13 мин.

10 открытий чемпионата ПБЛ

Прошедший чемпионат ПБЛ многим открыл глаза – баскетбол в России все же существует. Не переходя в философскую плоскость, Sports.ru называет и характеризует 10 игроков, которые стали открытиями сезона-2010/11.

10. Евгений Воронов («Динамо»)

Статистика: 12,8 очка, 2,7 передачи, 3,8 подбора, 1,8 перехвата

Упоминать одного из лучших игроков сборной России на чемпионате мира среди открытий чемпионата, по меньше мере, странно, но отечественные реалии таковы, что те, кто с успехом бьются за Блатта, могут успешно протирать штаны на «банке» в своем клубе. Воронов – а, точнее, его агент Сергей Тараканов – принял верное карьерное решение и еще до мирового первенства заключил соглашение с «Динамо». Задержка по зарплате в восемь месяцев дело, конечно, не шуточное, только все равно уходит на второй план. На первом – удачный сезон, множество запоминающихся матчей, роль супермена и появление в центре внимания, участие в конкурсе трехочковых и Матче звезд, 33 очка «Спартаку» и, главное, 29:46 в среднем за игру. Ну и контракт с ЦСКА как логичное завершение.

Именно контракт с ЦСКА сейчас видится главной проблемой. Воронов доказал, что его функции на площадке не только ограничиваются действиями на своей половине, подтвердил, что все же умеет бросать, порадовал стабильностью и не ушел в тень, когда вернулся после травмы Виктор Кейру, не потерялся из-за динамовского беспредела и до конца остался порядочным. Но при этом Сергей Базаревич весь сезон переживал из-за того, что никто из его парней так и не может вырасти в лидера и сплотить остальных вокруг себя. Не смог и Воронов. Получив предложение, от которого нельзя отказаться, защитник прекрасно понимает, что идет на риск даже с изначально худшими позициями, чем Сергей Быков, но не смущается. И, возможно, не только потому, что для того чтобы чего-то добиться, нужно бросать вызовы самому себе. Быть может, он чувствует, что более привычные для него ролевые функции не потребуют от него каких-то открытий.

9. Дмитрий Головин («Нижний Новгород»)

Статистика: 5,3 очка, 1,9 передачи, 1,8 подбора, 0,6 перехвата

Защитник, прошедший школу ЦСКА и «Химок» и промелькнувший на белградской универсиаде, не делал вроде бы ничего героического, не заставил переосмыслить свою игру и не ощутил прилив какой-то особенной уверенности. Он просто вместе с «Нижним» уверенно пересек грань, отделяющую суперлигу Б от ПБЛ, и вместе с командой стал открытием.

Выступление Головина – локальный успех, значение которого не стоит недооценивать. Его стиль по-прежнему непритязателен, а влияние на игру команду не слишком заметно. Куда заметнее агрессивность в защите и минималистичный гипердисциплинированный подчерк в нападении. «Башка» не стал другим, не открыл себя заново, не привлек избыточного внимания к своей персоне. Просто оказалось, что за два года он стал весьма органичной частью «Нижнего», команды, которая в сезоне-2010/11 очаровала едва ли не всех. Не каким-то искрометным комбинационным баскетболом, а элементарной жесткостью, агрессией и всепоглощающей жаждой борьбы. То есть, наверное, тем, что отличает и Головина.

8. Неманья Протич («Нижний Новгород»)

Статистика: 13,5 очка, 2,0 передачи, 1,8 подбора, 0,7 перехвата

Сербский разыгрывающий был одним из немногих, кого всерьез заинтересовала стадия борьбы за 5-е-7-е места. В известном смысле Протич выступил антагонистом Цвики Шерфа: тренер «Спартака» смирился с надвигающейся отставкой и делал вид, что выполняет свою работу, после чего был отпущен восвояси, защитник пахал так, как будто все только началось. В известном смысле для него так и было. После отчисления из «Железника» прошлой весной Протич долго и мучительно искал себя. Предложение от «Нижнего» его тогда не заинтересовало, и он изо всех сил пытался проявить себя в «Олденбурге» и «Химике», натыкаясь на стену недопонимания. После еще одного отчисления впору было бы переучиваться на что-то менее креативное, чем баскетбол, так что Протич рвал и метал, что было особенно заметно на фоне утративших мотивацию соперников. В результате все сошлось как нельзя кстати: Протич после стольких скитаний нашел свою команду, Лукич в конце сезона после залихватского подхода к селекционной политики нашел того самого Протича, которого ждал за год до того, и мысли о расставании с Алексичем и Кулагиным не омрачали его чело, не мешая наслаждаться весной. Серб стал проводником тренерских идей, обнажил свой снайперский талант и стал первым, с кем «нижегородцы» поспешили продлить соглашение по окончании сезона.

7. Никита Шабалкин («Динамо»)

Статистика: 10,3 очка, 0,5 передачи, 3,4 подбора, 0,5 перехвата

К динамовской передней линии некоторые относились с пренебрежением, но, в общем-то, зря. Благодаря умению Сергея Базаревича работать, отталкиваясь от сильных сторон игроков и желанию самого Шабалкина подстроиться под Алексея Жуканенко, из довольно однотипных форвардов получилась вполне боеспособная единица. Или, вернее, местами боеспособная. Было несколько матчей, когда переднюю линию бело-голубых задавили, только пришлись они как раз на тот период, когда Шабалкин выступал с травмой. В здоровом состоянии форварды здорово менялись, подстраховывали друг друга и нивелировали недостаток роста, накрывая мощных соперников вдвоем. Да и в нападении их узкопрофильность не становилась проблемой, помогая создавать угрозу на средней дистанции, откуда и Шабалкин, и Жуканенко активно атаковали. Далеко не всегда им сопутствовал успех, но совершенно определенно, что полноценное возвращение Никиты, пропустившего прошлый год из-за травмы, помогло бело-голубым отчасти компенсировать расставание с Сергеем Моней. Рекорд сезона для Шабалкина состоялся в матче с «Химками» (29 очков), но самой запоминающейся оказалась встреча с ЦСКА, концовку которой вытащили именно умения Никиты, грамотно приложенные Базаревичем.

6. Иван Паунич («Нижний Новгород»)

Статистика: 11,2, 5,4 подбора, 1,5 передачи

Лучшая характеристика выступлению Паунича – то, что он стал единственным иностранцем «Нижнего Новгорода» (Юрчика и Пустогвара среди таких можно не считать), которому удалось убедить Лукича и Панова в целесообразности продолжать сотрудничество. Если учесть с какой легкостью нижегородские боссы расставались с легионерами, пример которых считали не воодушевляющим для молодых игроков, то Паунича нельзя не отметить.

Его сезон получился не совсем однозначным, а для кого-то даже стал разочарованием. Быстрого серба с шустрым проходом влево и дальним броском сложно было не заметить на чемпионате мира, и казалось, что такой игрок, несмотря на молодость и отсутствие опыта, мог бы стать доминирующим лидером в «Нижнем». Этого не произошло. Слишком много функций (периодически защитнику приходилось выступать в роли разыгрывающего) и разногласия с тренером по поводу роли на площадки приводили к тому, что, оставаясь лучшим игроком в составе команды, Паунич иногда выходил со скамейки, иногда заигрывался и получал взбучку, выпадал из ритма, слишком тянул игру на себя.

И все же забракованный Дэвидом Блаттом защитник составил тот стержень, на котором Лукич строил игру своей команды. Серб не пропустил ни одной встречи, заслужил уважение работой на тренировках, стал самым результативным игроком в составе команды и заработал не просто право остаться, но и новый контракт.

5. Максим Григорьев («Локомотив-Кубань»)

Статистика: 4,4 очка, 0,9 передачи, 1,3 подбора

Максимом Григорьевым пугали уже давно. Еще прошлым летом Блатт пригласил разыгрывающего, проведшего в суперлиге семь с половиной минут, на ознакомительный сбор, и когда-то тогда, наверное, все и изменилось. За это время Григорьев прошел путь от малоизвестного игрока молодежной команды до стабильного участника ротации четвертого клуба страны. Понятно, что в «Локомотиве» акценты были сделаны в пользу Чалмерса и Йеретина, но юный талант заслужил вполне весомое доверие главного тренера и почувствовал столь необходимую уверенность.

Окончательно стало понятно, что Григорьев действительно сделал шаг вперед, и его неслучайно ставят в пример местной молодежи, в серии с ЦСКА. Дело даже не в почти тридцати минутах игрового времени во 2-й и 3-й встречах, а в том, что он показал. Максим совершенно не стеснялся бросать издали, в охотку брал инициативу, когда нужно было атаковать через пик-р-ролл, и главное, уже не смотрел на держащего его Холдена так, словно на него в дремучих джунглях обрушилась гигантская горилла. Благодаря тренеру и поверившему в него клубу (с воспитанником подписали контракт до 2015 года) Григорьев сумел раскрыться и оправдать самые громкие эпитеты. Как он поступит дальше со своей карьерой, зависит теперь только от него самого.

4. Дмитрий Кулагин («Нижний Новгород»)

Статистика: 8,6 очка, 1,7 передачи, 2,4 подбора

Дмитрий Кулагин приобщил всех нас к незнакомому ощущению встречи со звездой. Воспитанник ЦСКА блеснул еще на чемпионате Европы, уступив звание MVP Йонасу Валанчюнасу, чье имя сейчас на слуху, а в голосовании на звание лучшего молодого игрока Европы занял 15-е место. Пока все игнорировали эти успехи и не хотели верить, что в России есть талантливые ребята, Сергей Панов перевез алмаз в Нижний Новгород и приставил к его обработке Зорана Лукича. Тут-то и наступила самая пора президентам и директорам кусать себя за локти: Кулагин играл много и совсем не по-детски. Энергия, исходившая от шустрого разыгрывающего, заставляла забыть о его возрасте, небольшом опыте, дырявом кроссовке (наудачу), задорных кудрях и о партнерах. Подкупали даже не полеты, неуловимые проходы под щит, выдуманные на ходу передачи, а хладнокровие, с которым юный Кулагин все это исполнял, чувствуя какое-то превосходство и собственную значимость.

То, что последовало потом, вызвало шоковое состояние. Хотя не должно было. Ну правда, какая встреча со звездой без драки у ночного клуба?! Зоран Лукич весь сезон бился с гулящей молодежью, и инцидент с Кулагиным, оказавшимся во время Матча всех звезд в больнице, нарушил внутренний баланс. Доверие тренера ушло моментально, а после недолгих раздумий, видимо, подкрепленных еще какими-то не менее красочными примерами, Сергей Панов без особого сожаления выбросил найденную жемчужину обратно в море.

3. Сергей Карасев («Триумф»)

Статистика: 7,8 очка, 2,4 подбора, 1,1 передачи

В отличие от своего нынешнего партнера по юниорской сборной, защитник люберецкого «Триумфа» двигался по совсем иной траектории. Тренерский штаб, чрезмерно опекающий молодых игроков команды, юношу к основному составу подводил очень медленно. Карасев играл по 30-40 минут за молодежную команду, отгружал соперникам по 20-30 очков, тренировался со «взрослым коллективом», но его роль в ПБЛ сводилась к строго ограниченным ролевым функциям. Даже несмотря на временные лимиты, Сергей время от времени напоминал о себе, то отгрузив победную торпеду в матче со «Спартаком», то вспыхнув 16 очками в таком памятном матче «Триумфа» с «Химками», но форсировать события в люберецкой команде никто не спешил. При этом, находя полное понимание ситуации и у самого игрока. «Лучше сейчас выкладываться по полной, а потом уже можно дать какое-то послабление, когда уже кем-то станешь», – говорил тогда Карасев, осторожно мечтая стать высококлассным игроком «через три-четыре года».

Показалось, что к концу сезона, когда «Триумф» окончательно потерял шансы на попадание в плей-офф, что-то изменилось. Появилось не только время, но и определенный карт-бланш, а 34 очка в фантастическом матче с «Динамо» все же были не случайностью, а частью закономерного прогресса. И возможно, открытием какой-то новой главы в карьере игрока и истории «Триумфа».

2. Алексей Швед (ЦСКА)

Статистика: 7,9 очка, 2,6 передачи, 2,5 подбора

Возвращенный из аренды и оставленный в команде условно Швед имел все шансы вновь завершить сезон в другом клубе: особенной приязни Вуйошевича к молодому игроку замечено не было, редких всплесков не хватало, чтобы произвести цельное впечатление, а цепочка поражений окончательно лишили армейский корабль четкого курса, закружив в вихре металлических страстей. Периодически, когда его не забывали на скамейке, защитник взрывался отработанным аллей-упом на Воронцевича или элегантным данком, но проблески внушали лишь ощущение досады и негодования на скаутов, включивших юношу в список мировых талантов. Стандартная судьба типичного молодого таланта ЦСКА, казалось, грозила и Шведу, уже практически вышедшему из возраста «молодого, перспективного», но не приблизившемуся к своей мечте ни на полместа на «банке».

В плюс для Шведа сезон перевернули Йонас Казлаускас, а также стечение обстоятельств. Литовец всю дорогу относился к молодому таланту с повышенной строгостью, морщился, когда его спрашивали на пресс-конференциях, повторял, что возраст игроков его интересует в последнюю очередь, предпочитал проверенные варианты. Но Шведа не забывал: свои 20 минут в ПБЛ игрок получал в любом случае. Дополнительное время и возможности пришли, когда травма завершила сезон Рамунаса Шишкаускаса. Пусть в этом и есть своя логика, только она не объясняет того, что в финальной серии Швед превратился в полноценного лидера команды и расцвечивал порой бесцветную банальную игру чемпионов яркими красками легких непринужденных прорывов, ошеломительных аллей-упов и запоминающихся томагавков. Всего две встречи заставили оценить сезон совсем иначе.

1. Артем Яковенко

Статистика: 11,9 очка, 4,9 подбора и 0,8 передачи

Выхода на новый уровень Яковенко ждали очень длительное время, и, может, во многом благодаря этому ожиданию раскрытие форварда в прошедшем сезоне еще приятнее. На Артема слишком долго смотрели просто как на плечистого парня, который может играть в хоккей или американский футбол без специальной экипировки. Наблюдением за физическими качествами застенчивого форварда все и ограничивалось.

Поначалу было впечатление, что Яковенко и сам на себя смотрит примерно так. Предполагаемое присутствие мастеровитого игрока в передней линии действовало немного умиротворяющее и расслабляло слишком сильно. Артем уже нацелился выполнять черновую работу, помогать в защите и на подборе и наслаждаться лишь полученным временем, но тут ему пришлось пересмотреть свои взгляды на жизнь. Классного центрового «Нижнему» найти не удалось, Юрчик почти сразу получил травму, а неплохо начинавшего год Ваню Плиснича сократили из-за недостаточной отдачи – пришлось Яковенко заменить сразу троих и применить внушающие уважение габариты в более конструктивных целях. Оказалось, что в нагрузку к аршину в плечах, у Артема не кувшин, а стабильный бросок с дистанции, умение играть спиной, прыжок, защита наверху и желание прогрессировать, которое вовсю эксплуатировал Зоран Лукич.

К середине сезона Яковенко в Финале четырех Кубка России плечом задвинул Лонни Бакстера и окончательно дал понять, что не стесняется чувствовать себя лидером команды: юный форвард стал краеугольным камнем передней линии нижегородцев, не спешил уходить в тень, отважно сопротивляясь самым именитым соперникам, приучил всех к своей надежности и частенько барражировал на рубеже дабл-дабла. Ему в помощь так никого и не нашли, что привело к небольшому нервному срыву у Лукича, возмущавшегося, что ему приходится ставить травмированного форварда на игру, и лишило сна самого подуставшего Яковенко, но со стороны выглядело лишь боязнью растерять все накопленное с такими усилиями – Артем пропустил уже ничего не значащие встречи за 5-е-7-е места и смог переосмыслить свою новую роль, начав готовиться к новому сезону. Теперь вопрос лишь остался в том, будет ли он и дальше становится искуснее в ловких руках Лукича или предпочтет обналичить все накопленные дивиденды в одном из интересующихся им клубов.