13 мин.

11 самых дорогих игроков Евролиги

Швед – лучший.

Жоффре Ловернь («Фенербахче») – 1,7 млн долларов (все цифры, за исключением контрактов Юля и Шенгелии, по информации Eurohoops*)

Француз уезжал в НБА таким молодым, 23-летним – ничем себя не проявлял в «Химках» и чуть ли не сбежал за океан зимой 2015-го.

НБА мало чем отличалась от «Химок» – мало игрового времени, много протирания скамеек в самых разных местах Штатов. Защищаться француз не начал, попадать из-за дуги – тоже. И в конце концов потерял веру в самого себя (знакомство с Поповичем вообще делает людей честными перед самими собой) – у Ловерня была опция на 1,6 миллиона на сезон-18/19, так он мог остаться еще на год в «Сперс», но предпочел закрыть для себя американскую мечту, из которой все равно ничего путного не рождалось.

Летом уже довольно немолодой 27-летний Ловернь оказался в «Фенербахче». Здесь он точно не теряет в деньгах и так же точно приобретает в смысле игрового времени и доверия. Хотя важнее всего, конечно, то, что он, наконец, превращается в полноценного баскетболиста, чье влияние на игру можно будет определить, и отходит от образа вечно непонятого таланта с шикарными данными и броском, перебрасываемого с места на место.

Шейн Ларкин («Анадолу Эфес») – 1,7 млн долларов

Миниатюрный разыгрывающий попытался вернуться в НБА, но не получилось: ему сначала вроде бы везло – сломался Кайри Ирвинг, но потом нет – в самый ответственный момент сломался он сам.

В «Селтикс» Ларкин жил на условиях ветеранского минимума в 1,5 млн.

Летом он принял решение в пользу больших сумм и более значимой роли. Претендентов было довольно много: уверенная игра за «Басконию» год назад, быстрая адаптация к европейскому баскетболу, безусловная способность создавать себе и другим атаку, позитивная репутация помогли забыть о суровых кельтских днях и лапше быстрого приготовления. В очереди стояли и испанские и турецкие клубы.

Из всех защитник выбрал Стамбул, «Эфес», тренера Атамана, друга Бобуа под боком, интересный состав, статус опасного андердога и самое выгодное предложение. Естественно, он пообещал всем в НБА, что это оптимальные условия для очередного «камбэка».  

Торнике Шенгелия («Баскония») – 1,8 млн долларов

Всегда задумчивый грузин долго всех смущал: иногда вываливал весь арсенал движений в «посте» и мучил ими каких-то неприятных лично ему фаворитов, иногда погружался в меланхолию и предпочитал смотреть на партнеров.

С нестабильностью Шенгелия резко покончил в прошлом году, внезапно расцвел и превратился в лучшего четвертого номера Европы. С приходом Педро Мартинеса он взвалил на себя «Басконию» и практически заскочил в плей-офф, несмотря на полностью проваленный старт. Продуктивность полезла вверх, рейтинг полезности вышел в топ, фавориты ощутили новую напористость на себе.

С весны за Шенгелией бегали все суперклубы, от «Реала» до ЦСКА.

И все же баски выдвинули самые убедительные аргументы и признали грузина лидером на ближайшие четыре года. Переговоры тянулись до конца июля, но в итоге – один из самых больших и продолжительных контрактов Европы у команды, как-то уже привыкшей к вечной текучке кадров.     

Майк Джеймс («Милан») – 1,8 млн долларов

Джеймс – прекрасный.

Зачем нужны американцы в европейском баскетболе?

Чтобы устроить в соцсетях бучу по поводу собственной недооценености и повесить недвусмысленный ультиматум «Никаких скидок не будет».

Хоть какое-то минимальное прикосновение к реальности, а не вечное ощущение выдуманного пелевинского мира, где не совсем настоящие люди играют в телешоу под названием «баскетбол», говорят правильные вещи и подозрительно косятся, когда им задают чересчур нестандартные вопросы.

Естественно, после такого Джеймс не мог не поехать в «Милан», где ему выписали 5,4 млн по схеме «2+1».

В прошлом году разыгрывающий здорово выглядел в «Финиксе» на двустороннем контракте – слишком здорово на свою беду, и танкующая команда поспешила от него избавиться. А потом помогал «Панатинаикосу» выигрывать чемпионат.

В этом – превратился в лидера итальянцев, которые на старте предстали непривычно боевито. Если он еще и ответит на все свои денежные притязания игрой, то будет главным претендентом на звание «всеобщий любимчик года в Евролиге».

Крис Синглтон («Барселона») – 1,9 млн долларов

Баскетбол – странная штука. Джавэйл МакГи превратился во вторую звезду команды, претендующей на плей-офф. Крис Синглтон – в одного из лучших четвертых номеров Европы. При этом оба начинали в одной клоунской труппе прилежных учеников Гилберта Аренаса и самозабвенно запарывали выходы на свободное кольцо.

Синглтон идеально адаптировался к реалиям беспозиционного баскетбола, который постепенно проникает и в Европу. Он может защищаться против любого амплуа, он одновременно быстр на ногах и атлетичен, он умеет бросать, но готов заниматься черновой работой – в общем, он, конечно, не европейский Дрэймонд Грин, но что-то общее у них есть.

Синглтона этим летом разрывали на части. Его хотели и в Стамбуле, и в Москве, он сам думал о том, чтобы отправиться в НБА. Но в итоге бабло победило зло: «Барселона» пытается уже не вернуть величие, а просто уйти от бесконечного позора любой ценой, а потому для каталонцев Синглтон – это и Грин, и спаситель, и пожарный, и супергерой. Если ему удастся изменить судьбу «Барселоны», то следующая остановка – это либо «Никс», либо пост министра экономики в любой африканской стране.

Ян Веселы («Фенербахче») – 2,43 млн долларов

«Фенербахче» сделал все, чтобы удержать чешского центрового, когда тот неожиданно засобирался обратно в НБА. После отъезда Удоха Веселы превратился не только в главную звезду топового клуба, но и в общепризнанно лучшего пятого номера Евролиги: на переживающей сложные времена позиции нет никого столько же габаритного, мощного и одновременно атлетичного и подвижного.   

Веселы – важная часть того, что делает Обрадович. И нужно отдать ему должное: новый сезон показал, что как минимум он учится бросать штрафные (сейчас у него 15 из 15 в трех матчах).

При этом, конечно, Веселы – это совершеннейшая загадка, настолько потрясает контракт между художественной мощью его присутствия в хайлайтах и совершенно неочевидным влиянием на игру. Чех по-прежнему ограничен в атаке и отдает решающие моменты на откуп более умелым людям вроде Мелли, Датоме, Диксона или Слукаса, а его защита кольца, какой бы семифутовой и атлетичной она ни была, не сравнится по скорости ног с той, что показывал Удох.

В общем, Веселы – далеко не доминирующий центровой, но лучший из тех, кто есть.

Серхио Родригес (ЦСКА) – 2,55 млн долларов

Потеря Теодосича – это шок. Поэтому ЦСКА нужно было заменить его кем-то не менее звездным: а тут как раз и освободился бывший MVP и один из немногих испанцев, комфортно чувствующих себя даже в Портленде.

Родригес подходил по всем параметрам:

– полное отсутствие защиты,

– вызывающая борода,

– абсолютная правильность (и скучность) мыслей и слов,

– способность создавать нападение в одиночку,

– полный комплект развлекательных приемов, от трех по угрожающей параболе до навесов на Хантера.

Все идеально. И все же почему-то не совсем то.

Родригес в каких-то матчах исчезает из виду, в каких-то не может попасть, в каких-то выглядит как MVP, а в каких-то принимает на себя роль лидера. За исключением того, что первые два случая гораздо более часты, чем последние, никаких других логически обоснованных закономерностей выявить так и не удается. Да и второй сезон начинается примерно так же, как первый. Не слишком привлекательно. И не очень оптимистично, учитывая, что первый закончился персональным коллапсом в «Финале четырех».

Чем дальше, тем загадочнее.

Родригес точно не пьянствует, не проводит время в кабаках и ночных клубах, не страдает от звездной болезни или свалившихся неожиданно денег…

Но почему-то в ЦСКА у него не складывается так, как должно.

Ник Калатес («Панатинаикос») – 2,55 млн долларов

Американского грека хотели летом утащить «Химки», но Димитрис Яннакопулос только с виду неадекватный: Калатес – единственная причина, по которой «Пао» пребывает в первой четверке европейского баскетбола, так что ему нельзя было не заплатить. А уж после этого можно возить его на автобусе, мочить в соцсетях и штрафовать.

Согласно последним исследованиям в НБА, разыгрывающие выходят на пик чуть позже остальных – в 29 лет – и стареют быстрее.

Новый контракт Калатеса рассчитан до 2021-го. Сейчас ему как раз 29. Ближайшие три года должны стать лучшими в карьере игрока, которого в прошлом году многие называли самым полезным в Европе.

Нандо Де Коло (ЦСКА) – 2,78 млн долларов

У Де Коло один приз MVP, но, на самом деле, он мог бы получать такой каждый год – как лучший игрок безальтернативно лучшей команды до «Финала четырех».

Довольно забавно, как ЦСКА заменил лидера: вместо экстравагантного, но скучающего от рутины волшебника пришел роботоподобный ботаник  с линейкой 60-50-90. Тотальный переворот сознания.

Единство Де Коло и ЦСКА порождает очевидные вопросы.

Многие звезды возвращались разочарованными из НБА и начинали блистать в Европе, но никто не делал это вот с таким ощущением издевательства старшеклассника над маленькими. Родригес и Фернандес катились по непредсказуемым горкам взлетов и травм, Спанулис терял и возвращал эффективность, проигрывал «Пао» и возрождался, Хряпа доминировал в защите, но всегда оставался ограничен своими недостатками… ЦСКА давит всех катком, а француз ведет себя настолько вызывающе, что не может, как все нормальные люди, обнажить хоть какое-то несовершенство – то он показывает сверхъестественный КПД, то настраивает трехочковый бросок, то превращается еще и в полноценного разыгрывающего. Можно предположить, что такое его преимущество над остальными объясняется глубиной и мощью ЦСКА. Но это все же интуитивная догадка, а на деле постоянно хочется спросить: что же ты тут делаешь, неужели интересно вот так всех задвигать, может, попробовать перенести хоть 75 процентов этого в лучшую лигу, ко всему прочему идеально приспособленную под не защищающихся комбо-гардов?

Два года назад у ЦСКА хватило денег, чтобы его сохранить. Поглядим, что будет следующим летом.

Серхио Юль («Реал») – 3,08 млн долларов

Испанца очень давно хочет «Хьюстон», но об этом можно забыть: каждый раз предложение «Рокетс» возникает, когда главный патриот «Реала» вплотную приближается к новой заветной цели. «Рокетс» покупают на него права – но Юль близок к тому, чтобы стать важной частью фронткорта, «Рокетс» активизируются – но Юль близок к победе в Евролиге и к тому, чтобы стать MVP, «Рокетс» выкатывают солидное предложение – но Юль подписывает шестилетний контракт с клубом и приближается к статусу легенды.

Все это довольно забавно, если учесть, что «Рокетс» заплатили за права на него 2,25 миллиона – и тогда это была самая большая сумма, выложенная на пик второго раунда.

Прошлым летом Юль пережил одну из самых тяжелых травм в баскетболе, и это вроде бы создает неприятную ситуацию для «Реала», ведь его контракт рассчитан еще на три сезона. Но кажется, что он сам переживает из-за всего этого больше, чем кто-либо еще. Его поспешное возвращение в прошлом году, стремление возвратиться в прежней форме и вернуться к статусу MVP, его желание помочь «Реалу» вопреки всем обстоятельствам – все это, конечно, заставляет никогда не забывать о том, что мужчина не видит в своей жизни «Хьюстон», когда есть «Реал».

Алексей Швед («Химки») – 4 млн долларов

Лучший баскетболист России – в приятной ловушке: он мечтает играть в НБА, но так как сопоставимой суммы ему никто в Америке не предложит (с учетом вычета налогов, разумеется), предпочитает сражаться за звание MVP в Европе. Благотворитель «Химок» Алишер Усманов позаботился о том, чтобы Швед показывал свой лучший баскетбол перед родными трибунами. Пусть они даже это не вполне способны оценить.

На самом деле, это ловушка не только для Шведа, но и для всех, кто следит за баскетболом.

С одной стороны, хочется, чтобы в лучшей лиге мира у России было хоть какое-то реальное присутствие. На русского Хардена Швед бы не потянул, но на русского Джамала Кроуфорда – почему бы и нет. НБА – это магия, это почти непостижимый для нас мир, в котором баскетбол действительно является чем-то ценным для людей и как будто меняет жизни к лучшему, и само органичное присутствие нашего парня из Белгорода в таком мире многое бы значило.

С другой, Швед – это главная звезда в истории российского баскетбола и один из немногих импульсов для его популяризации здесь. Звезда – не потому, что он играет лучше всех, как-то сильно работает над собой или собирает трофеи, в одиночку убивая фаворитов. Звезда – потому, что никто другой не воплощал американский идеал в столь концентрированном виде: абсолютный индивидуализм, такая неевропейская легкость и вкатывающий дозу адреналина кураж, издевательские трехочковые с восьми метров, всем понятное, ощутимое превосходство, изливающееся в доступных каждому цифрах, нехарактерная для русского спортсмена харизма. Швед настолько классный, что его крутость лишь подчеркивает ущербность происходящего вокруг.

Так что, слава богу, это космическое решение принимают без нас.

Зарплата Шведа не оправдана законами рынка. Зарплата Шведа оправдана тем, что он делает на паркете: баскетбольного шоумена лучше в Европе просто нет.

*Все суммы представлены без вычета налогов (это сложно подсчитать из-за особенностей конкретной страны) и для репрезентативности пересчитаны в долларах (у большинства игроков в списке контракты в евро).

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов, Алексей Филиппов; globallookpress.com/Juan Carlos Garcia/ZUMAPRESS.com, Lackovic/imago sportfotodienst, Seskimphoto/imago sportfotodienst, Jan Huebner/Martin, Seskimphoto/imago sportfotodienst, AFP7/ZUMAPRESS.com; instagram.com/mrnatural_05; cskabasket.com