5 мин.

Высший пилотаж

Еще вчера после квалификации пришла в голову мысль о том, что новое начало чемпионата мира, о котором все твердили перед Гран-при Германии, как-то уж очень напоминает начало старое, то есть, настоящее, австралийское. Тот же обладатель поула, Льюис Хэмилтон, через сутки оказался и победителем, и даже в гонке один и тот же пилот, Тимо Глок, серьезно расколотил свой болид, вызвав на трассу машину безопасности.

Впрочем, по ходу гонки чаще возникала более древняя ассоциация с этапом 2000 года, когда стартовавший с 18-й позиции Рубенс Баррикелло, воспользовавшись периодом сэйфети-кара, а затем и рискнувший не менять шины под дождем, пришел к своей первой победе в карьере. Сегодня другой бразилец стартовал 17-м и при помощи стратегии с одним пит-стопом, поставить на которую не рискнула больше ни одна команда, неожиданно оказался лидером Гран-при и имел бы все шансы остаться во главе пелотона до самого клетчатого флага, если бы позади него чудеса пилотирования не демонстрировал Хэмилтон…

Главных выводов из немецкой гонки у меня сегодня получилось ни много, ни мало – два. Первый весьма неоригинален и состоит в том, что сэйфети-кар – необычайно полезная штука для Гран-при на трассах типа «Хоккенхаймринг», где места для обгонов шикарные, но по итогам квалификации пелотон перемешан недостаточно сурово. Машина безопасности, особенно выпущенная в столь неподходящий момент, как в прошедшей гонке, заставляет стратегов шевелить извилинами, причем не всегда в верном направлении, а пилотов – атаковать, также не всегда успешно.

Ведь до того момента, как на «Тойоте» Тимо Глока сломалась подвеска, в Гран-при Германии интрига была просто на нуле. Тройка лидеров не сменилась ни на старте, ни на первой волне пит-стопов, и столь же бесхлопотно Хэмилтон, Масса и Ковалайнен наверняка намеревались добраться до второй дозаправки, а там и до победного шампанского. Сэйфети-кар поломал планы одних, вознаградил оригинальность других, и выиграли от этого всего болельщики, которые только и успевали считать обгон за обгоном – и это на сухой трассе и при одинаковой загрузке болидов топливом!

Главная мысль, прозвучавшая после финиша гонки и нашедшая отражение в нескольких бегло просмотренных британских обзорах: Льюис Хэмилтон выиграл не благодаря тактике «Макларена», а вопреки ей. Мол, серьезно ошиблась команда, оставив Льюиса на трассе в момент, когда был открыт пит-лейн, и пелотон за считанными единицами, включавшими Хэмилтона, Пике-младшего и Хайдфельда, рванул на дозаправку. И вроде бы верный вывод, ведь из-за этого неординарного стратегического хода пришлось британцу поработать, сначала создавая отрыв, а затем прокладывая себе путь к победе атаками. Но ведь в ретроспективе решение «серебряных» оказалось более мудрым, нежели стадное чувство, пригнавшее на пит-лейн другие команды.

3аметьте, что 38-й круг, когда прошла основная волна вторых пит-стопов, был на самом деле рановат для стандартной тактики двух дозаправок, которая подразумевала бы обслуживание в боксах на десяток кругов позже (Льюис, например, остановился на 50-м). Принимая решение в такой ситуации, в «Макларене» логично рассудили, что не стоит складывать все яйца в одну корзину, и разделили тактики: Ковалайнену, как всегда, – консервативную, Хэмилтону, глядя на его темп на первом отрезке гонки, где 0,6 секунды отыгрывались играючи, – агрессивную. Во-первых, подстраховались на случай дальнейших непредвиденных обстоятельств, во-вторых, сократили до минимума количество кругов, которые пришлось бы британцу провести на более мягких покрышках, в-третьих, не заставили Хейкки стоять в очереди на пит-лейн, ожидая, пока закончится пит-стопа напарника (неизвестно, сколько бы финн потерял из-за этого мест). Итого: максимально возможный суммарный – командный, как подчеркнул Рон Деннис, – результат.

И снова в ретроспективе и в сравнении с «серебряными» в неприглядном свете предстают стратегические решения мостика «Феррари». Здесь как раз в отличие от «Макларена» поступили стандартно. Сейфети-кар – все на пит-стоп! В итоге мы наблюдаем, как Кими Райкконен теряет время за спиной напарника, выпуская при этом вперед аж пять соперников, которых затем придется обгонять на трассе. Красиво, бесспорно. Но ведь жутко неэффективно. Останься действующий чемпион до момента своего истинного пит-стопа (первый был оттянут на 4 круга по отношению к остановке Хэмилтона, значит, запас был), и у него был бы шанс финишировать как минимум впереди Хайдфельда. Это уже две позиции, а с учетом темпа, который демонстрировал финн, он мог бы попытаться опередить и Массу, и, кто знает, возможно, также Нельсиньо Пике…

Нельсиньо – вот кому подфартило с пейс-каром так, что даже думать ни о чем не нужно было. Единственный пит-стоп бразильца остался за кадром, но произошел он на 35 круге, «Тойота» подвела Глока на 37-м. Случись чуть позже дозаправка, или чуть раньше авария – попал бы бразилец на закрытый пит-лейн и получил бы обидный штраф. А так все просто, топлива в баках до финиша, остается только до него добраться.

Тут, конечно, нельзя не отметить и тот факт, что «Рено», которая в руках Фернандо Алонсо не могла опередить «Торо Россо» Себастьяна Феттеля и теряла позиции из-за разворотов и ошибок двукратного, под управлением дебютанта сезона уступала в скорости только «Макларену». Да и то, лишь одному из них. По сравнению с тем же Фелипе Массой или Хейкки Ковалайненом, которые оказались с самого рестарта позади него, Нельсон не только показывал равное время, но и отрывался от этой пары, не предоставляя своему соотечественнику даже повода для атак. Единственная ошибка, которую можно было бы поставить в упрек бразильцу – комментарий после гонки. Но он был так счастлив оказаться хотя бы даже на втором месте – как-никак это первый подиум «Рено» в сезоне и принес его он, часто критикуемый новобранец, а не высокооплачиваемы, опытный двукратный чемпион мира, – что прямо так и сказал о своем намерении совсем не бороться за победу. Только бы второе место не потерять…

Второй вывод по итогам Гран-при Германии: «Макларен», хотя по-прежнему находится только на третьей строке Кубка конструкторов, безусловно переломил ход чемпионата в свою пользу. Уже после квалификации на «Сильверстоуне» было заметно, что последние модификации сделали серебряные болиды быстрее алых на медленных участках трасс, не потеряв при этом ничего на скоростных, и в Хоккенхайме наблюдение подтвердилось – Хэмилтон отлично проходил все сектора «Ринга», но главное – опережал F2008 на последнем, там, где стадион и медленные виражи. Средненький трек, который по характеристикам должен был больше подходить «алым», не покорился им вовсе.

Если бы сравнивать «Феррари» со вторым «Маклареном», еще можно было бы поставить между ними знак равенства. Но Льюис за рулем MР4-23 – именно тот ингредиент, который приносит преимущество, и заметное, британской команде. Под дождем, по сухой трассе, лидируя в гонке, или оказываясь позади соперников. За последние два этапа мы наблюдали столько различных ситуаций, в которых лидер чемпионата был хорош, что совершенно не понятно, в какой стороне итальянской конюшне изыскивать ресурсы для борьбы. Слабое место «серебряных» представляет Хейкки Ковалайнен, но только в командном зачете – в личном его проигрышные выступления все больше и больше играют на руку Хэмилтону. И два реверанса подряд со стороны финна уже даже потребовали объяснений со стороны высокого руководства. Оказывается, пилот сам принял решение пропустить более быстрого напарника… Ну хоть чему-то научился Рон Деннис после Гран-при Монако прошлого года.