9 мин.

Финалист Кубка Гагарина гонит болельщиков с трибун

Как не надо продавать сезонные абонементы.

alt

Новый чемпионат Континентальной хоккейной лиги стартует уже через 11 дней – болельщики начинают выходить из летней спячки, достают из чуланов джерси любимых команд и периодически обновляют официальные сайты клубов в поисках информации по сезонным абонементам.

Отечественный аналог НХЛ пошел уже на девятый круг, громадная неповоротливая машина российского хоккея потихоньку набирается опыта и медленно и нехотя, но все же верно поворачивает свое лицо к российским болельщикам. Делать хоккей не просто зрелищем, а интересным и комфортным мероприятием для всей семьи, кажется, теперь умеют не только финны с чехами. СКА, «Сибирь», «Авангард» – список команд, которым не все равно на своих фанатов, пополняется с каждым сезоном. Акции для болельщиков, современные схемы продаж абонементов и билетов, открытые тренировки, автограф-сессии, пополняющиеся разнообразным товаром фан-шопы – это все теперь есть, например, в Новосибирске, Омске, Питере и ряде других городов.

Значит, скоро появится и в моем городе. Если уж по ту сторону Урала так все современно и здорово, то и в старенький дворец на Ленинградском шоссе города-героя Москва прогресс обязательно заглянет. Новый сезон, новый вызов. Вообще конец лета – это такой некий психологический барьер. Осень – очередной шанс начать все сначала и двигаться в новом направлении. Начать правильно питаться, записаться в бассейн. Ну или например, начать заботиться о своих болельщиках…

Точно не помню, сколько сезонов подряд я покупаю абонемент на матчи ХК ЦСКА. Наверное, лет пять. Но традицией это стало приятной. В рамках одного сектора все уже друг друга знают, если не поименно, то в лицо. Когда мы выкупали абонементы на прошлый сезон, чтоб сидеть на тех же местах, что и обычно, в e-mail рассылке нас было где-то человек под 30. Организовывались, чтоб весь сектор – одни свои. Здорово. Вот и жена решила купить абонемент и начать ходить болеть. Такое единение, знаете ли, привлекает даже людей далеких от хоккея.

Пару дней назад наш общий товарищ сделал такую же рассылку. На этот раз отказавшихся было почти столько же, сколько и адресатов в целом.

На самом деле поклонника хоккейного ЦСКА очень сложно чем-то напугать. Болельщик данного типа обычно неприхотлив, терпелив и настойчив. Он может смотреть хоккей из-за искусственно созданного препятствия, может часами стоять в очередях за билетом, осознавая, что шанс его купить чуть меньше, чем шансы «Куньлуня» выиграть Кубок Гагарина. Он может многое. Но с новой абонементной программой своего любимого клуба он смириться все же не смог.

Давайте разбираться.

На армейском официальном сайте появилась абонементная программа. Мы всегда брали второй по дешевизне абонемент: сектора 5, 6 – это места за воротами. Дешевле только пара сотен мест на фанатском диагональном секторе, туда билеты продаются по КЛС (клуб любителей спорта ЦСКА). Это места больше «для своих», там происходит активная поддержка с барабаном, стоячими местами и прочими важными, но своеобразными особенностями активного саппорта. Поэтому данную категорию абонементов мы рассматривать не будем. В прошлом году мы брали абонементы за 7000 рублей. В стоимость входил весь плей-офф, так что, учитывая силу состава, абонемент стоил довольно разумные деньги. Можно даже сказать, что вышло недорого. В этом сезоне абонемент на те же места будет стоить 12000 рублей и будет распространяться только на первый круг плей-офф. Болельщики того же СКА могут сразу саркастически хмыкнуть, посетовать, что москвичи зажрались, и перестать читать дальше. Поэтому подождем пока они закроют статью и продолжим.

Я далек от современных методик по организации работы с болельщиками, далек от спортивного маркетинга и спортивного менеджмента. Но я просто искренне не понимаю, как люди, получающие за управление клубом деньги, могут с такой халатностью, и с таким наплевательским отношением подойти к краеугольному камню любого спортивного клуба – своим болельщикам.

Скажу прямо: для клуба ЦСКА цена на сезонный абонемент в 12000 рублей – это заоблачная цифра. Все должно иметь свою причину. Но причины для такого дикого ценника просто нет. Звездный состав? Современный дворец?

Но дело ведь не только в цене.

Преференции

Как я писал выше, многие хоккейные клубы научились ценить своих болельщиков. А болельщиков, покупающих абонементы – ценить еще больше. Поэтому мысль о том, что у держателей абонементов предыдущего сезона должны быть преференции в новом, может не прийти в голову только детям. Ну или тем, кому плевать. За примером правильного отношения далеко ходить не надо. Хотя далеко, конечно – в Магнитогорск.

Магнитка

У местного «Металлурга» (на минуточку, действующего обладателя Кубка Гагарина) для обладателей абонементов прошлого сезона предусмотрена скидка, по которой абонемент на чемпионат-2016/17 они могут купить за 8000 рублей, вместо 11000 рублей. Да, у многих клубов никаких скидок не предусмотрено. Например, у московского «Динамо» или уфимского «Салавата». Но и цены на абонементы у этих клубов и так на уровне или дешевле, чем у «Магнитки» с учетом скидок.

Новоиспеченных обладателей абонементов, кстати, тоже внакладе никто не оставит. Помимо стандартного преимущества при покупке билетов на плей-офф клубы предлагают дополнительные бонусы и скидки.

Питерский СКА, например, готов уступить 10% на все покупки в своем фан-шопе, а для обладателей полного абонемента (включающего плей-офф, который между прочим стоит всего от 14000 рублей) еще и разовый купон на 30% в том же фан-шопе. «Магнитка» готова отчислять определенный процент от стоимости абонемента на специальную карту болельщика, по которой он может совершить покупки на территории дворца. Там, кстати, получается около трех тысяч рублей. «Салават» предлагает держателям абонементов не только первоочередное право выкупа билетов на плей-офф, но и двадцатипроцентную скидку на эти матчи.

ЦСКА в разделе преференций пишет, что держатели абонементов не будут стоять в очередях за билетами и избегут встречи со спекулянтами. Спасибо, родной клуб, как бы я без вас!

Клиентоориентированность

alt

Когда я описывал характерные черты хоккейного болельщика ЦСКА, то совершенно забыл, что ко всему прочему этот болельщик не может быть ребенком. Или инвалидом. Ни в коем случае! Потому что для таких болельщиков программа абонементов ХК ЦСКА также не может ничего предложить. То есть совсем ничего.

Ты ребенок до 14 лет? Пусть папа готовит минимум 12 тысяч на абонемент себе и тебе. Инвалид? 12 тысяч, не меньше. Ну можешь постараться на фанатский сектор взять, постоять там, покричать. Ага.

О том, что все нормальные клубы предоставляют скидку инвалидам и ветеранам, мне даже как-то говорить неловко. Надеюсь, это просто какое-то нелепое недоразумение, и в ЦСКА с этим все в порядке и об этом просто не написали на сайте.

В остальном – беспросветный провал. Семейный абонемент? Наборный абонемент? Абонемент выходного дня? Абонемент на топ-матчи? Нет, не слышали. Клубу все равно на твой возраст, на твои предпочтения, на твой график работы. Ты должен взять только то, что тебе дают и не скулить. Минимум за 12 тысяч. Такие дела.

Кстати, в вышеуказанных «Магнитке», «СКА», «Динамо» и «Салавате» с этим все в порядке. В Уфе еще по семейному абонементу и приоритетный допуск к детскому кафе и детской игровой комнате (!!!) на территории дворца имеется.

У ЦСКА есть только одна категория абонементов. Называется «Жри, что дают».

Сервис

Когда я зашел на сайт питерского СКА, чтобы ознакомиться с их программой, мне сразу захотелось купить абонемент. Все сделано настолько круто и качественно, что, только увидев это, я сразу понял, что могу стать частью действительно чего-то классного. Качественный анимированный дизайн, интерактивные схемы дворца, онлайн-покупка. От меня не требуется почти ничего, разве что номер карточки ввести. Красота!

СКА

У «Магнитки» все попроще. Но тоже довольно симпатично и информативно. Плюс можно приобрести абонемент в рассрочку! Тремя платежами. Здорово, да?

ЦСКА объявил о продаже абонементов, приложив схему дворца, которой пользуются уже лет 100. Сказали, что у владельцев абонементов есть неделя, чтоб свои места быстренько выкупить и все. Все в том же стиле «Жри, что дают».

Ну и главное.

Средняя посещаемость ХК ЦСКА составляет меньше четырех тысяч человек. Это с Радуловым и Зайцевым в составе. Это с амбициями не ниже финала розыгрыша Кубка Гагарина. В первом и втором круге плей-офф сезона 2015/16 я был свидетелем того, как наш дворец зияет огромными дырами пустых мест.

В различных аналитических спортивных статьях мне не удалось найти цифры о том, сколько абонементов продал ЦСКА за прошлый или позапрошлый год – клуб отказывается принимать участие в таких опросах. Стало быть, хвастать там нечем. Это при том, что абонементы стоили достаточно дешево.

alt

На ЦСКА не ходят. Не ходят, потому что дворец старый и некомфортный. Не ходят, потому что там не организован нормально общепит. Не ходят, потому что кое-как организован досмотр. Не ходят, потому что болельщики не чувствуют, что сами являются частью игры.

На ЦСКА будут ходить еще меньше. Потому что ушли Радулов с Зайцевым. Потому что дворец постарел, общепиты подорожали, а полицейские с собаками никуда не делись. Потому что отцу с маленьким сыном, чтоб посмотреть хотя бы гладкий сезон на дешевеньких местах за воротами, надо потратить 24 тысячи рублей на билеты. А чтоб с этих же мест поглядеть матч со СКА, «Магниткой»или «Спартаком» (!!!) надо отдать 2500 за два билета. Как в Хельсинки, например. Потому что главный принцип руководства ЦСКА: «Жри, что дают».

Но мы ходили. В старый, но любимый дворец. Мы привыкли к колхозным буфетам и иконостасу, который висит при входе во дворец через центральный вход. К диким давкам во время автограф сессий. К полупустым фан-шопам. К свинскому отношению.

Но теперь и мы не пойдем.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Алексей Куденко; Global Look Press/Dmitry Golubovich/Russian Look