5 мин.

Фантазия о Михаэле

Ну, ладно, не только нормальных, но и весьма богатых людей. Он отдыхал с семьей, играл в футбол, прыгал с парашютом, гонялся на картах и мотоциклах, снимался в кино и рекламных роликах, строил дом... Правда, там не дом, а замок на берегу Женевского озера с территорией, полностью укомплектованной для королевского проживания инфраструктурой – футбольным полем, вертолетной площадкой, пристанью, пляжем, заправочной станцией…

Фурор в гоночном мире Михаэль произвел в этом году дважды. В первый раз – когда появился в паддоке Гран-при Испании. Тогда на интервью с немцем пришли толпы журналистов, а в интернете обсуждались даже мельчайшие детали его «штатского» гардероба. Во второй раз семикратный наделал шуму, появившись в середине ноября на тестах (опять же в Барселоне) и установив лучшее время двух выделенных ему испытательных дней. В Хересе на последней сессии года, когда тестировались слики, результаты немца были уже гораздо скромнее. А его участие в Гонке чемпионов хоть и снова произвело впечатление на журналистов, сопровождалось проигрышем в личном зачете Маттиасу Экстрему и заглохшим мотором в финале Кубка наций, из-за чего победа в этой номинации стала целиком и полностью заслугой молодого Себастьяна Феттеля.

В целом же, исключая гоночную и тестовую активность по окончании сезона, Шумахер большую часть эфирного времени провел скромно стоя (даже не сидя!) на командном мостике за спинами вершителей судеб чемпионата. А мне, например, всегда было любопытно смотреть на Михаэля в более ответственной и полезной роли, нежели туманная должность консультанта, которая по ходу Гран-при выражалась в нечаянной деморализации Кими Райкконена.

Возвращения в гонки от него не жду. Во-первых, как уже было отмечено, в чемпионате интересно и без него, а во-вторых, как говорит Росс Браун, для утоления жажды скорости Михаэля вполне устраивают испытательные заезды. Он может выходить на тесты, вызывать восхищение, демонстрируя свой нестареющий талант, но при этом избегать борьбы колесо в колесо в гонках и унижения от проигрыша более молодым соперникам. Все говорят, что он мог бы вернуться и выиграть еще хотя бы один чемпионат – зачем разубеждать и разочаровывать поклонников?

Но может он вернулся бы в качестве менеджера? Когда в ноябре в «Феррари» произошла очередная кадровая перестановка в руководящей верхушке, и образовалась вакансия спортивного директора (занимавший ее Стефано Доменичали был круто вознесен на пост босса гоночного отделения), признаюсь, в голову пришла мысль, что вот она, та роль, что подошла бы Михаэлю Шумахеру... А что? Был бы такой «играющий тренер». Но, увы-увы! Ему предлагали гораздо больше, чем скромное место спортивного директора – он отказался. Во вчерашнем интервью Auto Motor und Sport уже бывший босс Скудерии Жан Тодт признался, что самый успешный гонщик «Феррари» был наилучшим кандидатом на его высокий пост, но не захотел браться за эту работу…

Поборов искушение утверждать, что одно только присутствие Михаэля в боксах команды заставит все «винтики» вращаться в правильном, то есть победном, направлении, и повторно поразмыслив над идеей, должна признать, что из немца, возможно и не вышел бы успешный руководитель конюшни. Он был прекрасным исполнителем задумок стоявшей за ним горой «Феррари», в частности, исключительно быстрым в те решающие моменты гонок, когда должна была сработать запланированная Россом Брауном тактическая находка. Но самостоятельные, заранее не проработанные решения в критические эпизоды выходили у него весьма оригинальными – получались тараны в Аделаиде и Хересе, или парковка в Монако.

Факт, что из самых успешных гонщиков в истории «Ф-1» выходили, за редким исключением, довольно средние, если не сказать малоуспешные, боссы или владельцы конюшен. Недавний пример – трехкратный обладатель титула чемпиона мира Ники Лауда, который в «Ягуаре» больше говорил и конфликтовал с Бобби Рэйхолом, чем направлял прогресс команды. Еще один не слишком старый пример – четырехкратный Ален Прост, купивший в начале 1997-го «Лижье», кстати, достаточно успешную конюшню, созданную тоже бывшим формулическим гонщиком Ги Лижье, с девятью победами в копилке. В первый год «Прост» был вполне конкурентоспособен, и до своей аварии в Канаде Оливье Панис дважды поднимался на подиум. К сожалению, за пять лет существования темно-синие болиды французской команды с французскими моторами, а в последний год и с шинами национального производителя, откатились из середины в хвост пелетона, не набрав вообще ни одного очка в 2000-м. Потеряв тогда титульного спонсора, табачную компанию Gauloises, Ален так и не смог собрать бюджет для дальнейших выступлений в «Формуле».

И раз уж зашла речь о чемпионах, руководивших командами, нельзя не вспомнить самого успешного из них – Джека Брэбэма, который выиграл свой третий титул в 1966-м на болиде собственной конюшни. В следующем году команда сохранила первое место в личном зачете, но уже стараниями Хьюма. Однако, кроме Брэбэма еще и Джон Сертис, Грэм Хилл, Эммерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт (это же сколько титулов они в сумме выиграли!) создавали конюшни, и только последнему из них всего однажды досталось победное шампанское вперемешку с дождевыми каплями на Гран-при Европы-99, когда лидеры столкнулись с разнообразными неприятностями и выиграл Джонни Херберт…

В общем, статистика голосует против эксперимента с ролью босса команды для Михаэля Шумахера. Но любопытно же все равно! Может, когда-нибудь в будущем он заскучает в своем огромном поместье достаточно, чтобы рискнуть и, например, спасти своими миллионами экс-«Джордан»? В конце концов, в этом году ходили слухи о покупке немцем на пару с Николя Тодтом «Торо Россо», а в королевских автогонках никогда не бывает дыма без огня.