Реклама 18+

«Тед Лассо» с Джейсоном Судейкисом – важная комедия о футболе. Сериал вырос из проморолика АПЛ

Самый добрый ситком года, который нужно смотреть даже тем, кому спорт не интересен.

От редакции Sports.ru: вы в новом блоге Трибуны «Диегезис Мимесис» – здесь рассказывают о кино и спорте. Недавно автор грамотно отрецензировал документалку Amazon про «Тоттенхэм», а сейчас написал о ситкоме «Тед Лассо» от Apple TV+. Так что поддержите его плюсами!

«Тед Лассо» вырос из проморолика АПЛ. Шоураннер сериала – создатель «Клиники»

Тренер по американскому футболу получает работу в футболе европейском, переезжает в Лондон и начинает работать с клубом «Ричмонд». Такова завязка «Теда Лассо». Не самая оригинальная история комического сопоставления двух близких культур (американской и английской) через их главные спортивные развлечения: американский футбол и соккер.

Персонаж Тед Лассо появился за 7 лет до выхода сериала. Этот образ был придуман в 2013 году в рамках промокампании нового сезона АПЛ на NBC. Тогда он стал тренером «Тоттенхэма», а декорациями для съемок – база лондонского клуба, поэтому в рекламе мелькают Гарет Бэйл и Кайл Уокер.

Через год NBC вернулся к образу Теда Лассо, а затем шоураннер «Клиники» Билл Лоуренс присоединился к создателю и исполнителю персонажа Джейсону Судейкису («Несносные боссы», «Мы – Миллеры»), и появился полноценный сериал, который сохранил черты оригинальных промороликов, включая актеров Судейкиса и Брендона Ханта (тренер Бирд) в главных ролях. Перешли в ситком даже некоторые шутки из рекламы, например, про Уэльс и то, сколько вообще стран внутри одной страны.

В сериале Тед Лассо тренирует вымышленный клуб АФК «Ричмонд», который обзавелся официальным аккаунтом в твиттере за несколько месяцев до премьеры. Главный герой уже после первых эпизодов вновь разрушил четвертую стену и соприкоснулся с реальностью. Разговор Лассо с Жозе Моуринью – обратная ситуация той, что была 7 лет назад: тогда вымышленный персонаж рекламировал реальных людей, а теперь реальные люди помогли в продвижении художественного сериала. Причем Моуринью делал это не в рамках постановочной сцены, он вспоминал Теда Лассо на настоящей пресс-конференции.

В самом сериале вымысел тоже соприкасается с реальностью, и это один из способов создания комического. «Ричмонд» – выдуманный клуб, но он помещен в реальный мир, где борется за выживание в Премьер-лиге и играет с «Кристал Пэлас» и «Эвертоном»; где «Манчестер Сити» тренирует некий Пеп, а на место тренера в самом «Ричмонде» претендуют Тони Пьюлис, Алан Кербишли и Харри Реднапп (трижды). Но никто из реальных людей не появляется в кадре, мы узнаем о них из слов персонажей. Нет в сериале и приглашенных звезд. Исключение – комментатор Арло Уайт в роли самого себя и помогающий ему Крис Пауэлл – бывший игрок «Чарльтона», «Дерби» «Вест Хэма» и даже сборной Англии.

На поверхностном уровне интрига сериала в том, добьется ли успеха тренер по американскому футболу в европейском футболе – это комедийная оболочка истории. Смежная интрига – почему такая ситуация возникла вообще – раскрывается уже в первой серии. И если мотивация владелицы клуба назначить тренера-дилетанта легко осязаема, то вопросы, зачем это самому Теду Лассо и что дернуло американца уехать из дома и семьи в Лондон и заниматься тем, чем он никогда не занимался, куда сложнее. И создатели сериала могли бы игнорировать такие вопросы-претензии, спрятавшись за жанром комедии положений, где возникновение нелепой ситуаций условно и утрировано, но они отвечают телефонным разговором с домом в последней сцене первой серии, после чего не сопереживать этому жизнерадостному и обаятельному герою невозможно.

И здесь возникает глубинная интрига истории – способен ли такой человек, как Тед Лассо, на реализацию в спорте в принципе.

Трансформация маскулинности и спорт как проверка новой мужественности

«Тед Лассо» – это гимн доброте. Когда вокруг смеющиеся над тобой журналисты, ненавидящие тебя с первого взгляда болельщики, лицемерный работодатель, который нанимает тебя, чтобы ты все уничтожил, сама работа, которой ты никогда не занимался, команда, которая не уважает тебя, плюс Атлантический океан, который отделяет от любимой семьи, что ты будешь делать? Тед Лассо каждый день будет приносить печенье тому самому работодателю, дарить солдатиков игрокам, доедать не самую приятную еду за презирающим его журналистом и идти на диалог в каждой ситуации.

Тед Лассо – это идеальное сочетание оптимизма и наивности. Герой Судейкиса в любой конфликтной ситуации следует философии ненасилия. В вопросе «Кем бы вы хотели быть: львом или пандой?» он делает однозначный выбор в пользу панды. Тед Лассо – это молоко, в которое макают тертые калачи. А его плохое настроение проявляется в гипертрофированной ласке, доходящей до раздачи прозвищ типа «лапочка» или «котик».  

С архетипичной точки зрения, это история добряка, который преобразует все вокруг, но в 2020-м образ Теда Лассо интерпретируется несколько иначе: это история новой мужественности, которая противостоит токсичной маскулинности. Подробнее об этих явлениях можно почитать здесь или здесь, а лучше послушать здесь. Если вкратце, то традиционная норма мужского поведения включает в себя подавление эмоций, доминирование как способ самоутверждения, насилие и агрессия как доказательство силы. Новая маскулинность допускает чувственность, открытость, неуверенность, уступчивость. Но главное, новый взгляд на мужчину не обязательно предполагает женственный внешний вид и манерность, он пропагандирует отсутствие страха быть собой.

Одно из самых бескомпромиссных высказываний последних лет на тему мужественности – фильм «Маяк» Роберта Эггерса с Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Спортивное кино регулярно апеллирует к теме эгоцентризма – через демонстрацию силы, проявление брутального характера. Таков герой Сэмюэля Л. Джексона в «Тренере Картере», принимающий одно волевое решение за другим (действие фильма, кстати, происходит в американском Ричмонде), таков герой Аль Пачино в «Каждом воскресенье», конфликтующий со всеми сразу из-за веры в свою правоту (там, как и в «Теде Лассо», клубом владеет эксцентричная женщина).

Традиционная маскулинность характерная для спорта, где преодоление – чуть ли не основной мотив всех историй, что очень удобно экранизировать. «Тед Лассо» предлагает другую версию мужчины – он изначально ранимый, склонный к компромиссу, открытый и сверхчувствительный. Футбол нужен сериалу для того, чтобы показать состоятельность такого характера в жесткой, конкурентной сфере. Но у Теда Лассо есть и общее с классическим экранным образом мужчины-тренера – обстоятельства так же против него и он так же берет на себя ответственность. Только по по-своему. Герой Судейкиса разбирается с проблемами не за счет волевых усилий, он обходит трудности или уступает им дорогу (результат в любом случае один – трудности остаются за спиной, они преодолены).

Это же касается и влияния на других героев: если типичный герой спортивного кино не принимает минусы окружающих и переламывает их часто физически, то Тед Лассо принимает недостатки других и меняет их через диалог и сотрудничество (то же касается и работы над собой). И это еще одна причина, почему для такой темы понадобился футбол. Это командный вид спорта, в котором для достижения результата важно взаимодействие, поэтому эта сфера идеально подходит для проверки понимающего подхода Лассо.

В этом смысле кульминацией сериала становится грандиозный монолог из 8-й серии, который начинается со слов: «Не хамите, пока я держу дротик. Люди недооценивали меня всю жизнь…» И это не угроза, а ровно наоборот – способ противостоять. «Будь любопытным, а не осуждающим» – девиз героя и движущая идея фильма. И, опять же, ключевой монолог сериала звучит во время спортивного состязания – за игрой в дартс.

Но в «Теде Лассо» есть место и брутальности. Показной – у футболистов Роя Кента (олдскульный опорник с заниженным голосом) и Джимми Тарта (ньюскульный нападающий, списанный с монолога из «Изображая жертву») – и внутренней – тренер Борода (молчаливый помощник Теда, настоящее имя которого мы так и не узнаем). И если демонстративные альфа-самцы становятся карикатурой, то скрытые – конструктивной силой, которая уместна в кризисной ситуации.

Может показаться, что сериал эксплуатирует либеральные тренды последних лет, особенно если учесть, что в фильме нет слабых женщин. Их немного: владелица клуба, девушка футболиста (естественно, модель), жена Теда Лассо, хозяйка паба, подруга хозяйки клуба. Все они берут то, что хотят, при этом авторы умудряются сохранить баланс и не сваливаются в ортодоксальный феминизм. А в одной из сцен они даже заигрывают с ним: импровизированная пресс-конференция, где все вопросы задает одна девушка, представляясь изданиями типа «Независимая женщина», «Независимая женщина. Онлайн», журнал «Независимая женщина», воскресный вкладыш к газете «Независимая женщина». Поэтому женские образы в сериале не отталкивают, а лишь подчеркивают основную идею.

Юмор «Теда Лассо»: национальные различия, отсылки и бесконечный неймдроппинг

Начинается комедия с контрастов Америки и Англии: от языковых тонкостей до культурных различий. Отличиям американского английского от оригинального, особенно фонетическим, в сериале посвящено неоправданно много времени – избитая тема, в которой сложно отыскать не высмеянные ранее стороны. Исключение – прозвище главного героя «Wanker», слово, которое в США использует так редко, что для американца, даже после объяснения смысла оно не кажется обидным. Культурные же отличия часто ограничиваются стереотипами вроде неприятия чая и незнания того, что в футболе не четверти, а таймы, и существуют ничьи.

Несмотря на общую легкость юмора, иногда авторы позволяют себе шутки про американскую армию и Нигерию или репетицию северокорейского парада. «Что тебя тревожит? Узнал, что твой отец немного расист?» – «Моему отцу за 60 и он из Южного Лондона – конечно, он немного расист». Но все же это добрый сериал, который соблюдает рамки, поэтому про происхождение одного из важных героев, китмена Натана (Ник Мохаммед), нет ни слова, а шутки в адрес женщин сопровождаются пометкой «ой, как-то по-сексистски прозвучало».

Еще один прием, который используют в «Теде Лассо» для создания комического – отсылки и аллюзии. В сериале есть и скрытые пасхалки, например, тренер Борода для знакомства с футболом читает книгу Джонатана Уилсона «Переворачивая пирамиду». А если приглядеться к надписи на майке одного из игроков, то можно найти даже обыгрывание фамилии актера Бенедикта Камбербэтча.

Основной же производитель отсылок – сам Тед Лассо. В каждой третьей его реплике есть упоминание какого-то актера, музыканта, фильма, персонажа, а его самая эмоциональная речь в раздевалке – это дословный пересказ знаменитой пресс-конференции Алена Айверсона «We talk about practice». Чтобы понять все шутки, нужно знать, кто главный корреспондент в Daily Planet, какой характер у Чендлера Бинга, в чем особенность альбома Канье Уэста «808s and Heartbreak». Но даже если не понять ни одной отсылки и не знать ни одного из сотен людей, которых упоминают герои, «Тед Лассо» не оставит скучать.

Телеграм-канал: https://t.me/diegesismimesis

Еще про сериалы на Sports.ru:

В сериале «Офис» не только бесконечно много серий, но и полно спорта. Там целая Олимпиада!

Netflix выпустил сериал про футбол конца 19-го века: предсказуемый сюжет, картонные герои и финт Зидана посреди викторианской Англии

Фото: Apple TV+; imdb.com

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Диегезис Мимесис
+164
37 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Ответ Comandante PP
С каких пор быть мужиком - это "токсичная маскулинность", а вести себя как баба - "современный взгляд на мужчину"? Не, в ком ещё что-то мужское осталось, лучше от таких сериалов держаться подальше..
да это ты тут как "баба" разнылся - сериал бы хоть посмотрел для начала
+39
-1
+38
Прекрасный сериал. Случайно наткнулся и разом посмотрел все серии на одном дыхании.
+37
0
+37
Ответ Ruslan Rothstein
Неплохой юмор, милота-доброта, интересный концепт, но в голове все серии сидело станиславское "Не верю!". Жизнь и в особенности спорт учат нас, что хороший парень – это не профессия. Что у человека может быть дурной характер, но главное – какой он специалист. А здесь – наивный посыл в духе "не надо ничего делать, просто будь хорошим, и всё получится". Верните лучше маскулинность, плиз.
слушайте, вам мало сериалов про несгибаемых ребят, которые всё преодолевают?
Оставьте нам, сорокалетним лысым мужикам парочку добрых комедий без пронзительных взглядов и волевых подбородков, пожалуйста.
+31
-1
+30
Дро*ила!
+19
-3
+16
Это про Кононова?)
+6
0
+6
В начале первой серии упоминаются братья Галлахер из Oasis! Крута!
+7
-1
+6
Классный серила, только что досмотрел. Из ролика в фильм перекочевала сцена, где Лассо спрашивает у рефери, что такое офсайд.
+5
0
+5
спасибо автору за рекомендацию. глянул сериал, очень понравился. зашёл за один день!
+4
0
+4
Сериал в первую очередь про различия британцев и американцев.
Насквозь прямые британцы (как журналисты на первой прессухе Теда) оказываются насквозь full of shit. Прямодушность американцев, которую принято принимать за показуху, оказывается искренней.
+3
0
+3
Офигенный сериал и смотрится на одном дыхании! Южноамериканский акцент Судейкиса очень круто разбавляет всё британское в сериале )) Правда, сами футбольные матчи показаны в нём немного наивно, а местами даже смешно, если смотреть глазами активного болельщика.
+3
0
+3
Отличный, добрый сериал)
+2
0
+2
Хороший актёрский состав у сериала
Его дама босс прямо очень в порядке. Удивительно удачный кастинг
+2
0
+2
Приятный и позитивный сериал, даже несмотря на более чем банальную сюжетную линию, которую можно наблюдать во многих спортивный фильмах (мне сразу при просмотре вспоминался фильм "Высшая лига" про бейсбол). Сам "Ричмонд" правда выглядит как команда Чемпионшипа (в лучшем случае), ну или league one
+2
0
+2
Реклама 18+
Сериал - огнище, Судейкис как всегда прекрасен :)
+2
0
+2
Сверхчувствительность и ранимость это очень в почете у тренеров. Вот посмотрите допустим на Клоппа или Нагельсманна, да на того же Конте. Они отринули эти стереотипы и добиваются успеха. Это тонкие и душевные люди, за что и пользуются почетом у футболистов. Кому охота слушать о том, что ты отправишься на банку после запоротых моментов. Разве вставить своему защитнику за потерю позиции это современно? Нужно ласково пожурить защитника, а ещё лучше отправить его к психологу или просто дать недельку-другую выходных. Правда во всей этой, безусловно правдивой истории есть один изъян. Такого тренера раздевалка здоровых мужиков сожрёт уже на третий день.
+4
-3
+1
Ответ сиззл
а что, в кино всегда показывают суровую правду жизни?
Так про то и речь, скорее наоборот навязывают ложные стереотипы. Новый голливудский соцреализм.
+1
0
+1
Зашёл на отлично. Рекомендед!
+2
-1
+1
я как любитель футбола вообще не могу привукнуть к его фамилии - Судейкис))) эхх был бы он футбольным судьей а не актером это было бы смешно))
+1
0
+1
Первые серии тяжело было смотреть, дальше не оторваться
+1
0
+1
Хороший актёрский состав у сериала
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости