8 мин.

Шарапова, Коннорс и шесть человек, влияющих на их совместное дело

Перевод статью Joel Drucker

Автор перевода: RoyalSpirit

Оригинал здесь:

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dennytenn/486684.html

 

Мария Шарапова: Генеральный директор

Шарапова совершила великое возвращение на вершину. В конце 2010-го её рейтинг был 18. В то время как в 2008-ом операция на плече несомненно была причиной её падения, трудно было представить Шарапову вновь играющую роль основной претендентки на титулы Больших Шлемов.

Но данный Шараповой талант скрыт от поверхностного взгляда, это история, которую никогда не рассказывают со всеми тонкостями и нюансами, как она того заслуживает. Шарапова это бизнес. Самый очаровательный рассказ об этом был опубликован в 2011 на страницах «Нью-Йорк Таймс», история о её корпоративном духе. Подобно русским научно-фантастическим романам в которых национальное политическое устройство описывалось с помощью аллегорий, Шараповские пространные комментарии в этой статье как бы невзначай раскрывают её подход к теннису: амбиции, упорство, стремление к максимальному результату, контроль над всем чем только возможно.

Только не ждите от неё разговоров непосредственно о теннисе. Тонкости ремесла – внутренние секреты (inside the lines???), тренировки, тактика, удары и уроки извлекаемые из побед и поражений – это всё совсем другая история. Теннис, как однажды выразился её новый тренер Джимми Коннорс «мой личный персональный бизнес».

Иван Лендл: Модель управления

Подождите секунду, а он какого чёрта здесь делает? Лендл представляет собой чёткую модель тренерской работы для Коннорса. Назовём это тренер-суперчемпион. Хотя, ничего нового – Билли Джин Кинг помогала Мартине Навратиловой – «суперчемпион» работает иначе, чем то, что мы видим в профессиональном теннисе обычно.

Большинство тренеров нуждаются в работе, и вынуждены выполнять распоряжения игроков, в противоположность командным видам спорта, где игроки подотчётны тренеру. Природа отношений «работодатель-работник» между игроком и тренером помещает некоторых тренеров в определённые рамки. Если верить бывшему теннисисту и психологу Аллену Фоксу: «Тренер, в конечном счёте, должен обладать авторитетом, а это не так просто, учитывая требования игрока. Но великий игрок обладает бОльшим авторитетом. Кроме того важно ещё и то, что он, возможно, не особо нуждается в деньгах».

«Настройся на борьбу и используй свой форхэнд», – наверное, так говорил Лендл Маррею. Тот наверное знал этот рецепт и до того, как встретил Лендла, но если слышишь это от восьмикратного победителя ТБШ, это добавляет его неотразимому форхэнду ещё больше мощи.

Кроме того имели значение эмоциональные проблемы Маррея, негативный настрой разрушал его уверенность в себе в Финалах Больших Шлемов. «Давай, иди поплачься своей маме», – сказал Лендл. Начинай плакаться мне или убей меня взглядом. Вот что – даже не думай, что мне это интересно, я выиграл намного больше тебя. Но я буду верить в твой успех до тех пор, пока ты будешь выполнять наш уговор.

Такова модель для Коннорса – поддержка супер-игрока. Слишком нематериально? Возможно, но представьте, что вы финансовый аналитик и рядом с вами сидит Уоррен Баффет, наблюдая за вашими упражнениями. Нематериальное может быть весьма мотивирующим.

Серена Вильямс: Проблема

Неприятности Маррея крылись в негативных эмоциях. Шараповская проблема, увы, намного меньше поддаётся контролю, выступая в виде Серены Вильямс. Шарапова способна решать проблемы как никто в теннисе. Не то чтобы она всегда побеждала Викторию Азаренко, Агнешку Радванску, Петру Квитову или кого-либо ещё из топ-игроков. Но против любой, кроме Серены, она может заставить себя бороться, сражаться и победить.

Но Вильямс это крепкий орешек. Вильямс быстрее, лучше подаёт и может выбить почву из под ног Шараповой. Кроме того Шарапову может выводить из равновесия, осознание того, что в её непревзойдённой вере в себя, что часто даёт ей преимущество над другими, Серена, как минимум, ей не уступает.

Есть одна вещь в которой игрок наиболее нуждается – тренерское слово. Это то, что тем более важно, чем выше уровень игрока. Пол Анакон, тренировавший таких титанов как Пит Сампрас и Роджер Федерер, сказал мне несколько лет назад, что «чем выше рейтинг, тем тщательнее надо следить за выражениями». Для тренера крайне важно находить правильные слова, идеи и концепции, ведущие к успеху. Возможно язык Томаса Хогстеда стал слишком фамильярным. Возможно.

Глория Коннорс: Идейный вдохновитель

В начале 70-ых, во времена, когда теннис воспринимался как вид досуга на свежем воздухе, Коннорс превратил его в яркий карнавал. Интересно, как много знает Шарапова о ранних годах её тренера?

Но разумеется её привлечёт интуитивный, пылкий дух который Коннорс привнёс в теннис, который был заложен его матерью Глорией. Достаточно хорошая теннисистка чтобы играть в Чемпионате США в Форест Хиллз, Глория была великолепна в разъяснении двойственной природы тенниса с нулевой суммой, игры, которая была по сути формой вложения в недвижимость, или даже более того – защитой личности. Беги за каждым мячом. Убей или будь убитым. Души соперников работой ног. Не отступай. Выплесни из себя всю свою страсть.Будет Коннорс использовать слова Глории дословно? Вряд ли. Но безусловно он будет транслировать её идеи.

Реклама 18+

Панчо Сегура: Учитель

Если Глория была гуру Коннорса в пору его студенчества, Панчо Сегура помог ему защитить докторскую. Для Сегуры корт был классом, с тряпкой для доски, на которой он рисовал бесчисленные диаграммы и графики – как выиграть мяч за счёт мозгов. Может Коннорс сделает пару звонков своему «научному руководителю»? Сегура говорит: «Шараповой не обязательно бить изо всех сил по каждому мячу. Она могла бы входить в корт почаще. Подкрадываться и бить с лёта. Ей надо добиться большего процента мячей выигранных с первой подачи».

Джимми Коннорс: Сопровождающий

С того момента как он покончил с профессиональной карьерой, Коннорс время от времени пытался найти своё новое место в теннисе – набеги на телевидение, 18-месячная тренерская работа с Энди Роддиком, и как стало известно сейчас, временная работа с Шараповой перед АО 2008 (турнир, который она выиграла обладая наилучшим за всю её карьеру движением, контролем корта и качеством исполнения ударов).

По большей части, однако, Коннорс был Гражданином Коннорсом, жившим в добровольном комфортабельном заточении в Санта-Барбаре. Но человек не может жить одним только гольфом. В каждом бывшем спортсмене глубоко сидит жажда деятельности и ты не можешь просто угомонить свою деятельную натуру. Пассивность совсем не вяжется с Коннорсом. Сейчас ему 60, и он наверняка ищет, как принято говорить в его любимом Лас-Вегасе, одну большую окончательную оценку для себя, ещё одно дело, которое позволит ему чувствовать себя востребованным и быть на виду.

Учитывая имеющиеся у Шараповой мотивацию, умения и достижения, что Коннорс может реально ей дать? Трудно представить, что он добавит новые технические измерения в её игру. На данном этапе её карьеры Шарапова вряд ли добавит в свой арсенал резанный бэкхенд или станет чаще использовать подачу-выход к сетке.

Было бы приятно увидеть как Коннорс включается в её спортивную жизнь. Работая с Роддиком он не сопровождал его на всех турнирах. И Лендл тоже не ездит с Марреем на все турниры. Однако с того времени как Шарапова рассталась с Робертом Лэнсдорпом в 2005-ом, тренеры Шараповой сопровождали её постоянно. Будет ли так же делать Коннорс? Что он будет говорить ей во время перерывов между геймами? Будет ли он давать публичные комментарии после её побед и поражений? Или он уподобится безмолвному Сфинксу?

Однако, как и у Лендла с Марреем, потенциально, присутствие возможно. Коннорс любил говорить, что он никогда не изменяет своей игре независимо от того, кто на другой стороне корта. Это безусловно бальзам на сердце бескомпромиссной русской. Но Коннорс так же любил говорить: «существует игра внутри игры». Если расшифровывать это может звучать так – если смотреть сквозь пальцы на браваду и бахвальство Коннорса во время игры вы увидите множество тонких изменений, которые он вносил в тактику, темп, тайминг. Возможно – только возможно – некоторые из этих наблюдений проникнут в сознание Шараповой и научат её вносить корректировки по ходу матча – не только против проблемной Серены, но и против всех других соперниц. «Я гарантирую» – говорит Сегура – «Джимбо продвинет её понимание игры».

Вернер Гейзенберг: Наблюдатель

Нет, это не какой-то игрок немецкой команды в Кубке Дэвиса времён до Беккеровской эры. Вернер Гейзенберг был физиком, который ввёл в обращение термин «принцип неопределённости». Главный аспект его концепции сводится к тому, что наблюдаемый объект меняется если за ним наблюдают.

Как это будет происходить в случае с Шараповой. Мы будем ловить сигналы свидетельствующие о воздействии на неё Коннорса. Больше эмоций? Более смелые удары? Улучшение определённых технических элементов? Лучшая работа ног? Скорее всего, всё перечисленное, когда, к примеру, обсуждалось его воздействие на Роддика.

Однако, если вдуматься, будет ли это реальными наблюдениями или лишь нашим желанием увидеть эти изменения? Это должна быть серьёзная оценка матчей сыгранных Шараповой до и после начала работы с Коннорсом, чтобы выявить все улучшения в игре Шараповой.

И будьте уверены, ненаучные разборы начнутся с первого же матча проведённого под надзором Коннорса.

Винченцо Пентанджели: Фигура умолчания

В фильме «Крёстный отец 2» по множеству причин гангстер по имени Фрэнк Пентанджели был выбран чтобы свидетельствовать в Сенатском Комитете и был официально представлен, как человек напрямую подчинявшийся приказам Майкла Корлеоне. Его показания могли свергнуть владычество клана Корлеоне и отправить Майкла в тюрьму. Так как он находился под тщательной защитой, убить его было невозможно.

Однако в день его выступления, Фрэнк осмотрев зал заседаний, увидел человека, которого не видел уже десятки лет. Это был его брат Винченцо, которого Майкл привёз из их родового гнезда на Сицилии. Из места, в котором они принимали Омерту (Закон Молчания), кодекс верности семье. Молчаливое присутствие Винченцо напомнило Фрэнку о том, о чём они оба договорились в прошлом. Винченцо не сказал ни слова. Не сказал и Фрэнк, отказавшись от своих предыдущих показаний.

Так это должно работать и у Коннорса с Шараповой. На тренировках, до и после матчей, за обедом или по телефону, это должно быть их персональной Омертой, подход и понимание тенниса должны быть общими между ними и только ними. Это придёт когда Коннорсу и Шараповой уже не будут нужны слова. Как это было между Винченцо и Фрэнком. Никаких лишних слов. Только бизнес.