1 мин.

ЦСКА возвращался с «-15» и «-12» в Басконии, но все же прервал серию из 12 побед подряд

95:93 и шанс на победный бросок.

ЦСКА уступил в Басконии много раз – когда потерял свою игру, когда получил «-15» в первой четверти, когда увидел бесполезность Милутинова… Но до последнего не хотел расставаться с победной серией и перепридумывал сам себя на ходу. Разница между двумя командами в конечном счете свелась к лихому броску Майка Джеймса.

Ввиду того что Баскония вышибла армейцев из их зоны комфорта – защитного баскетбола с доминированием Милутинова, встреча получилась приятно-диковатой: наполненной нелогичными мячами, бесконечными аллей-упами и данками на открытое кольцо, трехочковыми заплами и даже легкомысленным перешучиванием тренеров с арбитрами в концовке на фоне игры очко в очко.

Но запомнятся, пожалуй, десять моментов:

1. У «Басконии» оказалось все, чтобы нейтрализовать лучшую команду Европы прямо сейчас.

Димитрис Итудис пожаловался на то, что его подопечные еле двигаются и не собираются защищаться: ЦСКА в первой четверти получил 31 очко и отставал «-15».

Но дело не только в настрое/физических кондициях/праздничном настроении или чем-то там еще.

Гигантский Юсуфа Фалл лишил ЦСКА двух самых важных преимуществ: не позволил им доминировать щит и спокойно разбирался с Милутиновым в «краске» (7 из 9). Плюс вставал стеной против Шенгелии, когда тому бросали в усы.

Во многом из-за этого Итудис ушел от стартовой пятерки. Серб и классно попадавший Хиллиард (3 из 4) провели на площадке только 13 минут, а ЦСКА был вынужден возвращаться за счет более неожиданных сочетаний.

2. Тон игры для ЦСКА задала «русская пятерка».

Например, одним из таких сочетаний стала пятерка из Боломбоя, Антонова, Ухова, Хоменко и Стрелниекса. Главным образом она вернула уверенность на своей половине.

И при этом каждый чем-то отметился.

Хоменко не так рьяно косячил и не боялся атаковать.

Ухов набрал 5 очков и запомнился резким проходом в коридор между басками.

Антонов попадал и успевал разворачиваться против маленьких, мешая им в защите.

Стрелниекс успокоил игру и привнес четкую организацию в нападение.

А Боломбой дал то, на что был на этот раз не способен Милутинов – цеплялся за отскоки, выкладывался после невыгодных разменов, парил над «краской» и много бил сверху.

Итудису они так понравились, что на решающие минуты четвертой четверти он выпустил сразу троих из этой пятерки.

3. Это должен был стать переломный матч для Шенгелии.

Итудис почему-то увидел в грузине лидера команды именно в игре с «Басконией». Возможно, это какая-то психологическая задумка, возможно, слишком навязчивый план для разрушения хлипкого, но скоростного фронткорта из Полонары и Гидрайтиса.  

Было бы красиво, если бы именно во встрече с бывшей командой Шенгелия бы нашел себя. Наверное.

ЦСКА очень много старался грузить на него. И очень долго ничего путного из этого не выходило.

«Баскония» стягивала против бывшего капитана двух или даже трех игроков, но как-то продуктивно это развить у него не получалось: гораздо чаще ЦСКА просто терял время атаки, все действие застревало, и потом приходилось что-то судорожно выдумывать. Выдумывал и Шенгелия в том числе – и поэтому у него характерные 5 из 14 двухочковых и 0 из 3 трехочковых.

В любой другой день Итудис бы успокоился и оставил Шенгелию на скамейке, но здесь он упорствовал до последнего. Грузин отбегал больше всех, за исключением Джеймса (29 минут). И в конце концов что-то стало получаться: ЦСКА подобрал пятерку, которая все же раскрыла его лучшие качества.

Это не спасло Шенгелию от провала в плане эффективности, но хотя бы сделало его присутствие хоть сколько-нибудь осмысленным.

4. Иванович выдал переломный тайм-аут в середине третьей четверти.

ЦСКА повел пять очков после того, как Ухов реализовал трехочковый, а Джеймс выхватил мяч у Хенрии на ведении.

И Душко Иванович на этот моменте решил уединиться с подопечными. Тренер объяснял, как Фаллу скорректировать свои перемещения на площадке, как не пускать Джеймса внутрь и ловить его в капканы на дуге – и повторял: «Они делают вот так».

После этого четверть завершилась рывком 19:2 в исполнении его команды. На своей половине баски провоцировали потери и вынуждали бросать из неудобных ситуаций. На чужой – доминировал Хенрия, который выцеливал уязвимые места в армейской защите, а потом еще психанул Вильдоса, ощутивший свободу в присутствии Стрелниекса и не замечавший Милутинова после разменов.

5. «Баскония» выживала вторую половину четвертой четверти.

ЦСКА вроде бы загнал басков туда, куда хотел – армейцам удалось убрать с площадки Фалла и окончательно перевести матч в режим пулятельного баскетбола. Это было очень уместно, если считать, что у армейцев 50% с дистанции – 14 из 28.

Итудис отрядил идеальную пятерку этой игры: пару разыгрывающих Стрелниекс и Джеймс и подвижную переднюю линию из Боломбоя, Антонова и Шенгелии, которая бы закрывала их минусы в защите и давала больше пространства в атаке.

Проблема в том, что за быстрыми басками угнаться все же не удалось: четверка снайперов Полонара-Питерс-Седекерскис-Вильдоса под руководством Хенрии получала слишком удобные возможности. «Баскония» проигрывала подборы на своем щите, не справлялась с Шенгелией, потеряла фундаментальность, но завалила несколько трехочковых, которые позволили ей дотерпеть до экстремальной концовки.

6. В зале было холодно, но на бросках это никак не отражалось.

Гости чувствовали себя некомфортно из-за низких температур северной Испании и жаловались на холодную арену еще до игры.

Итудис повторил это и на пресс-конференции: «Несмотря на холод, мы много забили, и они – тоже».

На фоне сидящих в зимних куртках журналистов обе команды выдали не зимний процент попадания из-за дуги: у ЦСКА – 50, у «Басконии» – 48 (11 из 23).

7. За 0.38 до сирены при «-2» по сути ключевое атакующее владение ЦСКА доверил Шенгелии, которому пришлось бросать из-за дуги.

Грузин до этого реабилитировался, прежде всего, морально – вытащил мяч из аута под чужим щитом, завершил несколько обыгрышей в «краске» и жестче встречал ускользавших до этого от него форвардов «Басконии».

И все же само это владение не отдавало надежностью: Джеймс прорвался под кольцо и отдал зрячую передачу, но как раз тому, кому баски не особенно и старались держать.

0 из 2 превратились в 0 из 3 как-то буднично.

8. За 15 секунд – Вильдоса мог принести победу «Басконии».

Разыгрывающий, у которого был 1 подбор до того, вылетел из-за спины Стрелниекса и неожиданно успел забрать мяч после промаха Питерса.

Латыш отправил его на линию, но там Вильдоса выбросил 1 из 2.

9. Тут же Стрелниекс мог сравнять счет.

ЦСКА быстро провел атаку после подбора: Стрелниекс убежал один на один, нашел контакт Полонары и изобразил бросок, дальний бросок.

«Это был идиотский фол, – сказал потом Полонара. – Нам повезло. Я сидел на скамейке и думал: «Господи, что же это я натворил?»

Из трех штрафных Стрелниекс реализовал лишь два.

10. Решающий момент был у Майка Джеймса.

Армейцы сразу нарушили правила на Фалле, и тот тоже не смог забить с линии.

На последнюю атаку у ЦСКА оставалось восемь секунд. И, кажется, что все сложилось настолько хорошо, что Майк Джеймс сам запутался.

Опекавший его Хенрия рванул за перехватом и оказался отыгранным. Перед разыгрывающим армейцев была свободная площадка, уйма времени и варианты для двухочкового или трехочкового, броска своего или партнера. Он выбрал худший вариант: не стал кидать открытый с дуги, залез в «краску», стянул на себя нескольких соперников, но пас под треху не отдал – бросил корявый средний уже на стадии приземления.

Фото: twitter.com/cskabasket