5 мин.

Сайонара, «Супер Агури»

История с «Супер Агури» – это не тот случай, когда утро вечера мудренее, когда вчерашние мрачные предчувствия рассеиваются с началом нового дня. Собственно, у маленькой японской конюшни больше не будет дней, когда нужно не покладая рук трудиться, чтобы выпустить на старт Гран-при Такуму Сато и Энтони Дэвидсона в надежде, что кто-нибудь из них добудет важные очки. Не будет и ночей, когда нужно размышлять над тем, как сохранить команду и обеспечить ей стабильное будущее. Не будет самой «Супер Агури», которая сегодня объявила о полном прекращении своей деятельности…

Нам, конечно, кажется, что одиннадцатую команду чемпионата можно было спасти, отдав ее на попечение немецких инвесторов, которых представляла группа Франца Йозефа Вайгля, занимающаяся разработкой и производством компонентов трансмиссии для многих автоконцернов, в том числе и для команд «Ф-1». Баварский бизнесмен, можно сказать, уже принял под свое крыло «Агури», когда оплатил ее участие в Гран-при Испании – по некоторым сообщениям выступление на этапе стоит 2 миллиона долларов, из этой суммы «Хонда» выделила только 10 процентов. То, как быстро стороны нашли общий язык и начали сотрудничество, вероятно, должно было убедить японский концерн в серьезности намерений бизнесмена, но по каким-то причинам (о возможных  – чуть ниже) план «Хонде» не понравился.

Некую туманную роль в этой драме сыграл исполнительный директор заводской конюшни Ник Фрай, лоббировавший поначалу интересы группы Magma и своего приятеля Мартина Лича, который представлял ближневосточных инвесторов. Он даже запустил слух, что переговоры на этом фронте продолжаются, хотя уже после первых сообщений об отказе Dubai International Capital от сделки было понятно, что о ее возобновлении не может быть и речи. Затем Фрай позволил себе несколько критических высказываний по поводу новых возможных партнеров – мол, невозможно найти надежного инвестора за 48 часов, а потом с его подачи и вовсе грузовики команды Агури Сузуки не смогли попасть на турецкий автодром…

В общем, сложно избавиться от чувства, что отнюдь не все было сделано «Хондой» для спасения «Супер Агури», и уж тем более то, как жестоко была обставлена ее «смерть», никак не делает японскому автоконцерну чести.

С другой стороны, не будем забывать и то, что без «Хонды» маленькой конюшни Агури Сузуки не было бы вообще. Кто как не она оплатила 48 миллионов вступительного взноса, покрыла издержки после того, как титульный спонсор SS United отказался платить по счетам, и вообще терпела до тех пор, пока долг не вырос в огромную сумму в 100 миллионов долларов? Когда «Супер Агури» только создавалась, ее живучесть и полезность для «Хонды» не вызывали сомнений – в 2008 году должен был вступить в силу новый Договор Согласия, разрешающий использование клиентских шасси, ФИА даже готовила регламент под это пятилетнее соглашение, конюшня Сузуки становилась совершенно легальной, могла существовать при относительно небольшом бюджете (проект «Продрайв» закладывался под 100 млн в год) и приносить заводской команде пользу в виде сбора данных на тестах и гонках.

Сегодня климат в «Ф-1» полностью изменился – по новому Договору не удалось достичь никакого согласия, и содержать клиентов стало крайне невыгодно, особенно с учетом того, насколько радикальные изменения в техническом регламенте ожидаются в следующем сезоне. Например, Росс Браун, который возглавляет сейчас заводскую «Хонду», не раз подчеркивал, что 2009-й представляет совершенно уникальную возможность вырваться вперед тому, кто наиболее успешно реализует все возможности, предоставляемые «во время перемен». Он даже не собирается отвлекать ресурсы на доводку RA108 – еще одна модификация пакета, и конструкторское бюро в Брэкли полностью переключится на модель-09. А «Хонде», которая с треском провалилась в прошлом году, есть что выигрывать в будущем.

И тут такой отвлекающий от основной миссии фактор – «Супер Агури». Ходит, постоянно просит денег. Предлагает инвестора, у которого оборот – 160 млн евро в год, то есть средств вряд ли достаточно на полноценное содержание, а уж тем более превращение в конструктора. Не обещает выплатить стомиллионный долг – ну разве только частями за три года под предполагаемые доходы от телетрансляций, которые за десятое место должны составить 30 млн в год. Ну, так ведь никто не гарантирует, что команда продержится на плаву все три сезона, да еще и опередит хорошо финансируемые «Торо Россо» и «Форс-Индию». Послушать Энтони Дэвидсона, так на этой машине вообще ездить невозможно…

Тут вспоминается история со «Спайкером», когда исполнительный директор компании признался, что авантюра с формулической конюшней чуть их не разорила, вытягивая все соки, пока, наконец, к августу 2007-го от нее не избавились. Пожалуй, та же участь могла бы постичь и альянс Сузуки-Вайгль, и снова Агури-сан потянулся бы за помощью к «Хонде», снова нужно было бы отвлекаться, искать для них решение... Да, наверное, рано или поздно японскому концерну все равное пришлось бы ответить отказом. Решили не тянуть.

Что теперь будет с членами команды? Агури Сузуки уже высказал свое нежелание иметь какие-либо дальнейшие отношения с «Клубом пираний». Сотрудники, те, кого не забрала «Хонда» при сокращении 2007 года, выйдут на биржу, и самые талантливые наверняка будут подобраны другими конюшнями. Такой прекрасный тестер, как Энтони Дэвидсон, вряд ли долго останется за пределами паддока, хотя наверняка он сейчас жалеет, что отказал «БМВ-Зауберу», предпочтя остаться боевым пилотом «Супер Агури». Такума Сато… Ради того, чтобы этот парень не оказался за бортом, и закрутилась вся эта история. Тогда «Хонда» элегантно вышла из-под обстрела фанатов, чтобы сейчас, бросив «агуриков», навлечь на себя еще больший гнев… Думаю, Такума также не прощается с «Формулой» и в каком-либо качестве объявится в той же «Хонде».

Нам же остается только сказать спасибо всей команде за урок истинного энтузиазма и борьбы до последнего вздоха. И за этот обгон Такумой двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо на Гран-при Канады 2007 года