Реклама 18+
Реклама

10 легендарных компьютерных игр о баскетболе

Сезоны имеют неприятное свойство заканчиваться, но в виртуальном мире битвы не затихают ни на минуту. Sports.ru вспоминает 10 легендарных видеоигр о баскетболе.

One on One: Dr. J vs. Larry Bird (Electronic Arts, 1983)

Платформы: Amiga, Apple II, Atari 7800, Atari 8-bit, ColecoVision, Commodore 64, DOS, Macintosh, TRS-80 CoCo

Датированная далеким 1983-м One on One – не первая компьютерная игра, посвященная баскетболу. Первой стала получившая громкую вывеску Basketball забава, разработанная Аланом Миллером для Atari 2600 в 1978 году. Хотел бы я оказаться рядом с Аланом в тот день, когда ему пришла в голову концепция игрушки – без сомнений, под рукой у него тогда был отменный товар. При всем при этом человеку удалось до мельчайших деталей антиципировать финал 2012 года! Кариму, кажется, не понравилось...

Всего через год Миллеру удалось добиться значительного прогресса. Тогда же на мониторах впервые появился черный персонаж, чем-то неумолимо напоминающий нынешнюю звезду Расселла Уэстбрука.

Подозреваю, что, побегав в One on One за Лэрри или Джулиуса, вы схватитесь за голову. Впрочем, чего вы хотели от программистов, в распоряжении которых имелись 17 пикселей, 3 цвета, 64 Кб оперативки и 1,4 Мб на дискете? По крайней мере, творцам игры определенно удалось добиться сходства с заявленными героями. Неужели не похожи?

Изюминкой игры стала возможность разрушить щит с помощью «monster-dunk», после чего на экране появлялся специально обученный человек, приводивший ристалище в порядок... На самом деле, One on One, на заре индустрии давшая возможность побросать из-за дуги Бердом или поставить сверху Ирвингом, значительно опередила время и стала классикой 80-х. В 1988 году вышел сиквел Jordan vs Bird.

Связь с реальностью: Electronic Arts выступили первыми, кто попытался лицензировать баскетбол и ввести в игру реальных персонажей – двух знаковых игроков поколения, Джулиуса Ирвинга и Лэрри Берда.

Double Dribble (Konami, 1986)

Платформы: NES (Dendy), Family Computer Disk System, Commodore 64, Game Boy, Virtual Console

После того как у NES (в наших эмиратах неофициально выпускаемой под маркой Dendy) обнаружилась способность воспроизводить полноценные симуляторы в формате 5 на 5, на рынке нет-нет да и стали появляться подобные игры-первопроходцы. Самой главной из них выступила, бесспорно, Double Dribble – подозреваю, что многие из читающих сломали не один джойстик, коротая время за легендарной игрой.

Прежде чем приступить к описанию прелестей «Дабл Дрибл» (кстати, весьма странное название, хорошо хоть не Backcourt Violation), я попрошу всех встать: исполняется национальные гимн Соединенных Штатов Америки – один из величайших моментов в истории видеоигр.

God Bless America. Но мы продолжим. Полноценная площадка, 4 команды, 4 варианта продолжительности четвертей, 3 уровня сложности, редкие комментарии (тогда это было в диковинку), так называемые «hot spots», откуда мяч неизменно попадал в цель и удары сверху из-за дуги, наконец, культовые кат-сцены, изображающие всевозможные данки – представляю, как многие из вас прослезились, ностальгируя по детству. Понятно, что сейчас скрестить геймпады за Double Dribble рискнут лишь самые отчаянные смельчаки, но в те времена о большем можно было не мечтать.

Связь с реальностью: Не имея лицензии НБА, создатели DD, тем не менее, постарались максимально приблизить команды к реальности. Скажем, чикагские «волы» играли в красных майках, а парни из Лос-Анджелеса именовались пусть и не «Лейкерс», но «Брейкерс». Более всего порадовал выступавший в традиционных зеленых цветах «Бостон» – лепрекона на эмблеме заменила лягушка, отсюда и милое название «Frogs».

Tecmo NBA Basketball (Tecmo, 1992)

Платформы: NES (Dendy)

Монополия Double Dribble стабильно держалась еще и потому, что на платформе NES было выпущено не так уж и много баскетбольных симуляторов. В 1992 году японцы из Tecmo – признанные короли 8-битного спорта – решили, что пришла пора осваивать целину. Позаимствовавший самое лучшее у легендарной Tecmo Super Bowl, баскетбол отличался реализмом (к примеру, Билл Лэймбир не мог похвастать выдающейся скоростью и был бесполезен на дуге, но хорошо блокировал), близостью к первоисточнику (об этом чуть ниже) и даже статистическим движком, отслеживавшим наиболее важные данные. В сочетании с простым и быстрым геймплеем, кинематографичными кат-сценами, изобилием режимов (например, можно играть вдвоем за одну команду) Tecmo NBA Basketball представлял собой отличную, невиданную доселе по общему уровню игру. Вообще говоря, симуляторы того времени можно классифицировать не только по совокупности достоинств, но и по количеству ощутимых недостатков. В этом смысле детище Tecmo также на высоте – «косяков» там практически нет. Редкая для того времени продукция.

Связь с реальностью: Парням из Tecmo удалось добиться невероятного: в игре наличествуют все 27 команд НБА со всеми их игроками и точное расписание сезона-1991/1992 с возможностью его прохождения и участия в Матче Всех Звезд. Не обошлось без присутствия дорогостоящей пиксельной версии Майкла Джордана и даже Мэджика Джонсона, который в том сезоне не играл.

Lakers versus Celtics and the NBA Playoffs (Electronic Arts, 1991)

Платформы: DOS, Sega Mega Drive

Впервые выпущенная в 1989 году для DOS, а спустя два года на «Сеге», Lakers vs. Celtics and the NBA Playoffs предвосхитила легендарную серию Live, став первым опытом Electronic Arts в области игр 5 на 5. Опыт оказался весьма удачным. Отличавшаяся смелой попыткой внедрить некое подобие комментариев и даже «хайлайтов», игра впервые дала возможность почувствовать настоящую разницу между баскетболистами, причем речь идет не только о графических изощрениях и цвете кожи. Скажем, Том Чамберс, чьи деяния как-то совсем не вяжутся с сентенцией «White Men Can’t Jump», навсегда останется в памяти геймеров со стажем эдак играючи ставящим с трехочковой дуги. В Lakers versus Celtics не предусмотрено ускорение, так что от защиты ускользнуть было непросто – хочешь не хочешь, а приходилось много пасоваться и бросать. Данный факт в совокупности с отличной графикой предопределил на редкость интересный и азартный геймплей. Видеоигра стала большим шагом вперед, как бы намекнувшим, что индустрию ждет большое будущее.

Связь с реальностью: Вдохновленный противостоянием «Лейкерс» и «Селтикс» первый одобренный НБА «командный» баскетбол совершил колоссальный прорыв. Восемь коллективов впервые представлены реальными ростерами, включая звезд лиги: Лэрри Берд, Карим Абдул-Джаббар (к сожалению, доступен только в компьютерной версии), Мэджик Джонсон, Патрик Юинг и, редкий случай, Майкл Джордан. Впервые доступны фирменные движения звездных игроков, многие из которых, впрочем, использованы Electronic Arts без согласия самих игроков.

NBA Jam (Midway, 1993)

Платформы: Arcade, Super Nintendo, Sega Mega Drive, Sega CD, Game Boy, Sega Game Gear

Одной из самых сложных задач в нелегком деле симуляции баскетбола является воспроизведение защиты. Защита зиждется на сыгранности, самоотдаче, системе подстраховок, индивидуальных качествах игроков – компонентах, не отражающихся в статистических протоколах и в отличие от пресловутого атлетизма или меткости не заметных визуально. Представьте, как сложно отобразить, передать толковую оборону в компьютерной игре. Это редкое явление в большинстве современных образчиков, чего говорить про 90-е. Чикагская студия Midway нашла гениальный выход, предложив миру стремительную аркаду, ставящую во главу отнюдь не реализм, но эффектность. Вслед за удачной Arch Rivals компания из Иллинойса выпустила поправшую законы физики NBA Jam – противостояние в режиме 2 на 2, характеризуемое безумным темпом, умопомрачительными передачами и, конечно, сумасшедшими данками. Игра, стратегия которой укладывалась в одно слово – «жги!» – имела беспрецедентный успех, породив целый жанр в перманентном режиме «highlight», знаменовавшийся выходом всевозможных сиквелов, подражателей и игрушек, использующих формулу Jam в других видах спорта. Даже те странные люди, которые не любили баскетбол и спорт вообще, фанатели от NBA Jam. Одна из лучших спортивных игр всех времен и народов. Boom-shaka-laka!

Связь с реальностью: NBA Jam оказалась в числе первых игр, получивших полноценную лицензию Ассоциации на игроков и команды лиги. В оригинальной консольной версии представлены «составы» образца сезона-1993/1994. В игре нет Майкла Джордана, так как он самолично владел правами на использование своего весьма дорогостоящего образа (по этой же причине отсутствовал Шакил О’Нил).

NBA Street (EA Sports BIG, 2001)

Платформы: PlayStation 2, GameCube

Как отмечалось выше, NBA Jam породила множество утомительно-однообразных эпигонов, в какой-то момент заведших жанр в тупик. В начале века специализированное подразделение EA Sports BIG, работающее под девизом «без правил – без физики – без границ», выпустило игру NBA Street, которую называют не иначе как «NBA Jam of our time»: не выходя за рамки заложенных великой предшественницей канонов, Street все-таки смогла привнести оригинальные идеи, создать нечто цельное и занять место в пантеоне великих баскетбольных игрушек. Среди нововведений стоит выделить замену душных залов на известные американские пейзажи, введение дополнительной системы очков за эффектные действия и уход на заслуженную пенсию затасканной «джемовской» опции «On Fire», место которой занял «Gamebreaker» – специальный бросок, приносящий очки в вашу копилку и отнимающий их у соперника. Присутствуют также вымышленные персонажи – Street Legends, каждый из которых силен в отдельном аспекте и представляет определенный регион США. Ну и, конечно, не стоит забывать, что 2001 год и PlayStation 2 давали разработчикам гораздо больше средств для воплощения задуманного, чем они и воспользовались, создав отличную графику и геймплэй. Успешная игра породила целую серию, причем не только баскетбольную, но и с аналогами в футболе и соккере.

Связь с реальностью: В основу заложена беспроигрышная идея: освобожденные от всяческих рамок и классических сценариев суперзвезды НБА (по 5 от каждой из 29 команд) помещены в атмосферу уличного баскетбола. Исполнение на уровне. Майкл Джордан в теме.

NBA Live 95 (EA Sports, 1995)

Платформы: Sega Mega Drive, Super Nintendo

Первая игра в серии Live, знаковой для мира кремниевого баскетбола. Вторая половина 90-х знаменовалась появлением множества конкурентов, так что парням из EA Sports пришлось подсуетиться. В те годы они еще были способны на это.

NBA Live 95 лучше всего характеризуется милым термином «играбельность»: легкое управление, простой, быстрый геймплей, четкая механика. Помимо замечательного репертуара из всевозможных аллей-упов, пасов из-за спины, блоков и мощных данков появилась, наконец, возможность использовать ускорение и давать размашистые передачи на ход, приводящие к эффектным быстрым прорывам. Отличный движок дополнялся, не побоюсь этого слова, мультимедийными приятностями. Скажем, каждый игрок имел собственную фотографию и проработанную систему индивидуальных умений и навыков. Телевизионное представление команд перед выходом на площадку и звуковое сопровождение было на высшем уровне. Не располагая широкими техническими возможностями для того, чтобы поразить публику, NBA Live 95, тем не менее, вобрала в себя все самое лучшее, что было достигнуто на тот момент создателями баскетбольных симуляторов, и стала достойным открывателем великой серии.

Связь с реальностью: NBA Live 95 аккумулировала все те достоинства, что мелькали в отдельных играх вроде Tecmo NBA Basketball и Lakers versus Celtics. Все 27 команд лиги с полноценными ростерами (за исключением Дэвида Робинсона и Чарльза Баркли), множество режимов с возможностью проходить полноценный сезон от «регулярки» до плей-офф (имелась опция сохранения), трейды, богатая статистика, фирменные приемы звезд (Том Чамберс был неудержим со своим убийственным данком на 360) и возможность контролировать тактику в защите и нападении. Отныне наличие этих связывающих виртуальный баскетбольный мир с реальностью благодетелей стало нормой.

Coach K College Basketball (EA Sports, 1997)

Платформы: Sega Mega Drive

Если хорошие баскетбольные игры все же были редкостью в 90-е, то со студентами все было совсем печально: правила NCAA долгое время не позволяли использовать права на реальных игроков, что отбивало всякую охоту у разработчиков. Но уже первая студенческая игра EA Sports для Sega Mega Drive оказалась настолько удачной, что, по мнению многих людей, выдерживает испытание временем даже сегодня.

На основе модифицированного движка NBA Live 95 была создана игрушка, отличавшаяся целым комплексом достоинств, которые, на самом деле, сложно обозначить конкретными фразами, ибо речь в данном случае идет о восприятии. Факт в том, что видеоигра вышла реалистичная, азартная и веселая. «Фишкой» стала опция «On-the-fly», позволяющая менять тактические схемы прямо по ходу матча (серьезно, вы можете попросить заслон или «изоляцию», ставить различные варианты зоны или прессинговать по всей площадке – непосредственно в игре). Как ни странно, издательство EA Sports некоторое время не возвращалось в студенческий баскетбол после столь впечатляющего дебюта. Впрочем, с наличием Coach K College Basketball – одной из самых крутых консольных баскетбольных игр в истории, эту неприятность можно было пережить. Ее одновременно называют иконой и одной из самых недооцененных игр. В любом случае, это уже давно легенда.

Связь с реальностью: Первая игра, в которой появились ретро команды (среди прочих непобедимый UCLA образца 1967-го и 1972 годов, Индиана Берда и Мичиган Мэджика Джонсона). Вместе с тем, имеются 32 ведущих коллектива первого дивизиона сезона-1994/1995 для полноценного прохождения чемпионата NCAA. Вероятно, одна из первых баскетбольных игр, которая по задумке авторов должна была ассоциироваться с конкретным персонажем. Один из лучших студенческих тренеров, возглавляющий Дьюк с 1980 года Майк Кшишевски загремел не только на обложку, но и в название.

NBA Live 2005 (EA Sports, 2004)

Платформы: PlayStation 2, Xbox GameCube, PC

Серия NBA Live на долгое время стала гегемоном в мире виртуального баскетбола. Уверен, абсолютно все, кто интересуется НБА и балуется видеоиграми, сталкивались с этим долгоиграющим плодом вдохновения EA Sports. Вероятно, каждый назовет свою версию относительно лучшего (любимого) представителя серии и будет по-своему прав. Что касается NBA Live 2005, то она стала самой продаваемой среди среди собратьев. Не будем перечислять многочисленные достоинства (нелепости, как например, присущие всему семейству фирменный бег на месте и данки сквозь щит, имелись в изобилии. Скажем лишь, что эта игра выделялась еще и тем, что действительно добилась прогресса, ведь отличалась от предшественниц не только интерфейсом и обновленными ростерами, но и солидным «апгрейдом» в смысле игрового процесса. Это очень важно, ибо на каком-то этапе доминирование сыграло с EA злую шутку – они перестали заботиться о качестве продукта, что, понятно, стало вызывать сильное раздражение. Обленившиеся монополисты, каждый год обещая явить миру «революционный движок», практически ничего не меняли, ведь потребители, за неимением большего, их игру все равно покупали. К счастью, выход все же нашелся...

Связь с рельностью: Лицом игры стал Кармело Энтони – тогда еще с косичками и в форме «Денвера». Тогда еще подававший надежды.

Впрочем, мы тут собрались, чтобы говорить о более приятных вещах. Думаю, нет смысла напоминать о полноценных ростерах, индивидуальных движениях и т.п. – все это присутствует. Приятным дополнением стала возможность поучаствовать в полноценном Звездном Уикенде – с конкурсом трехочковых, данк-контестом, а также матчами между новичками и второгодками ну и, собственно, звездами НБА.

NBA 2K9 (2K Sports, 2008)

Платформы: PC, PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox 360

Я помню, как после опостылевшей, доисторической NBA Live впервые включил NBA 2K9. Вначале пошел матч в демонстрационном режиме. Но это выяснилось позже, а тогда я подумал: «О, эти парни сделали отличную заставку». Продолжая знакомство, столкнул лбами компьютерные «Бостон» и «Лейкерс», не понимая, почему на экране снова появилась заставка. Я наблюдал, словно зачарованный, и долгое время не мог поверить в то, что творящееся на площадке великолепие и есть сама игра. Это было просто невероятно!

Вообще говоря, корни серии уходят к приставке Sega Dreamcast, на которой она впервые появилась в 1999 году. Через какое-то время вывеска сменилась на ESPN NBA, но вскоре телевизионщики ушли к EA, а спустя некоторое время «Сега» – спасибо вам за это, ребята – продала все права компании 2K Sports. Стоит отметить, что все эти годы серия упорно обходила своим вниманием РС, появляясь исключительно на консолях. Но в 2009-м 2K Sports, наконец, созрели для того, чтобы выпустить NBA 2K9 для персональных компьютеров, что важно, по крайней мере, для российских геймеров, в общей массе использующих именно PC, а не приставки. Интересно, что в этом же году EA вообще не выпустили свою игру для ПК... Не буду тратить красноречие, распинаясь о многочисленных достоинствах: все и так знают, что в лице NBA 2K9 и ее прекрасных последовательниц мир получил лучший симулятор баскетбола. Король умер, да здравствует король!

Связь с реальностью: Прогресс не стоит на месте. Связь с НБА у 2K9 (с Кевином Гарнеттом на обложке) просто колоссальная, такая, что на первых порах трудно отличить игру от реального матча. Все проработано до мелочей: от «прав Берда» и трехсторонних сделок в режиме Ассоциации до обновляющихся в соответствии с реальными событиями в лиге составами, от проработанных индивидуальных особенностях большинства игроков (речь идет уже не столько о «signature moves», сколько об особенностях «релиза» или ритуала при пробитии штрафных) до наличия докладывающей инсайдерскую информацию Шерил Миллер рядом с площадкой и американских флажков на щитах… В следующих версиях появятся завязанный на десяти выдающихся матчах Майкла Джордана режим «The Jordan Challenge» и представленный легендами прошлого стилизованный под временные реалии режим «NBA’s Greatest». Что-то будет дальше…

***

Эта игра обещала стать лидером продаж, главным хитом всех времен и народов. К сожалению, она так и не была выпущена. WNBA Live 2008

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Десять
+110
Популярные комментарии
13
+4
NBA Showdown забыли, вместо обрубка lakers vs celtics. Таки полноценный сезон и плов со всеми командами, ужас сколько времени было убито за ней. Можно её назвать nba live 94 я думаю, именно с неё началось а не с 95. За материал респект огромнейший, реально чуть не прослезился. Я начал свою «карьеру» с double dribble, потом собственно showdown и с live 95 ни одной игры уже не порпускал, правда live 2005 была последней, по объективным причинам пришлось предать EA, далее уже 2k6, даже хбокс пришлось купить ибо на пекарне этого не было, ну и далее до нынешней 2k12. Забавный момент, c live 95 у меня был единственный на районе картридж с батарейкой, т.е. можно было сезон сохранять))
trubouklad4ik
+3
Double Dribble своими кат сценами поражал,но хотелось полноценного сезона, вот в Tecmo NBA Basketball он и появился,заинрывался в неё,даже статистику вёл своих игроков,по очкам. На сеге NBA Jam не очень нравился. из-за своей аркадности, вот NBA Live 96 другое дело,устраивали сезоны,а когда наши команды встречались,то ставили комп против компа и смотрели в режиме реального времени,крики будили соседей по ночам))
Потом был Live 2000 и с каждым годом мне эта серия всё меньше и меньше нравилась,NBA 2K9 конечно прорыв сделали,да и в НХЛ они гораздо лучше електроников стали
Tony_P
+3
NBA Live 2003 с Джей-Киддом на обложке незабываема. Особо отмечу саундтрек к игре. Больше половины по сей день часто слушаю.
Написать комментарий 71 комментарий
Реклама 18+