12 мин.

Сериал о «Тоттенхэме» – реалити-шоу о Моуриньо с драками и сплетнями

Предпоследний танец

На Amazon Prime вышел сериал про сезон «Тоттенхэм», в котором уволили Почеттино и назначили Моуриньо, Сон подрался с Льорисом, а клуб пережил карантин. Получилась самая открытая история из аналогов, хотя о чем-то умолчали.

Хотели «Ливерпуль», но сняли про «Тоттенхэм»

С 2015 года на стриминговой платформе Amazon Prime  под заголовком «Все или ничего» выходят документальные сериалы о спортивных командах. Все началось с американского футбола: вышло уже пять сезонов про одну из команд НФЛ (а в 2017 даже сделали о студенческой команде Мичиган Вулверинс).

К европейскому футболу Amazon пришел в 2017 и запечатлел рекордный 100-очковый сезон «Манчестер Сити». Следующим объектом съемки из АПЛ должен был стать «Ливерпуль». И уже вроде бы договорились с администрацией клуба, но Юрген Клопп отказал в доступе к раздевалке, и мы потеряли шанс на полное погружение в историческое чемпионство «Ливерпуля» 2019-20. Обратились к «Тоттенхэму», и Дэниэль Леви открыл двери своего нового стадиона, домашней раздевалки и тренировочной базы. В итоге, сезон «Тоттенхэма» стал не менее увлекательным, чем у «Ливерпуля», а по количеству сюжетных поворотом и вовсе его превосходит. Иногда возникало ощущение, что Amazon срежиссировал последний год лондонского клуба, чтобы лучше продать сериал. Вот лишь некоторые из событий, которые случились в «Тоттенхэме» в сезоне 2019-20:

  • увольнение Почеттино и назначение Моуриньо;

  • коронавирус и пауза на карантин;

  • уход Эриксена;

  • стычка Сона и Льориса в игре с Эвертоном;

  • конфликт Дайера с фанатами после вылета из Кубка;

  • конфликт Моуриньо и Ндомбеле;

  • дисквалификация Деле Алли за расизм;

  • служба Сона в армии;

  • травмы Кейна, Льориса, Сона, Сиссоко и остальных.

В итоговой версии сериала нашлось место не всему: ничего о пропуске Алли матча с МЮ за шутку про китайцев и коронавирус, ничего о службе Сона в армии. Конечно, ни одного положительного теста на ковид в «Тоттенхэме», хотя они играли с «Норвичем», в котором был зараженный игрок, хотя в медиа были слухи о вирусе у кого-то из клуба. Зато много о взаимоотношениях между игроками и тренером. Причем доступ к быту клуба был больше, чем в фильмах про «Манчестер Сити» или «Лидс Юнайтед». Откровенных разговоров и искренних эмоций тоже гораздо больше, чем у аналогичных сериалов. Все это из-за главной особенности в производстве документального сериала про «Тоттенхэм».

Принципы реалити-шоу: кухня, драки, сплетни

Жанр реалити-шоу предполагает максимальное и честное погружение в события, отражение реальных характеров героев в повседневности. Это достигается за счет потоковых онлайн-трансляций и большого количества камер, установленных в зонах обитания героев. Это идеальный концепт. На практике реалити адаптируют под платформу, на которой они выходят, такие шоу монтируются, а значит, представляют собой измененную действительность. Но несмотря на это, ни один другой жанр телевидения не способен на более точное отражение действительности.

«Тоттенхэм. Все или ничего» сделан по принципам реальти-шоу: половина сериала – это лайв-сцены, снятые с камер наблюдения. Они расставлены в нескольких локациях: раздевалка на стадионе, офис главного тренера, столовая на базе, комната для тактических занятий, кабинет физиотерапии. Этот инструмент использовался и в предыдущих футбольных сериалах от Amazon, но не в таком объеме, поэтому история о сезоне «Тоттенхэме» – самая близкая к реальности.

При таких ракурсах, мы подсматриваем за поведением игроков и персонала, подслушиваем их разговоры. Так как при этом не присутствуют операторы, корреспонденты и продюсеры сериала, то и герои ведут себя более расковано. Тем более, если действие происходит в столовой – за едой люди не особо фильтруют то, о чем говорят, поэтому мы подслушиваем рассказ Кейна о звонке Почеттино после увольнения, беседу Эриксена и Моуриньо о Лэмпарде, троллинг Танганга от Сона по поводу контракта, обсуждение игроков оборонительной тактики Моуриньо, шутки по поводу рукопожатий в начале пандемии и т.д. Переводя на клишированный: мы буквально получаем доступ к внутренней кухне команды.

Реклама 18+

Конечно, это не скрытые камеры, и все игроки и тренеры знают о съемке и безусловно фильтруют то, что говорят, и наверняка, какие-то яркие реплики не вошли в итоговый монтаж из-за договоренностей с клубом. Но сам формат лайв-сцен придает сериалу естественности, а героям искренности – мы видим живых Дели Алли и Льориса, Эриксена и Дайера, а не стандартное поведение игроков перед камерой. Плюс лайв-сцены смонтированы так, будто игроки и тренеры не замечают камер, что еще больше усиливает эффект присутствия.

Конечно, не все 9 серий состоят на сто процентов из живых съемок быта команды. Основной формой высказывания остаются привычные для документальных фильмов синхроны (постановочные интервью, когда герой отвечает на вопросы, а журналист расположен за кадром и его реплики вырезаны), но по оригинальности они уступают репликам из лайв-сцен. Как и в других подобных сериалах, сами матчи смонтированы очень кинематографично, поэтому пересмотреть сезон можно с других ракурсов. Если же эстетическая сторона футбола не интересна, то ее спокойно можно перемотать до перерыва или финального свистка, когда нам покажут раздевалку. И уже там:

  • наезд Алли на команду после «Вулверхемптона» и жесткий ответ Дайера;

  • реакция тренеров на конфликт Дайера с фанатом;

  • установка Моуриньо, в которой он называет Орье слабым звеном;

  • продолжение стычки Сона и Льориса в перерыве игры с «Эвертоном»

Но все же самое увлекательное происходит в офисе Моуриньо. Здесь тоже по периметру установлены камеры наблюдения, что дает возможность подслушивать индивидуальные беседы тренера с игроками, персоналом и руководством. И это невероятный эксклюзив. Уже в первой такой сцене Жозе говорит с Кейном о том, почему играя за «Тоттенхэм» нападающий не может стать звездой уровня Роналду или Месси. Это то, о чем не очень принято говорить журналистам на камеру, но в данном случае в комнате присутствуют только двое, и они откровенны. Тем более, невозможно представить в другом телевизионном формате то, как Моуриньо сплетничает с помощником Жоау Сакраменту об отношениях внутри команды или обсуждает с президентом Дэниэлем Леви, как быть с контрактом Эриксена. Только из первой серии благодаря таким разговорам вы узнаете:

  • кто, кроме Кейна имеет большое влияние в раздевалке Тоттенхэма;

  •   кто самый ленивый на тренировках Тоттенхэма;

  • единственный совет Сэра Алекса Фергюсона Моуриньо за 2,5 года работы в МЮ (микроспойлер – это покупка одного игрока «Тоттенхэма»).

Особенно ценны в лайв-сценах реакции Моуринью: вот он работает у себя в кабинете, а фоном работает Sky Sports, где обсуждают перспективы Жозе, доходят до его увольнения из МЮ, Моуриньо подходит к телевизору и со словами «fuck off» выключает его, занавес. Реалити шоу – оптимальный формат для Моуриньо, камера любит Жозе больше, чем любого другого тренера. Иногда в сериале он даже не с кем не говорит и не рисует схемы, а просто сидит и думает (или не думает, но этого мы никогда не узнаем).

Моуриньо – главный герой, Почеттино дали только 24 минуты

Маурисио Почеттино в прошлом году отработал 12 туров – почти треть сезона. На освещение этого периода хватило половины первого эпизода. Центром повествования становится назначение Моуриньо, авторы быстро переключаются на него и делают Жозе главным героем. С точки зрения нарратива, такой ход оправдан: в сюжете «Все или ничего» увольнение Почеттино – это не кризис, а появление Моуриньо – не кульминация, смена тренера – это отправное событие в рассказываемой истории, а период Почеттино – ее экспозиция.

С самого начала нам представляют напряженные отношения Почеттино и Дэниэля Леви, которые выливались в медиа. Например, на предсезонных пресс-конференциях тренера, когда он говорил о непонимании того, что происходит с контрактами Эриксена, Вертонгена и Альдерверельда. Это же подчеркивает рассказчик за кадром (голос актера Тома Харди (Выживший, Веном, Воин), но его роль в сериале настолько мала, что заслуживает только упоминания в скобочках), он расставляет авторские оценки: «…и тренер сам задается вопросом о том, насколько он может контролировать ситуацию..». А после этого реплика журналиста о том, что Почеттино застрял в прошлом и хочет быть менеджером, а не просто тренером. Три разных по форме элемента повествования (прессуха Почеттино, закадр рассказчика, синхрон журналиста), которые выстраивают необходимый экспозиции сериала образ персонажа – исчерпавшего себя неуверенного тренера, который не контролирует ситуацию.

Реклама 18+

Завершается вступительная часть монологом-пророчеством самого Почеттино: «…в футболе никогда не бывает все правильно, вроде два плюс два равно в четыре – такого не бывает, как мы говорили с Хесусом (помощник Почеттино) до этого (тут он переходит на испанский): если дом разрушается, это хорошо видно всем, но ты должен предвидеть, когда это может случится – следом наводящий вопрос журналиста за кадром: т.е. вы знали, что это произойдет (имея ввиду проблемы с контркктами Эриксена, Тоби и Вертонгена)? – Нет, я говорю в целом, а не о том, что происходит в «Тоттенхэме». Это рассуждения Почеттино в начале сезона, он еще не знает, что будет 2-7 от Баварии в ЛЧ, вылет от Колчестера из Кубка Лиги, 1 победа в 7 матчах в АПЛ и увольнение. Но авторы сериала уже знают об этом и поэтому реплика Почеттино и последующая за ней немая сцена подаются как предзнаменование крушения «дома» «Тоттенхэма».

Образ бывшего главного тренера очень складно сделан с точки зрения сюжета, но так как это не художественный, а документальный сериал, то ему явно не хватает фактуры. Нет проработки отношений тренера и президента – вместе Почеттино и Леви появляются в кадре только в одной сцене – на матче НФЛ, и ни разу не говорят о делах команды. Очень мало лайв-сцен с участием Почеттино, ни одного живого разговора с игроками, ни одной установки, ни одной живой сцены из раздевалки или тренировки, ни одного кадра прощания с тренером, ни тем более кадров с заседания директоров.

Все эти вещи могли бы помочь прочувствовать настроения внутри команды и клуба и понять действительно ли «Тоттенхэм» оказался в глубоком кризисе или же там была нормальная рабочая обстановка. Игнорирование таких подробностей обедняет всю историю (в том числе и центральную тему – появление в клубе Моуриньо): искушенный зритель не получает эмоциональную и смысловую глубину; а зрителя, не погруженного в контекст, лишают представления о том, насколько неожиданно увольнение Почеттино. (Хотя, конечно, в таком холодном представлении первых 3 месяцев сезона, вы можете усмотреть и холодные отношения внутри клуба).

Реклама 18+

Куда более скрупулёзно проработан образ Жозе Моуриньо. Здесь уже и постоянные разговоры с игроками, персоналом и президентом, немые сцены в кабинете, яркие речи в раздевалке и на пресс-конференциях, шутки на тренировках. У Жозе больше экранного времени, чем у других. На втором месте – Дэниэль Леви – в сериале его присутствие ощущается даже больше, чем Кейна или Алли, что не обязательно говорит о тщеславии президента «Тоттенхэма», но и о его вовлеченности во все процессы. Например, именно с ним, а не с тренером встречается Танги Ндомбеле, когда чувствует предвзятость Моуриньо к себе. По-другому поступает Денни Роуз, который тоже недоволен ролью запасного – он эмоционально высказывает претензии лично тренеру. И это одна из лучших сцен во всем сериале. В ней раскрываются качества Моуриньо, которые продвигаются через весь сериал – честность и прямолинейность в общении с игроками и персоналом, уверенность в своих словах и действиях.

В лайв-сценах проявляется стремление Жозе к установлению личных отношений с игроками и одновременно постановка себя в новом коллективе. Уже на первой тренировке в «Тоттенхэме» мы подслушиваем такой диалог: «Уолкер или Питерс? Как тебя лучше называть?» – «Уолкер-Питерс» – «Оба? Слишком длинно для меня». А в стык к этому монолог на камеру: «Я должен показать игрокам, кто я такой, чтобы они поверили в меня»; а затем снова лайв-сцена с тренировки, где Моуриньо говорит о том, как правильно произносить его имя.

Сам Жозе несколько раз называл камеру в раздевалке и на базе большим братом, говорил, что не собирается смотреть сериал. Но у него не было возможности запретить съемку, как у Клоппа, потому что все согласовывалось еще при Почеттино. При этом Моуриньо признавал, что это очень важная история для футбольного мира, которая безусловно интересна болельщикам и медиа.

По ходу сезона Жозе сам несколько раз подогревал интерес к сериалу, например, после ничьей с «Норвичем»: «Мы можем предложить Amazon сюжет для одной из серий – про наши ошибки в обороне». Или прямой анонс на пресс-конференции после «Олимпиакоса», когда его спросили, что происходило в раздевалке в перерыве: «Если вы потерпите несколько месяцев и купите сериал на Amazon, то узнаете».  Узнали. Если основываться только на сериале, то у Моуриньо есть два тренерских базиса: have big balls и have to be a cunt. Анатомически контрастные требования, которые подчеркивают тактическую гибкость Моуриньо либо же это просто лингвистическая трансгендерность.

Телеграм-канал: https://t.me/diegesismimesis