5 мин.

Дэвид Блатт: невероятный путь через весь мир

Автор: Пит Тамел, New York Times, из Стамбула

В одном санкт-петербургском кафе в 2004 году Дэвид Блатт понял, что обрел новый дом.

Он только что согласился стать главным тренером «Динамо» (Санкт-Петербург) и теперь на пару с ассистентом составлял план тренировки.

В девять утра в зал вошел посетитель, который заказал пятьдесят грамм водки. Быстро выпив, он спросил еще одну стопку, тоже опрокинул ее и вышел.

Сбитый с толку Блатт спросил своего ассистента Кястутиса Кемзуру, что же только что произошло.

«Завтрак по-русски», – с улыбкой ответил Кемзура.

Блатт вспоминает, что подумал тогда: «Это место мне подходит. Лед был сломан, и я получил там замечательный опыт».

Успехи Блатта в питерском «Динамо» в итоге привели к приглашению на работу в сборной России. Он родился в Луисвилле, штат Кентукки, вырос недалеко от Бостона, получил образование в Принстоне и теперь живет в Израиле. Блатт полностью понимает необычность своего пути. «Моя история удивительна, – заявляет он в типично прямой манере. – Израильтянин американо-еврейского происхождения, который тренирует сборную России. Меня поражает, когда я думаю об этом».

За почти четыре десятилетия с того момента, когда Соединенные Штаты проиграли Советскому Союзу на Олимпиаде в Мюнхене, в одном из самых противоречивых матчей в истории баскетбола, многое изменилось. Блатт шутит, что рос «в страхе перед плохими, плохими русскими». Однако в ожидающейся встрече между США и Россией в матче плей-офф чемпионата мира, присутствие Блатта на площадке станет одним из главных доказательств того, что спортивный вариант «холодной войны» растаял.

«Это хорошая история, – говорит Джерри Коланджело, председатель организации USA Basketball. – Потому что он выдающийся тренер и добился большого успеха в Европе».

Применяя принципы «Принстонского нападения», которые он перенял у бывшего тренера Пита Кэррила, Блатт теперь имеет одно из самых впечатляющих резюме в Европе. Он несколько раз становился чемпионом Евролиги в качестве ассистента, а также как главный тренер, но главным достижением стала победа России над Испанией в финале чемпионата Европы в Мадриде в 2007 году.

Хотя та победа вспоминается, прежде всего, благодаря победному броску Джей Ар Холдена, момент, который типизирует Блатта, имел место ранее в турнире. Блатт рассказывает, что тренер сборной Сербии перед матчем с Россией заявил: «Отцы российского баскетбола, наверное, переворачиваются в своих могилах из-за того, что этот парень тренирует сборную России».

Посмеиваясь, Блатт вспоминает, что после того как Россия «хлопнула» Сербию с двухзначной разницей в счете, он пришел на пресс-конференцию и заявил: «Надо думать, теперь в своих могилах переворачиваются отцы сербского баскетбола». Блатт добавил с улыбкой: «После этого он долго не продержался. Он не на того американца напал».

Блатт также успел поработать в почти каждой значительной команде Европы — в «Маккаби Тель-Авив» (Израиль), «Эфес Пилсен» (Турция), «Бенеттон Тревизо» (Италия), «Динамо Москва» (Россия) и «Арис Салоники» (Греция). Тренер сборной Китая Боб Доневальд после поражения от России на прошлой неделе заявил, что Блатт «один из лучших тренеров в мире».

Тем временем, завоевать признание в Соединенных Штатах оказалось более трудным делом. За пределами круга хорошо осведомленных баскетбольных кругов Блатт практически неизвестен.

«Если посмотреть на то, чего добился Дэйв, с европейской точки зрения — даже если бы он проделал это с одной командой, то уже воспринимался бы как Фил Джексон, – говорит тренер «Орегон Стэйт» Крэйг Робинсон, который играл вместе с Блаттом в «Принстоне». – Учитывая, что он смог добиться этого с разными командами, не говоря уже о разных странах, не думаю, что кто-то с ним может сравниться».

Блатт вырос во Фрамингеме, штат Массачусетс. Хотя теперь он вернулся к работе тренера в «Маккаби» (Тель-Авив), он сказал, что ему понравилось жить в России. Блатт вспоминает, что сначала побаивался, однако как только растворился «осадок от детства в период холодной войны», он влюбился в эту страну.

Блатт учился в Принстоне в эпоху, когда Эл Майклз спрашивал американцев во время зимней Олимпиады-1980, верят ли они в чудеса. «При тех отношениях между нашей страной и Россией, невозможно было представить, чтобы он поехал туда работать в инвестиционном банке, не говоря уже о том, чтобы возглавить сборную страны», – шутит Робинсон.

Те, кому довелось видеть игру Блатта за «Принстон», могли разглядеть в нем тренерские качества. Кэррил назвал Блатта «образцовым изображением командного игрока». Кэррил вспоминает, что по ходу четвертого сезона Блатта он убрал его из стартовой пятерки, однако Блатт совершенно не изменил свое поведение или подход к игре. Это оказалось важным, когда он вышел со скамейки запасных и помог «Принстону» выиграть три напряженных матча.

Стив Миллз, бывший президент Медисон-сквер-гарден, который играл с Блаттом в одной задней линии, вспоминает матч против «Луисвилла», в котором благодаря лидерским качествам Блатта «Принстону» удалось показать свою игру и замедлить темп, не подаваясь соблазну сыграть в быстром темпе против атлетичных игроков «Кардиналс». «В своем смысле он был типичным парнем из «Принстона», – говорит Миллз, который теперь руководит организацией Athletes and Entertainers Wealth Management Group. – Он был невероятно умен и понимал все, чего тренер пытался от нас добиться на площадке».

Приведут ли ум и потрясающее тренерское резюме Блатта в НБА, это непростой вопрос. Блатт, которому сейчас 51 год, говорит, что на нынешней стадии своей карьеры он не заинтересован в том, чтобы стать в команде третьим или четвертым ассистентом. При этом он добавил, что если кто-то обратится к нему с серьезным предложением, он его рассмотрит. «Точно так же, как российской сборной потребовалось немало смелости, чтобы обратиться ко мне, потребуется немало смелости и на подобный шаг», – говорит Блатт.

Кэррил, который поработал ассистентом в «Сакраменто Кингз», считает, что Блатт несомненно мог бы добиться успеха в НБА, но его тревожит, что культура НБА может не принять его. «Когда в НБА ты что-то произносишь, как я выяснил, важнее твое имя, чем сама фраза, – заявил Кэррил. – Это немного нелепо».

Блатта не беспокоит неравенство шансов — он с этим справлялся на протяжении всей своей карьеры. А если в четверг российское нападение в принстонском стиле создаст проблемы американцам, то несомненно, что чуть больше людей в Соединенных Штатах обратят на него внимание.

Перевод: Борис Скореев для сайта Dunker.ru