5 мин.

Найти одну десятую

Фото: REUTERS/Michael Dalder

В 2006-м болид F1.06 еще не считался полноценным детищем баварцев, ибо был разработан в основном при старой организационной структуре и являлся модификацией модели 2005 года. Но, несмотря на то, что отделение шасси в Хинвиле и моторостроитель в Мюнхене никогда раньше не сотрудничали, машина была достаточно хороша для двух подиумов в Венгрии и Италии и пятой позиции в Кубке.

К началу прошлого сезона «БМВ» завершила определенный этап расширения швейцарской базы: аэродинамическая труба заработала в три смены, суперкомпьютер по имени Albert получил апгрейд до второй версии, а штат сотрудников вырос до четырех сотен. Легко заметить, что «БМВ» решила сосредоточиться на аэродинамических исследованиях, загружая свой CFD компьютерными симуляциями и круглосуточно работая с моделями в туннеле. Курс вполне верный с учетом того, что развитие двигателя заморожено, шинный поставщик один для всех команд, а аэродинамические изощрения остались практически единственной областью, в которой полет фантазии не был сурово ограничен. Впрочем, все еще впереди. Но о новом регламенте, продвигаемом ФИА, мы поговорим в отдельной статье, как только в сезоне презентаций появится «окно»…

Обводы F1.07 были незамысловатыми, но зато в целом конструкция оказалась эффективной и, что сыграло существенную роль, допускала широкий спектр настроек. В результате болид был легко адаптирован к шинам «Бриджстоун» и почти одинаково подходил и мягкому стилю пилотирования Ника Хайдфельда и агрессивному – Роберта Кубицы. Провал оппозиции (окружавших «БМВ-Заубер» в 2006-м «Хонды» и «Тойоты») и резкое падение с пьедестала чемпионской «Рено» открыло баварцам путь на третье (а после дисквалификации «серебряных» -- второе) место с первой за всю совместную историю сотней очков. Собственно, в ретроспективе сезон получился для команды несколько «скучным». На их позицию никто не претендовал, а до соперников из «Макларена» и «Феррари» пилоты не дотягивали, как ни старались они квалифицироваться на легкой машине или использовать нестандартную стратегию, предсказывая сэйфети-кары, которых не было.

И ведь подумать только, девять побед «Феррари» или восемь «Макларена» и всего два подиума, которых добился «БМВ-Заубер» в 2007 году (пропасть!), разделяли какие-то 0,1 секунды на километр – именно так оценил технический директор немецкой конюшни Вилли Рампф отставание своих автомобилей!

В погоне за этой десятой инженеры создали и сегодня в Мюнхене представили новинку F1.08, которую их босс назвал «радикальной эволюцией». Действительно, за основу взята прошлогодняя модель, но кропотливая работа над его усовершенствованием заметна со всех внешних ракурсов – отдел аэродинамики потрудился на славу, сохранив индивидуальный облик автомобиля. В первую очередь бросается в глаза более тонкий носовой обтекатель и сложное переднее антикрыло. Баварцы не стали следовать моде «Макларена» и «Тойоты», взяли за основу один из трех своих вариантов крыла, использовавшихся в прошлом году (то, что квадратной формы), сделали его трехъярусным, более массивным и весьма агрессивным на вид. На передних колесах появились колпаки интересной конструкции, совсем не похожие на те, что предложила в прошлом году Скудерия – в них нет наклонной прорези, зато присутствует значительных размеров и пока не ясного назначения «лепесток». Боковые понтоны были несколько пересмотрены, стали более элегантными и довольно узкими, как и кожух двигателя, уменьшая, таким образом, всю конструкцию системы воздуховодов. Задняя часть машины серьезно переработана: это заметно по закрылкам и задней подвеске, к тому же, наверняка, там новый диффузор, который во время церемонии был скрыт от посторонних глаз. Интересно, что болид сохранил «рога викингов», те самые, что исчезли на «Макларене» МР4-22 по ходу прошлого сезона после установки нового заднего антикрыла.

В целом, база F1.08 по сравнению с ее предшественницей стала длиннее на 2 сантиметра (это точные данные, а не прикидки «на глаз») и составила 3130 мм, что всего на 5 мм меньше самой «длинной» прошлогодней «Феррари».

По словам Рампфа, команда проделала огромную работу, стараясь создать автомобиль, который в отсутствие электронных систем помощи пилотам максимизировал бы работу шин, был более устойчивым и менее нервным в поворотах, нивелировал ошибки гонщиков и попытки слишком резкого пилотирования. Кстати, раз уж речь зашла о шинах. Прошлогодняя машина разрабатывалась в условиях очень скудной информации о «Бриджстоунах», теперь же, после целого сезона успешного опыта, «БМВ», разумеется, учла их специфику, так что в области механического сцепления можно с оптимизмом предсказывать прогресс. Аэродинамика, говорят, получилась тоже удачной – первые же тесты в аэротрубе превзошли все ожидания конструкторов.

Слабым местом F1.08 может оказаться коробка передач. Собственно, именно проблемы с системой быстрого переключения заставили Хайдфельда и Кубицу в 2007-м четыре раза завершать гонки досрочно. Но если уж трансмиссия работала, то надежность болида была отменной -- на счету баварцев только еще один единственный сход, печально запомнившаяся авария Роберта в Канаде. В этом году коробка должна выдерживать дистанцию четырех Гран-при, и мелькали слухи, что на испытаниях в Мюнхене не все проходило гладко.

Семимильными шагами «БМВ-Заубер» продвигается не только по протоколам королевских автогонок. Ту же философию используют инженеры при введении новинок: команда пока не может себе позволить глубоко прорабатывать каждую мелочь и набирать сотые-десятые с каждым нововведением. Вместо этого, в ход идут решения, которые могут дать сразу серьезное преимущество и большую прибавку в скорости на круге. Если эта тенденция прошлых лет сохранится, можно ожидать от немцев очередного рывка вперед, к той первой победе, которая не материализовалась в прошлом сезоне. Такова цель команды Марио Тайссена, только не следует забывать, что самоустранившаяся в прошлом году оппозиция укрепила ряды: «Хонда» привлекла Росса Брауна, «Рено» вернула Фернандо Алонсо, а «Ред Булл» в помощь Эдриану Ньюи нанял Джеффа Уиллиса и заметно ускорился в последних гонках-07. Оглядываться через плечо, в общем, не помешает