением, но прямое противопоставление производит гораздо более сильное впечатление, нежели изучение их по ходу уик-энда. Хорошо еще, что рядом не поместились элементы, которые в субботу привез личный самолет Флавио Бриаторе для болида Фернандо Алонсо.

Кстати, на Гран-при Австралии и Малайзии «Феррари» также не слишком блистала новинками – внимание обращали в основном на щель в нижней плоскости заднего антикрыла. И это все на фоне еще презентационного наблюдения о том, что F60 основными очертаниями уж слишком похожа на прошлогоднюю F2008…

Конечно, к Барселоне Скудерия готовит пакет модификаций, в который, как подтвердил Лука Колаянни, войдет модный диффузор и все, что нужно переработать для нормального его функционирования. Тогда мне, возможно, придется расплачиваться за пессимизм и поспешные выводы, но сегодня темп итальянцев в гонке вооружений серьезно настораживает. В Бахрейне у Фелипе Массы и Кими Райкконена будет все тот же болид (только, возможно, снова с KERS, над которым до четверга будут колдовать в Маранелло), а соперники тем временем везут очередные обновки. Причем везут уверенно, без тестов, а пилоты только и делают, что отмечают, как это все работает по плану.

«Гранды догонят «диффузорщиков», – сходятся во мнении болельщики, подразумевая ресурсы, финансы, мозги. Но почему-то в ответ вспоминается недавняя фраза Массы: «В этой команде большинство сотрудников знало только хорошие времена». Времена, когда день ото дня болид вылизывался и вычищался, когда как раз развитие и заключалось в щелочке там и закрылочке здесь, когда база была столь хороша, что этого хватало. Даже не будем о том, что «Феррари», как и ее главные соперники в прошлом, проморгала шанс с двойными диффузорами. Проблема в том, что пока она только мелочится, вызывая логичный вопрос: а не забыли ли Альдо Коста и Николас Томбасис о том, как делать крупные приращения? Внимание к деталям, это хваленое свойство топ-команд, может ли оно сейчас только мешать, скрывая от взгляда глобальную картину? Или, может, в какой-то момент команда фундаментально задержалась с разработками?

В этом свете даже как-то иначе смотрится одна из январских-февральских тем обсуждения – нелегальные выхлопы F60. Тогда команда выкрутилась объяснениями о том, что данная область болида в регламенте была окончательно определена слишком поздно, а презентация прошла слишком рано. Да и вообще, кто вам обещал полностью легальный болид на показе и первых тестах? Но новые боковые понтоны, скрывающие выхлоп, появились только в начале марта – выглядит как двухмесячная работа над ошибками, потеря времени, которое можно было посвятить следующему шагу. Кстати, болельщики «Феррари», будете строить оптимистичные прогнозы на «Сахир» на основе неплохих зимних тестов команды на этом автодроме в обществе «Тойоты» и «БМВ», не забывайте, что болид был еще с теми трубами…

А в марте сразу нужно было хвататься за диффузоры, ведь не могла «Феррари» быть настолько самонадеянной, чтобы полностью исключить возможность их легализации. Вон Бриаторе можно обвинить в лицемерии – кричал громче всех, а в Энстоуне тем временем полным ходом ваяли двойной диффузор, но в недальновидности его никак не уличишь. В Бахрейн даже «Форс-Индия» привезет новый элемент – у VJM02 аэродинамика своя, но, все же, очень любопытно будет сравнить их творение с тем, что стоит на «Макларене».

Говорят, F60, наряду с RB5, требует самого серьезного пересмотра конструкции хвостовой части. В то время как с «быками» все ясно – у них чудо задняя подвеска, низко и далеко вынесена коробка передач, причины, по которым тормозит «Феррари», мне не совсем понятны (найдете что-нибудь, пожалуйста, дайте знать). Дождемся Барселоны – посмотрим. Надеюсь, червяк сомнения к тому моменту не сожрет остатки веры в «Феррари». Пока же экспресс-рецепт по выходу из кризиса видится не в бичевании гонщиков или руководства, а в быстрой генерации солидных инженерных идей. Тут, правда, не помогут ни кнут, ни пряник. По себе знаю…