1 мин.

«Кори вырвало в перерыве, а после он набрал 16 очков». ЦСКА и «Барселона» создают красоту

«+14» в Москве и лучшие трибуны в истории ЦСКА.

ДеКоло и красота

«Барселона» – идеальное объяснение того, зачем Евролига изменила формат. Баскетбольная версия великого клуба деградировала все последние годы вместе со здоровьем Хуана Карлоса Наварро, но сама вывеска магическим образом продолжает притягивать. А как показывает пример футбола, живой интерес огромной массы людей может даже примирить с таким незатейливым времяпрепровождением, как перекатывание мяча в середине поля.

Близость к аншлагу наблюдалась у ЦСКА и год назад, но в последнее время под давлением Евролиги и «черного баскетбола» и «Химки», и армейцы начинают совершать робкие движения в сторону появления здоровой культуры боления. И это не только заполнение трибун, но скорее создание позитивной атмосферы на играх – оно дается непросто, с большим самопреодолением и всплывающими проблемами самого разного характера и объема. Но хотя бы какое-то движение началось, и внутри клубов заметили, что на креслах позади вип-трибун сидят какие-то еще товарищи, непонятно как и зачем забредшие на арену. Кискэмы, танцы на трибунах, прыжки маскота и детские улыбки вроде бы кажутся уже бородатыми трюками, но их внедрение совершенно преобразило российский баскетбол даже за последние месяцы. Иногда ловишь себя на мысли, что оказался в какой-то другой стране, потому что заполненные трибуны ЦСКА с «Барселоной» – это максимально далекая вещь от привычного черного русского космоса.

И именно поэтому болельщики заслонили все остальное – и победу, и то, каким образом она была одержана.

В случае с ЦСКА это тоже важно. С уходом Теодосича-Джексона армейцы перестали быть главной фабрикой креатива в европейском баскетболе и слились с массой в меру симпатичных, в меру тренерских, в меру чернорабочих, в меру чем-то выделяющихся команд. И новая атмосфера «Мегаспорта» существует сама по себе, без отрыва от бомбических творений, которые из мечтаний наяву  Теодосича претворялись в жизнь.

Теперь самый яркий игрок ЦСКА – это степенный ДеКоло, типичный зануда-ботаник, который не пытается никого удивить, а делает красиво только в тех моментах, когда это самый простой путь к решению проблемы. Француз с неприличной легкостью воспринял переход к роли главного разыгрывающего армейцев: в матче с «Барселоной», например, он слишком показательно преодолевал и привычный свой дефект – ограниченное прочтение ситуации. ДеКоло научился замедлять игру и просчитывать дефекты защиты уже на командном уровне, благодаря чему и начал создать ситуации не только себя, но и для всех.

У него – недосягаемая личная эффективность, а также и 11 передач, где-то самых элементарных, где-то изобретательных, где-то остроумных в том смысле, что обладают теми же свойствами, что и хорошая шутка, которую видишь еще до ее произнесения.

ЦСКА победил за две минуты

«Барселона» цеплялась всю игру, но рухнула в одно мгновенье за несколько минут до конца.

Причина этого звучит неубедительно, но отражает суть этого одномоментного падения – в «клатче» разница в классе сказалась вот таким радикальным образом.  

Сито Алонсо только начинает строить в «Барселоне» что-то, не похожее на предыдущие версии, где Анте Томич неизменно выступал в роли игрока, который выглядит достаточно внушительно, чтобы победой над ним гордиться, но при этом сам вряд ли кого-то может обыграть. Рахим Сандерс пытается быть похожим на Пита Майкла и решительно задвигать соперников задом, Адам Ханга исключает ментальные провалы, а одни только габариты «Барсы» обязывают ее игроков быть злыми.

Но есть проблемы. Сам Алонсо сказал, что его команде только предстоит научиться побеждать.

Реклама 18+

«ЦСКА гораздо лучше провел последние минуты, когда счет был равным – 75:75. Несмотря на то, что они забрасывали сложные мячи, наши потери предопределили результат.

В последние минуты важно совершать хорошие броски, а не отказываться от таких возможностей. Мы не сделали этого 3-4 раза в последние три минуты. У нас были хорошие варианты, но мы не пользовались ими, а потом следовали потери или плохие броски».

В решающий момент «Барселона» отдавала одно владение за другим – пыталась бросать через Клайберна, не могла довести мяч до «больших», соглашалась на сложные попытки с дистанции.

Клайберн – олицетворение нового ЦСКА

«Достаточно посмотреть на статистику, чтобы посмотреть, как мы справились с таким серьезным соперником. «Барса» обладает полным набором игровых качеств – они умеют действовать под кольцом, у них есть созидатели, снайперы, выбегающие из-под заслонов, растягивающие оборону, люди, которые идут в проход. При этом мы сделали 11 перехватов, а соперники совершили 15 потерь – то есть, мы вынудили их сделать почти все эти потери. Мы сделали 23 результативные передачи, выиграли борьбу за отскок.

Мы победили во всех четвертях, кроме первой, которая завершилась вничью», – Димитрис Итудис был очень рад.

Основное качество нового ЦСКА – это многосторонность.

ЦСКА вышел играть высокой пятеркой с Клайберном на втором номере и задавил огромную «Барселону» на подборе.

ЦСКА потерял Хантера из-за травмы ноги и Курбанова из-за третьего фола – Итудис перешел на любимую маленькую пятерку с Клайберном на четвертом номере, которая стабильно атаковала и агрессивно защищалась «за получение», совершенно не прогнулась на подборе.

ЦСКА во всех четвертях набрал больше 20 очков, но важнее  – закрывал все возникающие дырки, перестраиваясь и под Томича, и под Сандерса, и под Копонена, когда они начинали ощутимо влиять на игру.

И ключевая фигура во всех этих построениях Уилл Клайберн – 38 минут на площадке, 22 очка, 3 подбора, 2 перехвата и слишком много всего, что не ухватил протокол.  

«Мы знали, что мы подписали, – утверждает Димитрис Итудис. – Уилл Клайберн был одним из первых, кого мы взяли. Мы прекрасно понимали его возможности. Это человек, который может играть на всех позициях, может быть первым, вторым, третьим, четвертым, пятым. Пока мы его использовали лишь в качестве центрового, но можем это сделать в будущем.

Он отлично тренируется. Он любит баскетбол. Он очень сфокусирован на том, что делает. Он один из тех парней, которые уходят с площадки последними, когда уже зал закрывается.

Он играет на многих позициях и делает для нас много всего полезного. Многие вещи даже не видны. Расскажу вам об одном эпизоде – только без имен. Мы хотели, чтобы он играл изоляцию – но они тут же поменяли защитника. Мы попытались сыграть изоляцию с ним на другой стороне, но они опять поменяли защитника.  И наконец, нам удалось это сделать, но не напрямую, а обходным маневром.

Это все хорошие цифры. Но важно и то, что первый фол он получил где-то в четвертой четверти, а человек защищается, с его габаритами, с его размахом рук, с его подборами».

Родригес, Хряпа, контраст

Виктор Хряпа вошел в игру неблестяще – со «сквозняком» из-за дуги.

Серхио Родригес вошел в игру кошмарно – 3 потери, бесконечные промахи из-под кольца, провалы в защите, за которые попало бы даже Мише Кулагину.

Виктор Хряпа сел на скамейку через 4 минуты и получил вдогонку лекцию от Итудиса.

Серхио Родригес отыграл 24 минуты, постепенно успокаивался, получил одобрение от тренера и свои 6 очков набрал тогда, когда это было нужнее всего.

Что сказал Итудис капитану?

«Виктор Хряпа – особенный человек для ЦСКА. Я говорил с ним только о баскетболе, как и всегда. Возможно, сейчас он играет и не лучшим образом, но нам всем нужен его опыт. Я ему объяснял, где он может прибавить. Я убежден, что он найдет способ вернуть себе свою лучшую игру.

Здесь дело не в том, что я огорчен из-за его игры. У игрока есть право на то, чтобы проводить не самый хороший матч, важно, чтобы он всегда старался, выкладывался и не сдавался, помогал команде на площадке и в раздевалке».  

Хиггинс и «превратности судьбы»

– Мы не просто победили «Барселону», мы превзошли обстоятельства. В какой-то момент нам пришлось сражаться с превратностями судьбы. Отелло не смог продолжать игру из-за травмы ноги, ему придется пройти МРТ, чтобы понять серьезность повреждения. Кори в перерыве вырвало в раздевалке, мы предполагаем, что он отравился каким-то фруктом.

После перерыва Хиггинс сначала остался на скамейке, но затем убедил тренера в том, что все в порядке.

Реклама 18+

Дальше он набрал 16 очков во второй половине, отказался промахиваться из-за дуги, первым налетал на мяч, отскакивающий от своего щита, совершил пару важных перехватов и положил несколько ключевых, довольно сложных бросков на последних минутах.

Хиггинс – очевидно один из любимых игроков Итудиса. И вот такое желание американца выжать себя полностью только подтверждает, что чувства тренера не столько уж иррациональны, как это может показаться.

– Я ему потом сказал в шутку: «В чем проблема? Чили объелся?»

Фото: РИА Новости/Антон Денисов