7 мин.

«От игре к игре» - документалка о первой ЛЧ «Краснодара» с художественной режиссурой и яркими сценами из раздевалки

За кадром - музыка Ханса Циммера и голос Данилы Козловского

«Краснодар» выпустил документальный фильм об участии клуба в Лиге Чемпионов сезона 2020/21. Он длится чуть более полутора часов и доступен в большинстве российских онлайн-кинотеатрах (Кинопоиск HD, ivi.ru, Okko, MEGAGO, Premier, More.tv и др.). «От игре к игре» концентрируется на еврокубке и показывает то, как это выглядело изнутри. Среди спикеров – владелец «Краснодара» Сергей Галицкий, главный тренер Мурад Мусаев, большая часть игроков команды и руководства клуба. 

«От игре к игре» фиксирует главное достижение в 12-летней истории «Краснодара» – участие в Лиге Чемпионов

Фильм начинается с короткой экспозиции: за 4 минуты нам рассказывают о создании клуба, выходе в Премьер Лигу, открытии академии и строительстве стадиона. Здесь же через командные фотографии разных лет представляют некоторых персонажей, так мы понимаем, что Мартынович и Газинский давно в клубе, а Кабелла только пришел. Обозначение этих событий и фактов нужно не только для объяснения неискушенному зрителю, что такое футбольный клуб «Краснодар», но и для осмысления 12-летнего этапа развития через документальную фиксацию пока главного спортивного достижения – участие в Лиге Чемпионов. 

Уже в своей первой реплике владелец клуба Сергей Галицкий произносит словосочетание «от игре к игре». Этот штамп с флэш-интервью тренера РПЛ для «Краснодара превращается в направляющую идею, которая дает название фильму и идеологию клубу, ее можно грубо интерпретировать, как процесс приоритетнее результата, что подтверждает и Галицкий: «Для меня футбол – это каждое воскресенье, ты идешь от игре к игре, это такой процесс, который имеет длительный промежуток времени, а не какие-то цели, которые надо одноразово достичь». 

Фраза «от игре к игре» задает структуру фильма: сюжет имеет прямую хронологию и разделен на 6 частей – 6 матчей, каждый из которых предваряет отбивка с указанием соперника и даты. Таким образом зритель вслед за командой движется от туру к туру. Документалка концентрируется на Лиге чемпионов и игнорирует матчи чемпионата России (их упоминают только за кадром), поэтому название «От игре к игре» превращается в парадокс.

Завязкой становится вылет из Лиги Чемпионов в 2019 году от «Олимпиакоса» и проход ПАОКа на этой же стадии год спустя. В фильме нет подробного описания того, что «Краснодар» - это уникальный для России пример частного клуба, созданного с нуля, нет кадров из Академии или рассказа о «Красавце-стадионе» и его роли в урбанистке Краснодара и экологии города. Лирика опускается и подается, как само собой разумеющееся, но широкой аудитории неплохо бы знать эти детали для осознания значимости участия «Краснодара» в Лиге Чемпионов. 

Главная ценность фильма – доступ в раздевалку. Недостаток – развитие сюжетных арок героев

Схематичный сюжет задает однообразную структуру частей: 

  1. подготовка к матчу – тренировка и закадровый текст о новостях команды (как правило, о травмах и болезнях игроков), стрит-токи болельщиков; 

  2. короткая установка из раздевалки; 

  3. сам матч – кинематографичная, клиповая футбольная картинка и лайвы комментаторов;

  4. раздевалка в перерыве; 

  5. раздевалка после игры; 

  6. осмысление игры – интервью, взятые спустя время специально для фильма, стрит-токи болельщиков.

Сюжетный формализм разбавляют интересные режиссерские решения внутри блоков. Например, антуражные вставки из Ренна и Севильи с клиповым монтажом в стиле Эдгара Райта или Гая Ричи. Или использование флешбэков, как в случае с первым голом клуба в ЛЧ: Рамирес получает мяч у штрафной «Ренна» –  установка перед игрой, где говорят больше бить – возвращение в настоящее и голевой удар Рамиреса; такой же прием полезен и в случае с голом Шапи «Севилье» и его желанием забить именно испанцам.

Из вышеописанной схемы развития событий внутри сюжетных блоков видно, что основное внимание авторы уделили сценам из раздевалки «Краснодара». Их много. Помимо погружения в событие, это еще делает историю беспрецедентно открытой для российского футбола. «От игре к игре» показывает:

  • спор Сафонова и Смольникова, который заканчивается словами: «Стой в воротах. Без тебя разберемся, что делать защитникам»;

  • как игроки «Краснодара» непосредственно перед матчем с «Челси» решали вставать на колено в поддержку акции BLM или не вставать;

  • претензии к партнерам от Газинского, Сафонова и Шапи после поражения от «Севильи» в гостях;

  • и, конечно, крики Мусаева на Ольсона и Кайо.

Спикеры «От игре к игре» - это большая часть игроков команды, главный тренер Мурад Мусаев, президент Сергей Галицкий, генеральный директор Владимир Хашиг, коммерческий директор Арам Фундукян и другие сотрудники клуба. Но никого из них нельзя назвать главным героем. Руководителей и администрации дозировано. Галицкого мало и он расположен в 10 тысячах метров над уровнем результата: «Результат не всегда будет положительным, но за любым вечером наступает утро». 

Протагонистом мог стать Мусаев, но тогда бы фильм был бы не отчетной работой клуба, а драмой, ведь тренер в итоге ушел в отставку (хоть это и случилось не в прямом следствии выступлений в ЛЧ). Поэтому путь Мусаева помещен в середину фильма, в момент кризиса (пик слухов об увольнении), тогда же появляется и его жена. Такое расположение истории Мусаева в рамках повествования снижает уровень негатива, связанного с результатами, фильм предлагает воспринимать тренера, как плоть от плоти краснодарского, воспитавшего Шапи, Сафонова, Уткина и других. Если же история преподносилась бы, как относительный успех (попадание в ЛЕ), то рассказ с позиции тренера, который через несколько месяцев будет уволен, мог бы создать абсурдный эффект, поэтому Мусаев не главный герой, но очень важный

В документальном сериале о сезоне «Тоттенхэма» есть однозначный главный герой – Жозе Моуриньо, у которого много экранного времени; в сериале про «Лидс» – Марсело Бьелса, о котором говорят все другие персонажи. У истории «Краснодара» в ЛЧ героя нет. Фильм уходит от перекоса в сторону кого-то одного. Эталонный пример системы равнозначных персонажей в футбольной документалке – сериал про 100-очковый сезон «Манчестер Сити», в котором создается палитра героев: от Гвардиолы до Фодена, от Де Брейне до китмэна Брэндона, от шейха Мансура до Зинченко. 

«От игре к игре» - это не сериал, поэтому уместнее параллели с фильмом о чемпионстве «Ливерпуля» с сопоставимым хронометражем. Но и здесь сравнение будет не в пользу «Краснодара». Ливерпульский «Конец шторма» пусть и штрихами, но стремится к созданию образа каждого, кто появляется в роли спикера. В истории «Краснодара» это отчасти удается только в случае с Мусаевым. 

Из-за нехватки деталей биографии, сложно понять значение ЛЧ для героев. При том, что почти каждый из них имеет потенциал для развития: для Галицкого ЛЧ – это подтверждение правильности пути развития; для Мартыновича – верность клубу, с которым он поднимался из Первого дивизиона; для Сафонова – шанс заявить о себе в Европе и доказать свой уровень тренеру сборной; для Шапи и Уткина – возможность преодолеть застой в карьере; для Кабеллы – помощь молодому клубу в статусе звезды; для Классона – возвращение после травмы; для Петрова – трагедия; для Городова – неожиданность; для Кайо – удача (попал в основу после игр за «Краснодар-2») и неудача (голевые ошибки), превратившиеся в давление со стороны медиа, болельщиков, партнеров и тренера (только вокруг этого можно выстроить невероятную драму). Возможно, раскрытию персонажей помешали не самые откровенные реплики, хотя тот же Кайо осмысляет свои ошибки так, что в сценах разноса со стороны Мусаева, бразильцу сложно не сочувствовать.

Телеграм-канал автора: https://t.me/diegesismimesis